Финансирование РККФ в 1923-1927 гг. и общая характеристика его развития

May 30, 2024 16:41

В РГВА есть несколько интересных дел, посвящённых обсуждению места флота в системе вооруженных сил и его бюджету в 1925-1926 гг. Много интересных документов, стенограммы заседаний специальной морской комисии, споры Зофа и Тухачевского, урезание и растягивание финансирования и многое другое. Было бы круто, конечно, отсканировать или отфотографировать их если не целиком, то в очень значительной части, потому что микрофильмы очень плохо читаются. Кое что, буду, наверное, иногда выкладывать. Ниже пара небольших документов о финансировании флота и его развитии в 1923-1927 гг.



Крейсер "Аврора" в Бергене, июль 1924 г.



СПРАВКА
о мероприятиях Правительства, направленных к поднятию
технического состояния ВМС РККА за последние годы

1. Планомерное начало восстановления Военно-морских сил РККА было положено в 1923/1924 году, отпуском 5.800.000 на ремонт кораблей, доставшихся от старого флота. Несмотря на незначительность ассигнования - 19 рублей на одну лошадиную силу механизмов, против 51 рубля в 1914 году, было приступлено к восстановлению боевого ядра из одного линкора, миноносцев и подлодок в Балтийском море.

2. Дальнейшим шагом явилось постановление СТО от 29/I-24 г., утвердившего отпуск средств на восстановление и капитальный ремонт 2-го линкора, миноносцев и на достройку 2-х крейсеров и 5 эсминцев для Балтийского и Черного морей. Этим было положено начало не только восстановления флота, но и замене технически устаревших единиц новыми.

3. 1924/1925 год был посвящен главным образом выполнению этой программы: были развернуты работы как по достройке, так и ремонту в портах и на заводах. В результате ядро флота не только окрепло, но и усилилось.

4. 1925/1926 год отмечается полным развитием работ по выполнению программы СТО 1924 года. Кроме того, ассигнования на ремонт в портах были усилены до размеров 1922/1924 года, что дало возможность приступить не только к планомерной постановке судоремонта в портах, но восстановлению 2-го линкора по заданию РВС СССР. В виду близкого исчерпания судовых ресурсов, пригодных для восстановления, было приступлено к разработке программы развития Военно-морских сил РККА на пятилетие, предусматривающей замену устаревших единиц более совершенными и пополнению флота мелкими единицами, развившимися в эпоху империалистической войны.

5. 26-го ноября 1926 года СТО была утверждена эта программа работ, предусматривающая не только достройку, но и постройку новых кораблей современного типа. Это обстоятельство не может быть рассматриваемо как программа роста Морских сил, так как за время существования РККФ корабли последнего значительно износились, устарели и требуют замены, что и предусмотрено программой СТО 1926 года.

6. 1926/1927 год будет посвящен развертыванию работ по этой программе. При этом заинтересованность крупнейших отраслей металлообрабатывающей (Ленсудотрест, Южмаштрест, Гомзы, Югосталь, Ленмаштрест) и электротехнической (ТЭТ, ЭТОСТ) промышленности даст возможность последней приступить к востановке и развитию производств, могущих быть использованными для других целей (торговый флот, электрофикация).

7. Современный размер Военно-морских сил РККА значительного внимания к их поддержанию в исправности и боевой готовности, что обеспечивается планомерным, хотя и недостаточным отпуском средств на ремонт судов и вооружения. Крупный и капитальный ремонт выполняется госпромышленностью, мелкий и текущий ремонт военными портами, чем достигается экономия, так как госпромышленности невыгодно выполнять ряд мелких разнородных работ, а военные порты, несмотря на устарелость и изношенность оборудования выполняют это безболезненно. Кроме того, ремонт в портах позволяет согласовать сроки ремонта с оперативными требованиями, что обеспечивает боеспособность флота в любой момент.

8. В настоящее время назрел вопрос о восстановлении и более полном ремонте вспомогательных судов флота и портов, необходимых для обслуживания боевого ядра (транспорты, буксиры, краны, баржи, катера), ассигнования последних лет позволяли лишь приступить к этой задаче, однако в небольшом сравнительно с потребностями размере.

9. Одновременно с увеличением количества и качества кораблей в целом предпринимается ряд мер по снабжению их новыми видами мелкого оборудования, по механической, электротехнической, радиотелеграфной частям и вооружению.

10. Одновременно с восстановлением боевого ядра, ремонтируются и суда гидрографические, обслуживающие нужды не только военного, но и торгового флота, что наряду с большой работой, проделанной Военно-морскими силами РККА по очистке морей от мин способствует развитию морских торговых сношений Союза.

11. В общем можно констатировать, что несмотря на скудность ассигнований (10% 1914 года в среднем), последние используются на 100%, так как в результате работы последних лет наш численно небольшой флот по своему составу и техническому уровню не только равен довоенному, но качественно и превышает его.

РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 94. Л. 8, 8об, 9.
Примечание: автор и дата документа не указаны.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

СПРАВКА
ЧТО СДЕЛАНО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА В ОБЛАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЛОТА

За последние два года ассигнования на специальные расходы Флота, т.е. на строительство и содержание материальной части Флота значительно выросли, а именно:

Назначено в рублях:




Таким образом, ассигнования на строительство Флота растут, делают резкий скачок роста в 1925-1926 гг. и резко же замедляются в 1926-1927 б.г. Соответственно же идет и рост материальной части и специального снабжения Флота.

Однако такой, казалось бы, быстрый темп роста ассигнований, объясняется с одной стороны недостаточными ассигнованиями и упадочным состоянием Флота за предыдущие годы и с другой стороны - увеличением государственного бюджета ассигнований на оборону страны, но по сравнению с расходами на армию далеко не велик, а в 1926-1927 б.г. делает довольно резкое понижение в соотношении с расходами на армию:



Анализируя приведенные выше цифры и принимая во внимание восстановленный [вероятно - восстановительный] период Флота, нужно считать, что назначения по специальным кредитам флота всё же недостаточны.

Что же касается расходов на содержание личного состава - зарплата, продовольствие, вещдовольствие, административно-хозяйственные и прочие расходы, то расходы эти росли соответственно росту численности Флота и улучшению материального положения личного состава, причем расходы эти объединены с расходами армии и в отношении улучшения материального положения увеличивались параллельно с расходами на армию.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОГО СНАБЖЕНИЯ
          Подпись                                     Анкудинов

7 мая 1927 г.
г. Москва

РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 94. Л. 10, 10об.
Примечание: оба документа направлены 7 мая 1927 г. из Учебно-строевого управления УВМС РККА на имя состоящего дня особых поручений при НКВМ Е.А. Беренса.

Между мировыми войнами, Флот, СССР, Военная история

Previous post Next post
Up