Репортаж из серии "Как провел выходные", а именно как строил железную дорогу.
Много фотографий, меньше текста. Погнали.
И так, в одном из поселков под Новгородом мы обитаем уже не один год. Тому причина торфопредприятие, которое эксплуатирует узкоколейную железную дорогу для вывоза торфа с полей на поселковые котельные и на экспорт.
За последние 11 лет на наших глазах рушилась былое могучие величие этой транспортной магистрали. От былых 250 км путей осталось чуть более 20, да и те достаточно запущены. От былого большого парка локомотивов и вагонов осталось мало-мало.
Но, самое главное, ужд жива, и, с приходом новых собственников, торфопредприятие, а с ним и сама узкоколейка, получила второе дыхание. Мы же, тем временем, достаточно давно, горим идеей создать в тех местах музей узкоколейного транспорта. И, хочется верить, что наши труды не пропадут даром.
В связи с пополнением нашей коллекции новыми экспонатами, была достигнута договоренность с владельцами торфопредприятия о строительстве подъездного пути на наш земельный участок. Собственно, на выходных мы и занимались строительством этого пути.
Было решено сразу класть путь на бетонных шпалах, что продлит и улучшит его эксплуатацию, рельсы тоже укладывать плетями по 20-40 метров.
В субботу первая часть нашей "путейской бригады" проводила подготовительные работы: планировала земляное полотно в месте строительства, ремонтировала стрелку на будущий путь грузила шпалы на платформы и тд. Надо отметить, что еще 8 лет назад в этом месте был двухпутный перегон, а пару лет назад на его небольшом отрезке сохранившемся отрезке еще отстаивался подвижной состав. Но тогда не было возможности проложить ветку к нам. Сейчас же приходиться все строить с нуля.
На работу в всокресенье вышли с раннего утра. Было холодно, сыро и промозгло, но это не могло нас остановить...
Отремонтированная стрелка, что будет вести на наш путь. Сейчас она зашита, дабы у злоумышленников не было желания пусть под откос состав с торфом)) В дальнейшем планируем установить электропривод.
В субботу одну из платформ пришлось срочно освобождать от шпал, поэтому половина нашего шпального запаса была навалом выгружена у стрелки в месте будущего строительства.
Разгребать гору бетонных шпал еще то удовольствие, скажу вам...
Пасущийся на путях бычок с неодобрением смотрел на нас. Светофоры, кстати, уже восстановлены.
Вид на станцию со стороны полей. Утро. Холодно. Мерзкая погода.
Пока мы неохотно ковырялись в груде железобетона с полей показался мотовоз ЭСУ-2 (электространция самоходная узкоколейная), который возил сторожей на поля, и грибников за урожаем.
Эсуха остановилась возле места строительства, ибо дальнейшие работы предполагалось производить с ее применением.
Обсуждение фронта работ.
Раскладка шпал "по-научному"...
ЭСУ уехала на станцию за платформой шпал.
Работа, тем временем, продолжалась.
Чуткое руководство бригадира пути)
На улице дико дубово, 6 градусов тепла, при том что уже близка середина дня.
Хозяйственный поезд;) со шпалами.
С подвозом шпал работа пошла споро. Уж как удобно сгружать сверху по одной шпале, а не разгребать огромную кучу железобетона. Да и носить далеко не надо. Сгрузил с платформы 8 шпал - протянул поезд дальше.
Берегитесь низколетящих шпал.
Первый... пошел!
Работа спориться.
Маневры, протягиваем состав дальше.
Низко летит, к дождю.
После того как уложили шпалы до конца подготовленного земляного полотна, осадили состав и закрыли дырку в раойне стрелки. С земли тягать шпалы не хотелось.
Под ногами куча резиновых подкладок на шпалы.
Активная разгрузка.
... и не менее активная укладка.
После того как необходимое количество было выгружено, мотовоз утащил остаток обратно на станцию. Они нам еще пригодяться, но через некоторое время, когда начнем второй этап строительства - будем заводить линию на наш участок.
