[страница 172]
Каир, 28 ноября 1942 г.
По возвращении с Мальты и Алжира я был рад узнать, как наши люди провели День Благодарения. В большинстве подразделений проводились церковные службы, и капелланы усердно молились «о безопасности наших людей и о Божьем благословении в нашей праведной борьбе с тираническим врагом». На обед в честь Дня Благодарения наши люди от Сирии до Киренаики получили по фунту американской индейки высшего сорта плюс свежезамороженный горох, кукурузу и все приправы. Подвиг Квартирмейстерского Корпуса [Quartermaster Corps] по доставке замороженных индеек высшего качества из Техаса вместе со свежими овощами в пустыни Африки - это то, чего никогда раньше не случалось на войне.
Каир, Египет, 5 декабря 1942 г.
Подполковник К. В. («Сонни») Уитни [C. V. ("Sonny") Whitney; k4: он же
Корнелиус Вандербильт Уитни], служивший в штабе Пустынной Оперативной Группы [Desert Task Force] заходил на обед. По результатам своих приключений в пустыне он телеграфировал своему домашнему дрессировщику, чтобы тот назвал шесть его жеребят «Джип», «Тобрук», «Связист», «Бенгази», «Петрол-Пойнт» и «Хорошее шоу» ["Jeep," "Tobruk," "Signals Bloke," "Benghazi," "Petrol Point", "Good Show"]. Он посмеивался над людьми, которые теряют свои деньги, делая ставки на его лошадей, ассоциируя их с его собственным [[боевым]] опытом в Африке.
Каир, Египет, 8 декабря 1942 г.
В течение последних 10 дней основной задачей 9-й Воздушной Армии была разработка планов переброски тяжелых и средних [[бомбардировщиков]] и истребителей ближе к фронту, и доставка грузов 8-й Армии и ВВС Великобритании в район Бенгази. 2 декабря маршал авиации Конингхем и я совещались в Бенгази по поводу нехватки топлива у 8-й Армии. Эта работа была возложена на 316-я авиатранспортную группу. Это было незадолго до того, как C-47 смогли организовать «летающий трубопровод» прямо до линии фронта. За один день 49 C-47 перевезли 48510 галлонов топлива из Эль-Адема [El Adem] в Адедабию [Ajedabia], которое перебрасывалось на расстояние в 425 миль на грузовиках и [[далее]] 250 миль на самолете. Полеты совершались за час и 50 минут. Для 59 грузовиков это было бы 3-дневное путешествие.
29 ноября тяжелые машины атаковали гавань Триполи, потопили три корабля и нанесли значительный ущерб портовым сооружениям.
[страница 173]
[4 декабря Liberator-ы 98-й и 376-й групп] атаковали гавань Неаполя, сбросив 110 000 фунтов бомб на итальянский флот. Наблюдатели на рейде в Неаполе сообщили о попаданиях в линкор и два крейсера, а также о повреждениях доков и железнодорожных станций. Это была первая атака войск США на материковую часть Италии, и поздравления были получены со всех сторон. Поставки Роммелю теперь должны были быть остановлены у их источника. Британская разведка сообщила: «Ключ к обороне Роммеля в Эль-Агейле лежит в борьбе, которую обе стороны ведут за припасы и подкрепления. Решающее значение будет иметь господство в воздухе, и в Ливии страны Оси определенно проиграют».
Проблема снабжения в пустыне была всепоглощающей. Ни один командир не мог сделать ход или спланировать даже локальную стычку, не продумав материально-техническое обеспечение. Лучшее описание того, какой была пустыня для поля боя, дал командир пленного немецкого танка генерал фон Равенштейн [von Ravenstein] : «Пустыня - рай для тактика, но ад для интенданта!»
Каир, Египет, 9 декабря 1942 г.
57-я группа вернулась в строй. Они вступили в бой с самолетами противника над «Мраморной аркой» ["Marble Arch"], сбили 7 Ме-109 и повредили пять.
Алжир, 10-11-12 декабря 1942 г.
Общая ситуация в Тунисе принципиально не изменилась со времени моего предыдущего визита две недели назад. Генерал Эйзенхауэр считает, что, если в этом месяце не удастся организовать достаточно сильное наступление, сокращение плацдарма Оси и оккупация района Тунис-Бизерта могут стать вопросом недель или даже месяцев.
Каир, Египет, 13 декабря 1942 г.
Вчера Эль-Агейла была оккупирована 8-й Армией.
О масштабах потерь Роммеля, как в личном составе, так и в технике, ясно свидетельствует его уход из Эль-Агейлы - за два дня до намеченного британского нападения. Сравнительная численность двух сил в Эль-Агейле составляла примерно 25000 у Оси против 40000 у британцев.
[страница 174]
Проблема снабжения у Роммеля становится все острее. Четыре пятых всех судов, отправленных в Триполи в первые две недели декабря, были уничтожены авиацией и подводными лодками, причем Триполи еще находится в 400 милях к западу [[от пункта назначения]], а дороги, по которым должны были идти эти припасы, почти ежедневно обрабатывались нашей авиацией. До падения Эль-Агейлы тяжелые и средние самолеты 9-й Воздушной Армии совершили 1621 самолето-вылет и сбросили на противника 2632 тонны [[бомб]]. 57-я истребительная группа "уничтожила" 52 самолета, "предположительно уничтожила" и "повредила" 37.
Многие из тех, кто делал эти усилия возможными, жили в пустыне странной жизнью. Гамбут [Gambut], передовая база тяжеловесов, был, пожалуй, самым уединенным местом. Когда тяжелые машины выдвинулись из зоны Суэцкого канала и начали наносить удары по Триполи и Италии, они вылетали в Гамбут, заправлялись и на следующий день или ночь вылетели к цели. На большинстве карт Гамбут не обозначен, и я так и не узнал, откуда у него такое название, потому что состоит он ровно из одного блокпоста. Соседями Девятой Воздушной Армии в этом безлюдном месте были кочевники бедуины [[племени]] Сенуси и козы. Парни выменивали у Сенуси яйца, и это было не простым времяпрепровождением. Оно требовало особого искусства, особенно после того, как сенуси прознали, как сильно американцы ненавидят сушеные [k4: "dried" порошковые(?) ] яйца и сколько они готовы выложить за свежие.
Единственным другим развлечением на выходные дни была охота за сувенирами, оставленными Джерри [k4: "Jerries" - немцы] и Глазастиками [k4: "Eyeties" - итальянцы(?)], когда те занимали те же самые аэродромы.
Но когда с востока заревели Liberator-ы, жизнь в Гамбуте закипела. На взлетную выезжали заправщики нефтепродуктов, машины скорой помощи занимали свои места перед палаткой с операционной, а повара включали отопление на своих полевых плитах. Готовились палатки для приезжих членов экипажей, и вскоре место уже кишело пилотами, штурманами, бомбардирами и стрелками в кожаных летных комбинезонах. Обычно боевые экипажи привозили почту для своих товарищей в передовом отряде вместе с последними «грязными сплетнями» ["poop"] из Дельты. Это был великий день, когда [[однажды]] B-24 вернулись при дневном свете, пролетев плотным строем низко над полем, сигнализируя об успехе своей миссии.
[страница 175]
[Экипажи получали горячий кофе и бутерброды с тушенкой [Spam] ] в палатке у поваров, прежде чем являться в разведывательную палатку для опроса. Затем они сели на свои машины и улетели обратно на свою родную базу, а Гамбут снова стал заброшенным форпостом в пустыне.
Каир, Египет, 25 декабря 1942 г.
Боевых действий на Рождество не было. Парни в пустыне ели домашнюю индейку, а некоторые закупили в Каире и припрятали для этого случая вино. Были обычные для всех религий службы в часовне. В 38-й больнице общего профиля в [[пункте с кодовым именованием]] "Кило Тринадцать" ["Kilo Thirteen"] в каждой палате стояла рождественская елка и был большой обед для всех, кто мог его съесть.
Каир, Египет, 31 декабря 1942 г.
В течение большей части декабря Роммель продолжал отступление обратно в Буерат [Buerat], которого он прибыл 26 декабря. Восьмой Армии также пришлось притормозить из-за минных полей и необходимости реорганизации линий снабжения. 29 декабря мы совершили наш второй рейд на Тунис, после первого нападения на железнодорожные ремонтные мастерские в Сфаксе [Sfax] 15 декабря. Liberator-ы 93-й группы полковника Тимберлейка поразили три корабля, в результате чего один из них взорвался, а также были повреждены доки и железнодорожные станции в Суссе [Sousse].
Каир, 1 января 1943 г.
Пятнадцать Liberator-ов из 98-й группы сбросили фугаски на корабли Оси в гавани Туниса, повредив поворотный бассейн [[дока]] и близлежащий железнодорожный узел.
Каир, 2 января 1943 г.
Liberator-ы из 376-й группы и Mitchell-ы из 12-й группы объединились, чтобы нанести удар по аэродрому Ираклиона на Крите, чьи самолеты атаковали наши линии снабжения на прибрежном маршруте. Liberator-ы атаковали первыми и накрыли поле бомбовыми разрывами. Mitchell-ы, следуя за тяжеловесами, атаковали районы рассредоточения. На земле было уничтожено около 20 истребителей и несколько бомбардировщиков, сильно поврежден аэродром. По пути домой два Mitchell-а приводнились в Средиземном море. Британская спасательная служба с использованием американского катера спасла оба экипажа.]
[страница 176]
Каир, 4 января 1943 г.
У наших боевых экипажей очевидна боевая усталость. Я подчеркнул командирам групп, что плохой организации не бывает - что (перефразируя Наполеона) «есть только плохие командиры».
Получил печальное известие о смертельной авиакатастрофе леди Теддер. Мне жаль больше, чем я могу высказать, маршала авиации Теддера, с которым я очень сблизился как в личном, так и в официальном плане за последние шесть месяцев. Я очень ценю Теддера. Вскоре я прознал, что он много думал о стратегических бомбардировках. Большая часть наших официальных дел касалась операций с тяжелыми бомбардировщиками, и я обнаружил, что довольно часто мы с ним размышляли об операциях и тактике в одном направлении.
Его [[манера]] проведения конференций весьма поучительна. Он не допускает посторонних дискуссий. Он ведет себя спокойно и поощряет ясность со стороны других из-за своей простой манеры вести дела. Вскоре после знакомства с ним я заметил, что он любит обсуждать важные дела в неформальной обстановке. Самые важные переговоры у меня были с ним не на совещании командиров, а наедине. Всякий раз, когда он предлагал мне зайти к нему, я знал, что нечто важное было не за горами.
....