Когда я проделал работу по
сопоставлению знаков Зодиака и 12 архетипов Кэрол Пирсон, то самым сложным оказалось объяснить, зачем я это делал. С чего и начнём.
Источник изображения:
https://psy.systems/post/chto-obschego-u-zodiaka-s-arxetipami Уязвимые места теории архетипов
Американский психолог Джордж Боури удачно сравнил архетипы с космическими чёрными дырами: в обоих случаях это нечто такое, что нельзя наблюдать напрямую. Допустим, как астрономы делают вывод о наличии чёрной дыры? По косвенным признакам. Заметили в каком-то месте Вселенной аномально большое скопление звёзд. Как они там оказались? Должен быть достаточно большой объект, который притянул бы эти звёзды гравитацией. Но его - не видно. Тогда строится гипотеза, что существует некая невидимая штука, влияющая на поведение звёзд, которую для удобства назвали «чёрной дырой».
Похожим образом психологи обнаруживают архетипы. В поведении человека выявляются особенности, которые нельзя объяснить прошлым опытом или биологией. Следовательно, перед нами неведомое явление, влияющее на поведение людей, которое называется для удобства «архетипом».
Но что это значит? Это значит, что на сегодняшний день архетипы - это не научно установленный факт типа «Волга впадает в Каспийское море». А всего лишь гипотеза, наиболее удобным образом объясняющая научно установленные факты. И это значит, что в теории архетипов ещё будут и должны происходить научные открытия. Одним из перспективных направлений для таких открытий как раз и представляются сопоставление архетипов со знаками Зодиака. Почему?
Не только потому, что Зодиак тоже про звёзды, как и чёрные дыры. На самом деле быстрее всего приходит в голову мысль, что для архетипов Пирсон, как и знаков Зодиака, общим является
число 12. Конечно же, этого мало, но обычный человек чаще всего использует двенадцатеричную шкалу для измерений времени. На циферблате 12 часов, месяцев тоже 12 (отсюда же и знаки Зодиака). Так вот, важно то, что архетипы Пирсон - это тоже история, которая разворачивается во времени. Я сейчас говорю не о том
адаптированном для маркетологов варианте архетипов, который изложен в книге «Герой и бунтарь» (2001 год). А о классическом, которым пользуется весь остальной мир. Иначе говоря, о концепции путешествия героя, изложенной в книгах «Awakening the heroes within» (1991 год) и «What story are you living?» (2007 год).
Согласно концепции путешествия героя, все 12 архетипов должны быть прожиты в определённом порядке. Следовательно, перед нами линейный процесс, аналогичный времени. Другое дело, что Пирсон не нашла пространств, в которых этот процесс разворачивается. Её последняя идея, что за свою жизнь человек несколько раз проживает все 12 стадий путешествия героя, из-за чего архетипы могут меняться каждые полгода, практикой не подтверждается.
Мне кажется, что я нашёл два пространства, в которых путешествие героя действительно может иметь место. Во-первых, это семейная история. Во-вторых,
всемирная история. Возможно, изучение Зодиака выявит ещё одно пространство, где разворачиваются архетипы Пирсон.
Уязвимые места астрологии
Тем более, что в популярных текстах по астрологии часто можно прочитать описание знаков Зодиака с точки зрения влияния на характер. Откуда это берется? Существуют три слоя первоисточников.
Первый - наивная древняя физиогномика. Например, известный английский астролог Уильям Лилли в своей «Христианской астрологии» (1647 год) пишет, что Телец
«представляет человека невысокого роста, но полного, сильного и хорошо сложенного. Широкий лоб, большие глаза, крупное лицо. Крупные, сильные плечи. Большой рот и толстые губы. Большие руки, чёрные вьющиеся волосы.»
Проще говоря, испытывающие влияние Тельца персоны должны походить на быка.
Вы верите, что все, кто связан со знаком Тельца, невысокого роста и у них чёрные вьющиеся волосы? Нет? Тем не менее Лилли это апофеоз развития классической астрологии. На протяжении почти всей своей многовековой истории она - именно такая. Поэтому не стоит удивляться, что подобного рода откровения надолго отвадили людей от астрологии в Новое время.
Второй слой гораздо более современный. И отношения к многовековой истории не имеет, разве только через индуизм. Он обязан своим возникновением XIX веку, когда были открыты новые способы получения бессознательного материала: гипнотический сон, автоматическое письмо и другие. Применением подобных методов особенно прославилось Теософское общество. Оно нагенерировало множество материала, который попал затем в астрологию через Алана Лео. Именно с книги Лео «Эзотерическая астрология» (1913 год), где широко цитируются Блаватская, Ледбитер и Безант, началась тенденция приписывать знакам Зодиака психические свойства. Из произведения можно узнать, что знак Девы означает служение и телесное здоровье. А в Раке чувства меняются от радости до страдания непоколебимым образом.
