Прошлый год завершился у меня тем, что удалось найти три области, где действительно развёртывается то самое путешествие героя, которое описано в 12 архетипах Кэрол Пирсон. Кратко поясню, зачем это необходимо.
Источник изображения: собственное.
Герой какого времени?
Архетипы Пирсон - очень гармоничная теория, потому что каждое понятие в ней плавно перетекает в следующее. Именно этим концепция Пирсон выгодно отличается от других наборов архетипов, которые были предложены в разное время Анной Улановой, Сильвией Перерой, Энджелес Эрриен, Кэролайн Мисс, Робертом Муром и другими авторами. Но теория это хорошо, а вот есть ли на практике такие пространства, где архетипы разворачиваются именно в том порядке, как их придумала Пирсон? Или это просто красивая схема, которой предназначено остаться на бумаге?
Долгое время не было ответа на этот вопрос. Именно по этой причине, когда Маргарет Марк решила адаптировать архетипы Пирсон к маркетингу, она радикально изменила первоначальную концепцию - решила её рационализировать, отказавшись от путешествия героя. Однако, как я уже
писал, предложенный Марк вариант не подтвердился практикой: как оказалось, потребители мыслят всё равно в рамках концепции путешествия героя. Значит, надо не отказываться от концепции, а искать примеры её проявления.
Сама Пирсон выдвинула в итоге ту гипотезу, что человек проходит путешествие героя несколько раз в своей жизни. Поэтому, мол, ведущий архетип может меняться чуть ли не каждые полгода. Какие фатальные последствия это влечёт, я тоже
писал:
«Вдумайтесь: если архетип действительно меняется каждые полгода-год, то никакой ценности в этой концепции нет. Тогда можно порвать и выбросить все книжки Пирсон, ведь вы просто не успеете воспользоваться содержащимися там советами. Пока будете привыкать к одному архетипу, у вас вылезет другой.»
Поэтому вопрос о том, действительно ли где-то можно встретить путешествие героя в версии Пирсон или нет, имеет ключевое значение для её концепции. Если ответ положительный - то концепция поднимается на уровень научного открытия. Если нет, то проваливается в море беллетристики, а там неизбежно осядет на дно, сталкиваемая вниз молодыми конкурентами.
Так вот - ответ положительный. Три области, где я обнаружил разворачивание путешествия героя, это:
- семейные сценарии;
- знаки Зодиака;
- всемирная история.
Сопоставлению путешествия героя со знаками Зодиака посвящён материал «
Архетипы Пирсон в Зодиаке». Когда-нибудь позже я напишу и о том, как архетипы разворачиваются в семейной истории (тем более, что причины семейных сценариев я объясняю иначе, чем Эрик Бёрн). А сейчас - время рассказать об архетипах эпохи.
Архетипы исторических эпох
Конечно, я не первый, кто задумался об архетипах истории. Одна из последних книг Карла Густава Юнга называется «Эон». В переводе с греческого слово «эон» означает эпоху. Термин применяется в геологии, обозначая такие эпохи, как архей или протерозой. Применяется он и в астрологии, означая период примерно в 2.000 лет: отсюда выражение «эра (эон) Водолея» и т.д. Упомянутая книга Юнга посвящена эону Рыб, в котором разворачивалась история христианского архетипа.
Особенность моего открытия в том, что я обнаружил более короткие периоды в истории, длительностью 150-250 лет, каждый из которых проходит под знаком одного из архетипов Пирсон.
Уже в феврале прошлого года в
тексте об архетипе Шута я обратил внимание на то, что переживаемая человечеством эпоха постмодерна похожа по характеру на этот архетип. Действительно, это очевидно настолько, что для подобного вывода совершенно не обязательно быть гением. Ведь чем отличается постмодерн? Усталостью от интеллекта. Никто не хочет думать.
Не хочется думать экономистам, поэтому они отказываются от плановой экономики и распродают госсектор - пусть рынок сам уладит. Не хочется думать политикам, поэтому они оценивают отрасли по простым и ненапряжным KPI. Например, науку - не по содержанию открытий, а по формальным признакам. Не хочется думать и широким народным массам, поэтому тексты длиной больше 1.500 знаков стали называть лонгридами. Эпоха больше предпочитает развлечения и готовые ответы (их с удовольствием подсовывают ЛСД и мистика).
Также не надо быть гением для того, чтобы сопоставить предыдущую эпоху модерна с архетипом
Мудреца.