... и еще раз отремонтированная и зашитая стрелка. Была идея заменить крестовину на более пологую, но пока от нее отказались.
Общий вид на стройку.
В обратную сторону.
Тем временем началась следующая стадия строительства. Так как шпалы старогодние и их уже эксплуатировали, их надо было подготовить к укладке рельсов - вытащить старые скрепления (болты и клеммы), а так же очистить от земли отверстия под скрепления.
Уже подготовленные шпалы раскладывались по эпюре. Решили класть путь по упрощенным требованиям и шаг между шпалами установить ~1 метр.
Тяжело было ворочить шпалы вручную... так не хватало средств малой механизации))) ну или хотя бы шпальных клещей.
Подгоняем под эпюру.
К этому моменту нам привезли первую рельсовую плеть. Предполагалось что будут уложены плети длиной 40 метров, но на складе выяснилось, что все плети разной длины, поэтому укладывать будем то что вытащат из груды рельсов. Первая плеть была короткой - метров 16-18.
Рельс привезли до того как была размечена эпюра пути к стрелке, потому сразу уложить ее не удалось.
Разложить по эпюре возле стрелки мешали лишние шпалы. В какой-то момент нам надоело таскать их через главный путь поэтому воспользовались автомобилем для их перемещения.
"Эх, ну почему не на всех шпалах остались технологические скобы?!!!" - думает Дима. Правда сдается мне что думаем он матом...))
По эти двум карточкам видно как быстро менялась погода. В среднем каждые 20-30 минут холодрыга сменялась дождем, дождь - солнцем и на круг. Это сильно портило все рабочее настроение.
Таскали, таскали.. потом надоело что работа идет медленно и остатки перетащили на руках.
Не успел запечатлеть как надвинули на шпалы первую плеть, но вот вам момент сболтачивания стыка.
Первая плеть прикреплена к стрелке. Сейчас начнется ее закрепление.
Так как укладывали шпалы сразу на земляное полотно без отсупки балласта и даже без глубокой планировки - есстественно что остались ямы, поэтому первые шпалы необходило было заглубить.
Затем началось прикрепление пелти к шпалам. Заранее был сварен самодельный клеммный ключ, который путейцы на жаргоне называют "вертолет". Клеммы крепились хреново, сказывалось то, что они уже изрядно поржавели, да и сама оригинальная конструкция шпал не позволяла быстро наладить работу.
Между тем привезли еще 2 плети, одну метров 25, другую около 40.
"Бригадир пути" с трактористом обсуждают процесс надвижения плетей на шпалы.
Подгонка рельсовой плети по месту укладки.
Ну а дальше как в 19 веке - руками и ломами плеть надвигалась на свое место.
Эх дубинушка - ухнем)))
Первую и третью плеть надвигали все же с помощью трактора - было проще.
Подготовка к стытовке - плеть прокатывают вперед чтобы можно было состыковаит с уже уложенной.
Очередное сболтачивание стыка.
Третья плеть надвинута трактором.
Подгонка плети для стыковки.
Ну вот и третий стык. Первые три шпалы после стрелки уложены деревянные для облегчения строительства.
Здесь помчаться поезда!
Ну и в заключении - в конце дня над станцией после дождя встала радуга - хорошая примета.
Итог работы:
разложены бетонные шпалы по эпюре на протяжении 150 метров
уложено около 50 метров узкоколейного пути на рельсах Р-24.
Предстоит еще большой объем работы - всего надо уложить 200 метров пути, забалластировать, поднять рельсошпальную решетку на балласт и подбить его, выровнять путь в плане и профиле. Затем на путь будет выставлена вся имеющаяся у нас узкоколейная техника.
Надеюсь до холодов успеем.
Спасибо за внимание;)))
Узкоколейный музей своими силами
1.
Первый экспонат2.
Ремонт дрезины3.
Начало строительства пути4.
Стройка продолжается5.
"Золотое звено"продолжение следует...