Последний слой ещё более современный. Если Алан Лео прав, что знаки Зодиака влияют на характер, то дальнейшее просто. Не надо никаких путешествий в бессознательное, а просто берём биографии людей с одинаковыми гороскопами и сопоставляем. Вуаля! Но… тут имеются две сложности.
Если оставаться на фундаменте прагматики, то придется принять во внимание открытие американского астронома Ли Шапиро, уточненное его соотечественником Джоном Мосли. В 1977 году Шапиро установил, что Солнце пересекает не 12 созвездий, а 13. Более того, продолжительность пребывания светила в каждом разная. В частности, в Раке всего 20 дней, в то время как в Рыбах - целых 38. И это не все новости: Луна и планеты проходят ещё через восемь созвездий. Итого, полный список созвездий Зодиака состоит из 21 пункта: к уже известным знакам надо добавить Змееносца, а также созвездия Ворон, Гидра, Кит, Орион, Пегас, Секстант, Чаша и Щит.
Получается, что по-хорошему сначала надо перевести знаки Зодиака в новую шкалу, и лишь после сопоставлять гороскопы. Да, это несложно, но даже если сделать, исследователь натолкнётся на вторую сложность.
В школе у меня были три одноклассника, родившихся в один день. И были они очень разными. Весьма амбициозная отличница. Следующая - крепкая троечница, которая на первые роли не лезла, но и своего не упускала. Наконец, откровенный лентяй; я бы мог назвать его двоечником, если бы он не предпочитал учиться на единицы. Почему такая разница?
Правда в том, что на характер человека влияет много составляющих. Прежде всего, детям передаётся характер родителей. Именно отсюда истоки идущей 300 лет дискуссии «nature vs. nurture» (наследственность или воспитание; кажется, генетика побеждает). Далее, есть психология места: известно, что москвичи отличаются от петербуржцев. Но и Тюмень отличается от Екатеринбурга, хотя это вообще соседние города. Тем не менее в первом невозможно представить такой феномен, как шоу «Уральские пельмени», а во втором - Григория Распутина. В конце концов, есть особенности национальной психологии. Чтоб не утонуть в дебатах, просто прокатитесь на электричке от Будапешта до Вены. Хотя пограничного контроля между городами нет, пересечение границы вы обнаружите сразу. При том, что свыше двух веков венгры и австрийцы жили в одном государстве, и у них одинаковая религиозная конфессия. А ещё - есть влияние эпохи, о чем надо говорить отдельно и подробнее.
Таким образом, если учесть роль, которую играют в выработке характера семья, место проживания, национальность и эпоха, то для индивидуального остаётся не так уж много пространства. В то время как момент рождения отражает именно индивидуальное начало. Как выделить индивидуальное из этого набора?
И тем не менее в 12 знаках имеется логика
Я пошёл иным путем. Если люди долгое время считают, что знаков Зодиака всё-таки двенадцать (что противоречит реальным астрономическим данным). Если вокруг 12 знаков накоплен огромный слой культурных образов. В общем, если в поведении людей выявляются особенности, которые нельзя объяснить реальным опытом или биологией - то перед нами архетип. Точнее, 12 знаков Зодиака это символ, являющийся проявлением архетипа.
А раз это символ, его и надо толковать, как любой бессознательный материал. Только не методами Алана Лео, а более современными средствами, накопленными благодаря развитию в ХХ веке глубинной психологии. Как оказалось, при таких условиях в 12 зодиакальных знаках проявляется… та самая концепция путешествия героя, на основе которой возникли архетипы Пирсон.
Овен = Воин
Начинать интерпретацию с Овна легко и приятно, ибо знак совершенно прозрачен. Он начинается в месяце марте, который посвящён богу войны Марсу. Управляется планетой Марс, посвящённой всё тому же богу. Звучит по-латыни как Aries, в то же время греческий коллега Марса называется «Арес». Русское «овен» созвучно слову «
воин», глиф (символ) знака похож на V (victory = победа).
Телец = Опекун
Здесь довольно быстро удалось понять, что за Тельцом скрывается семитский верховный бог Илу, символом которого был бык. Арабы называют этого бога Аллахом, а страдающий на кресте Иисус обращался именно к нему со словами «Или, Или! лама савахфани?» (Мк. 15:34). Античные аналоги Илу - это Кронос (отец Зевса) и Сатурн (отец Юпитера). Русский аналог - это Велес, «скотий бог». То есть перед нами пастырь, он же Бог-отец, которого я уверенно сопоставил с
Опекуном.