Мудрец и Шут меняются у Пирсон в таком же порядке, что и модерн с постмодерном. Поэтому был повод зацепиться за это и продолжить копать вглубь веков.
Довольно легко оказалось сопоставить архетип
Правителя с периодом господства абсолютизма в политике (приблизительно 1614-1789 годы) и классицизма в культуре; в конце концов, с созданием колониальных империй. Не менее легко было сопоставить Северное Возрождение (1496-1669) с эпохой
Творца. Но имелись два вопроса:
- как вместить эпоху Мага после классицизма?
- как трактовать обычное Возрождение, если это не эпоха Творца?
Эпоха Мага = культ гипноза (1775-1895)
Наше с вами мировоззрение, читатель, во многом сформировано модерном, то есть эпохой Мудреца. Нас учили, что время линейно. Что сначала было Просвещение, а потом сразу Первая промышленная революция. А потом Вторая промышленная революция. А после - доктор Фрейд с психоанализом. Где тут место для необычного и магии?
Однако если правильно сформулировать вопрос, то станет очевидным и ответ. Давайте спросим себя: «Как вместить эпоху Мага между классицизмом и реализмом?» И ответ придёт: эпоху Мага лучше всего поместить в романтизм. Как сказала бы Маргарет Дрэббл, грубо говоря, между 1770 и 1848 годами. Присмотримся-ка к этому периоду.
Частично я уже затрагивал факты в заметке «
Почему Маги не могут создать Хогвартс», но повторение - мать учения. Итак, в 1770 году выходит в свет первая книга Жана-Батиста Альетта, известного под псевдонимом Эттейлла. Кто это такой? А это человек, который создал в Европе моду гадания на картах Таро. Неожиданно, не так ли? Ведь про карты Таро можно прочитать, что они были в ходу с 1392 года, и при чём тут Эттейла? Однако Бог - в подробностях!
Как оказалось, колода «Таро Карла VI» была не гадательной, а игральной. Итальянские колоды тарокки XV века тоже являлись игральными. Получается, что использовать Таро исключительно для гадания начал именно Эттейлла. Во второй половине XVIII века, как я уже говорил. А в 1781 году Антуан Кур де Жабелен подбросил дровишек в костёр, приписав картам Таро несусветную древнеегипетскую древность.
Между прочим, о кострах: последнюю ведьму казнили в Европе через год после труда Жабелена. Это не значит, что Европа перестала верить в колдовство. Ведь ровно в том же году в Венеции впервые издают «Добротолюбие» - сборник трудов исихастов. А исихазм, если кто вдруг не знает - это название православного мистицизма. Нет, не перестали верить в колдовство в Европе, просто занятия магией перестали быть предосудительными. Более того, последние начали поощрять: в 1775 году Франц Антон Месмер получает за открытие гипноза статус академика. Ещё через десять лет его ученик Арман де Пюисегюр изобретёт гипнотический сон - и его открытие обеспечило весельем почти весь XIX век.
Наверное, не хватит места, чтобы передать атмосферу, где тень Пушкина диктует Павлу Нащокину стихи на спиритическом сеансе. Где барон Дюпоте рисует на полу магические зеркала и стрелы, которые в буквальном смысле убивают. Где «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» (учебник православной магии) настолько затёрты до дыр, что сыскать их автора решительно нельзя. Где священники занимаются предсказаниями (Брянчанинов), а Блаватская создаёт почтенные талмуды методом автоматического письма. И всё это - несмотря на век пароходов, открытие таблицы Менделеева, создание электрической лампы!
Когда заканчивается эта славная эпоха? Вопреки словам Дрэббл, вовсе не в 1848 году. Она заканчивается таким же ярким рубежом, как и возникла. Это смерть Блаватской (1891) и Жана Маритена Шарко(1893), остановка публикации работ последнего (1894), раскол Теософского общества и выход книги Фрейда и Брейера«Исследование истерии» (1895). Пожалуй, последнюю дату, как символ размолвки психологии с гипнозом, можно считать завершением времени Мага.
Кризис позднего Средневековья = эпоха Бунтаря (1315-1526)
Суть такого этапа путешествия героя, как архетип
Бунтарь, это смерть с последующим воскресением. Поэтому идея соотнести границы эпохи с кризисом позднего Средневековья приходит в голову легко. Началом кризиса считается Великий голод 1315-1317 годов. Конец можно соотнести с Крестьянской войной в Германии 1524-1526 годов.
Хотя 1526 год это относительный такой конец, ведь годом ранее великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский превратил подведомственную территорию в герцогство Пруссия… и тем самым запустил политическое течение, известное как Реформация (1525-1648). Поэтому вопрос: Реформация это процесс бунтарский или творческий?
Безусловно то, что Реформация начиналась как бунтарский процесс, однако в результате приобрела творческий характер. Если предшествовавшие ей такие мощные бунтарские течения, как Великий западный раскол (1378-1417) или Гуситские войны (1419-1434), не привели к изменениям на политической карте мира, то Реформация способствовала возникновению новых государств и даже наций. Само требование перевести Библию с латыни не могло не способствовать этому. Благодаря Реформации англичане поняли, чем отличаются от французов (хотя делопроизводство осталось на французском языке), северные немцы - чем отличаются от поляков и австрийцев, голландцы - чем отличаются от испанцев.
Почему же Великий западный раскол и Реформация, будучи похожими внешне (ведь в обоих случаях целью являлся контроль мирских правителей над церковью), имели разные последствия? Потому что разным было содержание эпох: Реформация совпала с пробуждением творческого начала. Например, параллельно ей шло Северное Возрождение. А в чём отличительная особенность Северного Возрождения?
Итальянское Возрождение являлось возрождением в прямом смысле этого слова. То есть его сутью было подражание античному стилю. Настолько полное, что ряд энтузиастов эпохи подозревается даже в подделке произведений Древней Греции и Рима. Например, Джон Уилсон Росс
обвинял собирателя древних рукописей Поджо Браччолини (1380-1459) в подделке Тацита.
В отличие от итальянского Возрождения, северный аналог был оригинальным. Он не копировал традиции других эпох, а представлял собой чистое творчество. Напомню, что суть архетипа Бунтарь это смерть с последующим воскресением. Так вот: классическое, итальянское Возрождение - это именно воскресение. Почему я и отношу его к эпохе Бунтаря.
Пожалуй, самое важное в теме эпохи Бунтаря то, что кризис позднего Средневековья - это общемировой процесс, а не сугубо европейский. Это крах не только заслуженных европейских империй вроде Флоренции и Новгорода, но и гибель Монгольской империи, падение Мамлюкского султаната в Египте и Делийского султаната в Индии. Уж на что американский континент не был связан в то время с Евразией, но и там происходят аналогичные процессы. Распад Майяпанской лиги (1461) - это конец той самой, легендарной цивилизации майя. Другой бренд доколумбовой Америки, Империя инков, хоть и смог дотянуть до появления конкистадоров, но был сильно ослаблен гражданской войной (1529-1533).
Что это значит? Это значит, что через архетипическое путешествие героя нам удалось нащупать ритмы мировой истории. Следовательно, при всей самостоятельности истории цивилизаций, мировая история имеет право на существование как отдельное явление.
Какие ещё эпохи
Можно ли, используя разбег в 150-250 лет, выделить этапы путешествия героя среди более ранних эпох? Давайте попытаемся.
Любовник (1144-1374)
Например, с чем ассоциируется архетип
Любовник? Романтика, эстетика. И тогда пожалуйста - вот вам эпоха куртуазной литературы (1186-1340). Вот вам рыцарские турниры (1066-1559). Вот вам готическое искусство (1144-1380). Вот вам «дольче стиль нуово», вот вам Проторенессанс с любовью к Беатриче и Лауре.
Искатель (1000-1274)
Значит ли это, что более ранний период можно сопоставлять с архетипом
Искатель? Почему бы нет? Вот вам крестовые походы (1096-1272). Вот вам открытие Америки викингами (982-1002). Вот вам первый университет (1088) и ранняя схоластика. Вот вам примеры из других культур: Авиценна (980-1037) и Аверроэс (1126-1198), учёный китаец Шэнь Ко (1031-1095). Вот вам первые средневековые мистики: суфии (аль-Худжвири, аль-Кушайри, аль-Газали), бегинки (1170-1311).
Опекун (768-1024)
Можно ли считать ещё более ранний период эпохой
Опекуна? А вот посмотрите: приблизительно в одно и то же время в разных частях ойкумены правят люди, прославившиеся как покровители культуры. Это основатели прославленных династий Карл Великий (768-814, начало Каролингского Возрождения), Харун ар-Рашид (786-809, начало Золотого века ислама), Оттон I (936-973, начало Оттоновского Возрождения), Чжао Куанъинь (960-976, время «мудрых министров» и «честных конфуцианских чиновников»).
Воин (514-804)
Тогда можно ли предыдущую эпоху отнести к архетипу
Воина? В этом месте я должен радостно потереть руки, ведь в материале «
Архетипы Пирсон в Зодиаке. Часть II из II» говорилось, что под влиянием архетипа Воин находится ислам. И что мы видим?
629-751 годы это период арабских завоеваний. Впрочем, завоеваниями могли тогда похвастаться не только арабы. В 514-530 годах при царе Калебе достигло своего пика Аксумское царство. 527-565 годы это войны Юстиниана I, наивысшее расширение Византийской империи. 531-628 годы - это апофеоз экспансии государства Сасанидов. В 545-581 годах происходит становление Тюркского каганата, а в 562-626 годах - Аварского. Одновременно с арабами, в 626-751 годах ведётся экспансия империи Тан.
Но возникает вопрос: что есть Великое переселение народов, как не проявление архетипа Воина? Ведь воинственные гунны это 370-454 годы и так далее. Может, обнаружена ошибка в алгоритме?
Может быть. Недаром период с VI по X век называют «тёмными веками». Мало источников, много подделок. Ошибки возможны даже в хронологии.
Славный малый (313-528)
Но я хочу задать вопрос: что является главным событием для IV-V веков - нашествие гуннов и прочих «варваров» (большинство из которых не сами пришли, а были приглашены как федераты) или же распад Римской империи? Разумеется, распад империи, ведь он сопровождался явственным упадком городов. Хорошей метафорой служит пример с городом Нимом, который
привёл публицист Алексей Богословский: если местный амфитеатр был в античности всего лишь одним из сооружений города, то после падения империи в нимской арене умещалось всё население места.
Стремление жить малыми коллективами присуще архетипу
Славный малый. И в этом отличие от архетипа
Простодушный, который тяготеет к большим коллективам - мегаполисам, империям. Позднеримская рурализация - это влияние Славного малого в рафинированном виде, ведь архетипу максимально соответствует именно образ жителя деревни. Славный малый пессимист - и вдруг учёные приписывают беды Римской империи некоему «климатическому пессимуму раннего Средневековья», хотя тот начался лишь в 450 году, а пик его пришёлся на 535 год (империя не дождалась).
Впрочем, что мы всё о Риме? Китай в этот период тоже переживал раздробленность: это эпоха 16 варварских государств (305-439). Ну а ещё Славный малый про равенство и братство: и в Персии в 488 году начинается маздакизм - средневековый коммунизм.
В тексте про Зодиак я говорил, что к архетипу Славного малого обращается и христианство, поэтому датирую начало эпохи Миланским эдиктом (313 год). Отсюда вопрос: последующий крах империи это просто совпадение, или же, как
говорит Богословский, экономический упадок в Европе мог быть вызван «эффективными менеджерами» в христианском руководстве?
Действительно, принятие христианства не уберегло не только Рим, но и Великую Армению. Однако ничем не помешало Аксумскому царству пережить расцвет в VI-VII веках. Таким образом, я думаю, что христианство стало просто фоном.
Простодушный (66-360)
Если я правильно расшифровал связь знаков Зодиака с путешествием героя, то по границе между Простодушным и Славным малым должна случиться катастрофа. Конечно, мы не можем знать всех подробностей древних эпох, но есть некоторые факты. 220 год - конец империи Хань, которую китайцы считают такой же классикой, как европейцы античность. 227 год - крушение Парфянского царства. 235-284 годы - кризис III века в Римской империи. 250 год - начало заката Кушанского царства.
То есть наблюдаем кризис по всему материку. В каждом случае есть свои убедительные причины, но… неужели это просто совпадение?
Помимо катастроф, я связываю архетип Простодушного с религиозным фанатизмом. И мы вдруг наблюдаем во II-IV веках становление важных религиозных течений. Наверное, излишне напоминать о гонениях на христиан при Нероне (64 год), Деции (250 год) и преемниках Диоклетиана (303-311 годы). Так что обратимся к менее распиаренным событиям.
Парфянский царь Вологез I (51-78) предпринимает первую попытку кодификации Авесты. Василид (117-138) создаёт александрийский гностицизм. При императоре Антонине Пие (138-161) в римскую армию проникает митраизм. Иехуда ха-Наси (135-220) систематизирует основы ортодоксального иудаизма. В 142 году возникает первая даосская школа (Пять Ковшей Риса), а в 153 году выполнена старейшая надпись махаяны. Наконец, в 242 году начинается проповедь пророка Мани. Думаю, что эти факты убеждают.
Снова Шут (65 до н.э. - 184)
Продолжая выявленную логику, эпоха Шута должна выпадать на рубеж тысячелетий. Так и есть. Когда было сказано «Хлеба и зрелищ»? Это взято из IV книги «Сатир» Ювенала, написанной между 121 и 127 годами. Но на самом деле популистская политика началась раньше. Ещё в 105 году до н.э. гладиаторские игры стали важным государственным делом.
Когда жил самый высокооплачиваемый спортсмен? Думаете, в наше время? Вовсе нет; то был колесничий Гай Аппулей Диокл, умерший в 146 году. В 70 году Плиний Старший впервые упоминает о «партиях цирка» - это предшественники современных спортивных фанатов. А когда шутник Калигула произвёл в сенаторы коня по кличке Инцитат? Наконец, фраза «Юный, но уже уставший жить римлянин» - это характеристика скульптуры конца II века. Иначе говоря, то время - античный постмодерн.
Кажется, круг замыкается, а потому пока нет смысла копать глубже. Да, в более древних слоях можно разыскать и свой модерн. В римской истории это наверняка будет период с конца II века до н.э. - и до завершения правления Траяна. В истории Китая - период упоминавшейся империи Хань.
В ещё более древних слоях можно поискать и Мага. Например, можно вспомнить Цицерона (106-43 гг. до н.э.), который уже знал о Гермесе Трисмегисте. Что кажется логичным, ведь фигура Тота-Гермеса - это пример синкретизма, и ему самое время возникнуть в эллинистический период. Хорошая компания для модных в ту эпоху Изиды и Сераписа. Можно вспомнить и китайского императора У-ди (156-87 гг. до н.э), при котором процветали шаманы и прочие маги. Можно вспомнить вакханалии, которые пришлось запрещать в 186 году до н.э., а их участников казнить, как позже европейских ведьм.
Но для одного очерка и так уже сделано много. Поэтому настало время подвести итоги.
Хронология
Источник изображения: собственное.
Что дальше
У предложенной мною схемы есть очевидные недостатки. Во-первых, она не выглядит стройной: у эпох получается неравномерная продолжительность. Где-то она менее 150 лет, а где-то почти 300. Во-вторых, всё время кажется, что классификация использует различные основания. Потому что для характеристики одних эпох на первый план выходят политические события, других - культурные и т.д. В-третьих, создаётся впечатление, что описание истории через призму архетипов путешествия героя игнорирует важные черты эпох. Например, фактор войн.
Значит ли это, что моя гипотеза неверна? Не значит, ибо совокупность фактов является достаточной, чтобы от неё нельзя было просто отмахиваться. Ведь гипотеза имеет также и достоинства.
Во-первых, она объясняет, почему современность так похожа на период упадка Римской империи. Этому факту я посвятил ещё свою первую студенческую курсовую в 1995 году, хотя тогда многие процессы вроде массового оглупления были ещё не столь откровенны. В то время я пытался найти объяснение через экологические факторы, но как с помощью экологии объяснить оглупление? Объяснение через архетипы кажется мне более всеобъемлющим.
Во-вторых, моя гипотеза демонстрирует ответы на волнующие сегодня человечество вопросы. Каковы последствия роботизации? А вот каковы: чтобы прокормиться, людям придётся уезжать в деревню и переходить на натуральное хозяйство. К чему приведёт мода на мистические практики? К появлению новых мировых религий или широкому обновлению старых. И далее по списку.
Поэтому гипотеза нуждается скорее в доработке, нежели в отметании её с порога. Надо уточнять содержание и продолжительность эпох. Надо изучать, почему что-то пропущено; возможно, архетипы лежат в истории также в несколько слоёв, как в Зодиаке.
Можно ли было обойтись без этих недочётов в первой публикации по столь глобальной теме? Думаю, важнее было сделать первый шаг, чем добиться совершенства. Потому что сама моя гипотеза говорит о том, что человечество не поднимается к какой-то цели, по которой можно мерить совершенство, а идёт по кругу.
P.S. Ещё об архетипах во всемирной хронологии: