Юнкерс Г-1 как первый торпедоносец

May 31, 2024 14:45

В тех делах, что я упоминал во вчерашней записи, определенное внимание отведено также морской авиации, которой посвящен отдельный доклад 1926 года и состояние дел в которой характеризовалось в целом как катастрофическое. В материалах доклада давалась характеристика разным типам самолётов, состоящих на вооружении. В числе прочих был и "Юнкерс" Г-1, рассматривавшийся какое-то время в качестве торпедоносца. По нему отдельно прилагалась справка о его испытаниях в Севастополе.



Поплавковый "Юнкерс" Г-1 из 60-й эскадрильи Воздушных сил Чёрного моря



СПРАВКА
по испытаниям самолета Юнкерс Г-1 в Севастополе
1) Выписка из протокола № 3 от 3 апреля 1926 г. комиссии по испытанию самолета.

Комиссия считает необходимым отметить, что распределение нагрузки, предложенное формой не удовлетвореяет условиям эксплуатации самолета в морской обстановке, т.к. не предусматривает наличие на самолете запускного мотора, добавочных радиаторов, аккумуляторов, 5-го пулемета с соответствующим количеством обойм, перечисленное может быть установлено на самолете только за счет горючего, что значительно сократит радиус действия его.

Для настоящих испытаний комиссия устанавливает следующее распределение полезной нагрузки:

Бензин ................................................. 300 кгр.
Масло .................................................. 20 -"-
Экипаж 4 челов. ................................. 320
4 пулем. с 32 обойм. ......................... 106,5
2 турели Т-0-3 .................................... 24,5
Приспособл. для подвески мин ........ 2,7
Приборы в кабине наблюдателя ...... 2,2
Осветительная установка ................. 17
Привязные ремни .............................. 6,6
Огнетушитель с зарядкой ................. 18,5
Спец. морск. оборудован. ................. 81,5
Пусковой мотор с обор. ..................... 36
3 добав. радиатора с водой .............. 60
2 добавоч. бака для бензина ............ 40
Мина ................................................... 650
Переговорн. приспособл. ................. 16,9
Бортовой инструмент ........................ 25
ВСЕГО: 1727,9 клгр.

3 мотора Л-5 по 300 НР расходуют 0,215 кл. на силу-час; всего расход на полной мощности 3-х моторов 193,5 кг. в час, расход на 80% мощности выражается в 154,8 кг. в час.

Выписка из журнала № 34/с заседания Технической секции НК УВВМ 3-го июня 1926 года.

"Об испытаниях самолета Юнкерс тип Г-1 на поплавках в Севастополе".

Раздел III пункт 3.

До получения результатов по полной программе и выявления пригодности к боевой службе в качестве торпедоносца или бомбардировщика, и принимая во внимание только 2-х часовой запас горючего на 80% мощности моторов, признать возможным допустить самолет ЮГ-1 для учебных полетов в прибрежных зонах (радиус действия 125 км), избегая взлета, посадки и маневрирования на волне высотой более 0,5 метров в виду возможности поломки винтов о волну, каковой случай имел место.

Испытания производились с торпедой 10 года весом в 50 кг [явная опечатка]. Штабом РККФ были намечены к вооружению самолётов-торпедоносцев 12-года весом в 830 клг. Принимая во внимание обязательный остаток в самолете бензина минимум на 15 минут, бензина в самолете может хватить только на один час 30 минут, даже при торпеде весом в 550 клг. и при 80% мощности моторов, т.к. отрыв и набирание высоты потребуют от моторов полной мощности.

На испытаниях самолет показал следующие скорости:

Максимальную .............. 165,86 кл.
Крейсерскую .................. 140,76 кл.
Минимальную ................ 122,63 кл.

Скорость подъема:

500 м ............ 3 м. 10
1000 м .......... 8 м. 05
2000 м .......... 20 м. 30
3000 м .......... 44 м.
3200 м .......... 54 м.

Посему радиус действия самолета Г-1 с полной нагрузкой не превышает 100 километров.

Мл. Инспектор Морск. Авиац. Негеревич

РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 193. Л. 72, 72 об.

------------------------------------------------------------
В документе, под названием "Тезисы доклада Наморси РККА о состоянии и развитии морской авиации" делается в итоге такое заключение о возможности использования "Юнкерс" Г-1 в качестве торпедоносца:

В торпедоносной эскадрилье [на Черном море] числится 1 самолет Г-1. Испытания самолета показали, что постановка на поплавковое шасси настолько утяжелила самолет, что время боевого полета ограничивается всего 1-1/2 часами, что делает самолет несоответствующим своему назначению. Предполагается использовать его в качестве дальнего разведчика. (РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 193. Л. 76).



Поплавковый "Юнкерс" Г-1 из 62-й эскадрильи Воздушных сил Балтийского моря

Тем не менее, в июне 1927 г. 60-я эскадрилься Воздушных сил Чёрного моря пополнилась еще двумя "Юнкерс" Г-1 на поплавках. В том же 1927 г. Остехбюро, испытывавшее торпеды, в отличие от черноморских авиаторов, пришло к выводу о пригодности самолета в качестве торпедоносца. На Балтике была сформирована 62-я (минно-торпедная) авиаэскадрилья, в которую передали все черноморские самолеты этого типа. На 1 декабря 1928 г. в ней числилось 5 поплавковых "Юнкерс" Г-1 и четыре МР-1 для учебных и вспомогательных целей. Впрочем, на Балтике скоро пришли к тем же выводам, что и их черноморские коллеги: "Самолеты бомбардировщики-торпедоносцы ЮГ-1, удовлетворительные по своим летным качествам, обладают недостаточной грузоподъемностью, что ограничивает радиус действия при необходимой нагрузке бомб или торпеды". В декабре 1930 г. начальник УВВС П. И. Баранов признал «Юнкерс» неудовлетворительным как торпедоносец, а в конце 1931 г. в части стали поступать поплавковые ТБ-1, которые вытеснили немецкие самолеты (подробнее можно прочитать в статье В.Р. Котельникова в журнале "Мир Авиации" № 1/1999 тут).

Авиация, Между мировыми войнами, Германия, Флот, СССР

Previous post Next post
Up