Близнецы = Искатель
Предельно просто: знаком управляет Меркурий, посланник богов. А глиф выглядит как дверь.
Рак = Любовник
Ключом стало то, что глиф знака напоминает инь и ян. Рак управляется Луной, а это альтер эго Солнца. Архетип
Любовник по сути и есть альтер эго.
Лев = Бунтарь
С ним было сложно, ибо у всех в голове закреплён штамп, что Лев - это царь. Но созвездие названо не в честь царя. А в честь страшного чудовища, чьё убийство стало первым подвигом Геракла. Известен ещё один лев, убивать которого пришлось библейскому Самсону. Также тело льва имел коварный сфинкс. Наконец, издревле людей убивала болезнь под названием «львиная морда» (то есть лепра), она же проказа. Посмотрите фильм «Царство небесное» с Орландо Блумом, там про это есть.
То есть знак Льва - это не про царя, а про смерть. Что подтверждается и реальными отношениями в львином прайде. Чужих детёнышей новый вожак убивает, состарившихся и больных прайд не защищает, а изгоняет. Это не про царя, а больше про «солдатских императоров» в эпоху разложения Древнего Рима. Кстати, самый известный Лев в русской истории (Троцкий) был не царём, а революционером.
Дева = Творец
Созвездие посвящено Деметре, богине плодородия, это греческая вариация на тему богини-матери. Что такое плод? «По плодам их узнаете их», - говорит Евангелие от Матфея (Мф. 7:16). Это было сказано про людей. То есть плоды это наши творения.
Любопытно, что русскому слову «дева» созвучно Дэви - имя богини-матери в индуизме. И это не всё: предполагается, что индоевропейское верховное божество называли Dyeus, отсюда слова deus (бог), «дэва» (боги или просто духи в индуизме и буддизме). Одно из имён Бога - Творец, Создатель. Именно Бога видят некоторые люди во время имагинативных техник, когда знакомятся с субличностью, персонифицирующей их архетип
Творца.
Весы = Правитель
С Весами было и легко, и сложно. Дело в том, что в английском оригинале архетип
Правитель называется Ruler. Это от rule - то есть «правило». В то же время весы это атрибут богини Фемиды. Она занималась тем, что устанавливала от имени богов земной порядок (то есть сочиняла правила) и следила за его соблюдением. В общем, выполняла функции администратора.
Сложность в том, что в России под архетипом Правителя понимается не администратор, а то ли тиран, то ли нарцисс. Ибо в российской культуре начальник - это не работа, а вознаграждение. Тем не менее, оригинальный Правитель - это именно скучный администратор. Никаких «Всех казнить!» и схожих развлечений. Глиф Весов напоминает корону.
Скорпион = Маг
Самый сложный случай. Подсказка пришла через Деву: у них похожие глифы, только у Скорпиона молния на конце. Между прочим, по-арабски скорпион звучит как «ъакраб», что при обратном прочтении означает молнию («барк»).
Если Дева символизирует бога, то и Скорпион может быть аналогичным символом. Какой бог связан с молниями? Древнегреческий Зевс, римский Юпитер, русский Перун. Молния (перун) Зевса выглядит именно так, как глиф Скорпиона - подобно перевёрнутому трезубцу. И если за Скорпионом скрывается Зевс, а его супруга и одновременно представитель на земле Фемида это Весы, то всё логично. Ведь созвездие Весов раньше входило в состав Скорпиона, считалось его клешнями. Таким образом, Весы это орудие Скорпиона, также как Правитель это земное орудие Бога.
Ещё не надо забывать, что индоевропейский Dyeus отразился в культуре не только в качестве светлых богов вроде дэвов у индусов. Но и породил слой протестных существ: дивов у зороастрийцев и дьявола у христиан. Сам Зевс утвердился, восстав против своего отца Кроноса. При Кроносе человечество наслаждалось «золотым веком», после победы Зевса людям стало хуже. Следовательно, с точки зрения тех религий, которые поклоняются Богу-отцу (христианство в их числе), считать Зевса воплощением злого начала глубоко логично. Иначе говоря, перед нами волшебник, и не всегда в голубом вертолёте.
Стрелец = Мудрец
По легенде, созвездие Стрельца должно было принадлежать мудрому кентавру Хирону. Он обучил медицинскому искусству самого Асклепия, изобрёл небесный глобус. При этом Асклепий представлен тем самым тринадцатым знаком Змееносца, который обнаружил Ли Шапиро. И Змееносец вклинился как раз между Скорпионом и Стрельцом. Поэтому я за то, чтобы сопоставить Стрельца с архетипом
Мудреца, ибо одинаково учёные что Асклепий, что Хирон.
Козерог = Шут
Созвездие Козерога похоже на гигантскую улыбку, а его глиф - на профиль клоуна. Но я бы вот ещё на что обратил внимание. С точки зрения Пирсон,
Шут это переходный архетип между концом путешествия героя и началом нового. Ибо играть в игры это признак детства, и в то же время впадать в детство - признак старости. Поэтому в Козероге надо искать младенцев или стариков, а лучше сразу тех и тех.
Все есть. Старик это Дед Мороз, младенцы это Иисус и Зевс. Последнего вскормила коза Амалфея, в честь которой и назвали Козерога. Поэтому, относя Козерога к архетипу Шут, следует держать в уме, что это также Бог-младенец. А вот тут интересно.
Ибо Пирсон говорит, что путешествие героя делится на три этапа: подготовка, само путешествие и возвращение. Подготовка заканчивается Опекуном, на этом этапе мы встретились в Тельце с Богом-отцом. Этап непосредственно путешествия завершается Творцом, и на него в знаке Девы выпала Богиня-мать. Этап Возвращения заканчивается Шутом, и тут нам попадается Бог-сын. То есть получается, что в архетипах Пирсон зашифровано божественное семейство.
Водолей = Простодушный (Апостол)
Легко. Водолей это история о Всемирном потопе. Шумеры ассоциировали знак с богом подземных вод Энки, который предупредил Зиусудру о грядущем потопе. Греки ассоциировали созвездие с Девкалионом, собственным аналогом Ноя.
Попробуйте вообразить себя на месте Ноя. Все кругом заняты какими-то своими повседневными делами. И только вы тратите время незнамо на что - строите корабль. Посреди суши, ага! Над вами все смеются. Называют чокнутым. Чтобы даже психологически такое выдержать, нужна очень сильная вера. Вера - это
Простодушный.
Рыбы = Славный малый
За Рыбами скрывается история о страхе. Олимпийские боги выросли и бросили вызов предыдущему поколению богов - титанам. Когда чаша весов клонилась в пользу олимпийцев, титаны вбросили последний аргумент - ужасное чудовище по имени Тифон. Олимпийцы побежали в панике в Египет, маскируясь под животных. Зевс принял облик барана, Аполлон - ворона, Дионис - козла и т.д.
Афродита превратилась в рыбу. Рыбы в символике знака не просто плывут в противоположные стороны - они именно разбегаются. Быть неприметным, тише воды и ниже травы - это философия архетипа
Славный малый.
И что дальше?
Обязательно найдутся те, кто скажет, что всё не так. Что родившиеся под знаком Рыб непохожи на Славного малого и т.п. На это я ответил уже ранее: родившиеся под знаком Рыб не будут похожи даже на родившихся под знаком Рыб, ибо на характер влияет много факторов. Для чего тогда всё это?
Ещё раз напоминаю, что архетипы это научная гипотеза, объясняющая причины отклонений в поведении людей. А всякая гипотеза нуждается в подтверждении фактическими данными. В данном случае мы зафиксировали: ага, 12 знаков Зодиака рассказывают ту же самую историю, что и концепция путешествия героя. Если найти ещё несколько подобных историй, путешествие героя превратится из гипотезы в научно установленный факт. На что это повлияет?
Сейчас методом проб и ошибок выявлено, что когда носитель архетипа
Бунтарь занимается творческой деятельностью, он попадает в состояние, которое помогает справляться со многими проблемами. Но теоретического обоснования под это нет. Если же доказать, что путешествие героя это не просто гипотеза, а факт, тогда всё будет просто. Ибо следующим за Бунтарём архетипом является как раз Творец. Значит, всем Бунтарям можно будет смело предписывать арт-терапию.
Можно ли использовать путешествие героя в обратную сторону, для понимания психологии знаков Зодиака? Пока вопрос открытый. Из общения с астрологом Эльвирой Дубиной я
вынес гипотезу, что архетипы Пирсон ложатся на Зодиак в несколько слоёв. Астролог предположила, что это аналогично таким явлениям, как домициль, экзальтация, изгнание и падение. Может быть.
Оригинал материала опубликован в следующих источниках:
P.S. Ещё об архетипах в Зодиаке: