Ремонтно-техническая база. Ее роль в ракетном комплексе Р-12.

May 15, 2014 17:34


Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет...
«Авиамарш»
Главной характеристикой любого оружия является его способность нанести ущерб противнику. Ракетные войска поражают неприятеля боевыми блоками стратегических ракет. В комплексе с ракетами Р-12 применяются моноблочные головные части. Это означает, что одна ракета несет один боевой блок с термоядерным зарядом. Таким образом, если говорить о ракете Р-12, понятия «головная часть» и «боевой блок» будут тождественны.



1. Головная часть ракеты Р-12 на транспортно-стыковочной машине 8Т318

Хранением, подготовкой к пуску, выдачей, транспортировкой головных частей ракет комплекса Р-12 занималась особая служба. В целях секретности ее назвали вполне обыденным термином «ремонтно-техническая база», или коротко «РТБ». Служба была настолько секретной, что ее персонал, имевший доступ к головным частям, называли «глухонемые». Сильной была не только скрытность, но и подготовка личного состава: в РТБ к работе с головными частями (ГЧ) ракет допускались исключительно офицеры, и только в ряде менее ответственных процедур сверхсрочники. Призывной состав был задействован при транспортировке ГЧ и их стыковке с ракетой, а также при выполнении вспомогательных задач как-то караульная служба, несение нарядов, и т. п. За то, что служба РТБ работала с «головами» ракет, ее личный состав также называли «головастиками», что носило хоть и шутливый, но уважительный оттенок.

Организационно каждая РТБ соответствовала ракетному полку, то есть  одна РТБ обслуживала головные части ракет одного полка. Командир РТБ, как и командир полка, подчинялся командованию соответствующей ракетной дивизии. При этом в ряде вопросов, связанных с боезапасом, командир РТБ подчинялся непосредственно командованию армии, Ракетных войск, и 12-го Главного управления Министерства обороны. Например, командир дивизии не имел доступа в хранилище ГЧ без специального разрешения, а для выдачи ГЧ для установки на ракеты наземных комплексов во время событий в Чехословакии 1968 года потребовался личный приказ главнокомандующего Ракетными войсками Н.И. Крылова.



2. Огневая точка на крыше хранилища головных частей

Как ракетный полк состоит из дивизионов, так и РТБ состоит из сборочных бригад (сббр). Головные части каждого дивизиона обслуживает одна сборочная бригада, размещенная в технической зоне дивизиона, но за своим заграждением и со своим контрольно-пропускным пунктом. На территорию сборочных бригад РТБ проходили по двум пропускам: один для того, чтобы попасть в ракетный дивизион, и второй, чтобы пройти непосредственно в зону РТБ.
Появление термина «сборочная бригада» вызвано спецификой работы с ГЧ. Головные части ракет Р-12 представляли собой сложные механизмы, которые изначально для продления срока хранения и удобства обслуживания поставлялись и хранились частично разобранными. Такое состояние называлось «степень готовности четвертая», или «СГ-4». О полностью собранной и готовой к установке на ракету головной части говорили, что она находится в степени готовности СГ-5. В самом начале эксплуатации комплекса Р-12 была более низкая степень готовности СГ-3, когда из головной части был извлечен ядерный заряд, за свою форму названный шаровым зарядом. Однако такое состояние продержалось недолго, и было характерно для частей раннего формирования.  РТБ 43-й Ракетной армии в основном начинали свою службу, имея на боевом дежурстве головные части в СГ-4. При этом ГЧ как для шахтных, так и для наземных дивизионов хранились отдельно от ракет. По тревоге их полагалось перевести из СГ-4 в СГ-5, и только потом выдать для стыковки с ракетами.



3. Площадка перед сборочным залом. В центре кадра сборочный зал, перед ним остатки крепления талей для перегрузки головных частей.

Впоследствии, в середине 60-х годов, с целью сокращения времени предстартовой подготовки порядок хранения ГЧ изменили. До самого конца службы Р-12 головные части для первого пуска наземных дивизионов находились в хранилище головных частей  в готовности СГ-5, а для второго пуска в СГ-4. Для шахтных дивизионов готовные части первого пуска находились в СГ-5, и были состыкованы с ракетами в ракетных шахтах, ГЧ второго пуска находились в СГ-4 в хранилище одного из наземных дивизионов.



4. Хранилище головных частей. На крыше видна упомянутая выше огневая точка.

По воспоминаниям ветеранов, самой первой головной частью, предназначенной для применения на ракете Р-12, была АА-12 мощностью 1 Мт, способ взрыва наземный контактный. Следующей, более совершенной, была АА-48, в конструкцию которой был добавлен источник нейтронов, т. н. «реактор», или «система «Гудрон», что несколько повышало КПД использования заряда. При этом единственным способом взрыва также оставался наземный контактный. В 1963-1964 годах на вооружение поступили головные части АА-21, и в скором времени за ней ВА-21, содержащие радиодатчик для воздушного взрыва. С тех пор можно было регулировать высоту подрыва в зависимости от поставленной цели. Каждая следующая ГЧ была несколько мощнее предыдущей за счет более рационального использования энергии термоядерного заряда. При этом распространенную версию о существовании в комплексе с ракетой Р-12 ГЧ эквивалентом 2,3 Мт ветераны не подтверждают, так как для этого был бы необходим другой заряд с большими габаритами.



5. Головная часть установлена на ракету. Музей Великой Отечественной войны в Киеве.

Под Винницей располагалась РТБ № 1696. Ее сборочные бригады заступали на боевое дежурство вместе с дивизионами 60-го ракетного полка. Аналогично дивизионам полка, в РТБ было три сборочных бригады: две обслуживали головные части для ракет наземного старта, и одна для ракет шахтного старта. Конструкция ГЧ для обоих типов ракет была одинаковой.

Источник фото №1: http://rocketpolk44.narod.ru/satana/r12.htm
Фото №2 предоставлено Скибенко В.А.

Назад | Содержание | Далее

_

ртб 1696, Р-12

Previous post Next post
Up