Кашмирская Шарада. Часть II
Само название столицы Кашмира - Сринагар (Шринагар) - переводится как «Город Солнца». Но есть и другие варианты...
Статуя Лакшми из Кашмира (650-700 гг. н.э.). Британский музей
shri-nagara интерпретируют двумя способами: один из них - «Город «Шри» (श्री), город богини процветания, что означает «Город Лакшми», и другой - sūrya-nagar , что означает «Город Сурьи» - «Город Солнца».
Картина, символизирующая создание реки Джелам или Ветаста, из коллекции собранной собранной Дэвидом Дж. Ф. Ньюоллом в 1850-х годах
Джелам или Ветаста - река, протекающая через Сринагар, и берущая здесь своё начало (богиня Ветаста - дочь Шивы). Река Ветаста яаляется священной у кашмирских брахманов.
Название «Кашмир» - это сокращенная форма от «Кашьяпа Мира», или «озера мудреца Кашьяпы». В некоторых Пуранах говорится, что Кашьяпа осушил Кашмирскую долину, чтобы сделать ее пригодной для жизни. До этого это была земля Нагов.
Наги
Божественная или полубожественная раса получеловеческих, полузмеиных существ , которые обитают в подземном мире (Патала), и иногда могут принимать человеческую или получеловеческую форму. Некоторые кланы кшатриев, кхмеры и иламцы (ланкийские тамилы), заявляют о своем происхождении от этой расы.
Коронованный Будда, Королевство Кашмир, IX в. н.э.
Во время правления Ашоки Великого (304-232 гг. до н. э.) Кашмир стал частью империи Маурьев, и в Кашмире распространился буддизм.
Его империя охватывала большую часть индийского субконтинента. После жестокой войны с Калингой он посвятил себя распространению «дхармы» и праведным делам.
Панель с надписью Канаганахалли , изображающая Ашоку и его цариц, с надписью брахми «Царь Ашока», I-III вв. н. э.
Столица под названием Шринагари была построена в долине Кашмира уже другим Ашокой (династия Гонанда) в VI веке. Согласно Раджатарангини Калханы, он построил храм Шиве и принял доктрину Джины (джайнизм).
Город взял название более ранней столицы, которая, как полагают, была основана ещё Маурьями в его окрестностях.
Вид из Храма Шанкарачарьи на Кашмирскую долину
Династия Каркота (625-855 гг. н. э.) правила Кашмиром и некоторыми частями северной Индии. Их правление привело к экономическому процветанию и превращению Кашмира в центр культуры и науки.
Ади Шанкара посетил город в VIII веке и основал здесь храм Шанкарачарьи (существует до сих пор), посвящённый Шиве.
Древний храм Шанкарачарьи (Шринагар, Джамму и Кашмир)
В XIV-XVI веках старый город значительно расширился. Сринагар превращается в центр искусств и ремёсел - производство шалей (кашемир) и ковров, папье-маше и резьбы по дереву.
Изделия из папье-маше, Кашмир
В конце XVI века город стал частью Империи Великих Моголов, многие из императоров которой использовали его в качестве своего летнего курорта.
В 1587 году Кашмир завоевал падишах Акбар I Великий. В его правление жизнь и имущество кашмирских пандитов были защищены, многие из них получили высокие правительственные должности при дворе Великих Моголов.
На озере Дал. Лодка - шикара и рыбаки
В это время в городе и вокруг озера Дал было построено множество садов (Сады Моголов), из которых наиболее известны Шалимар и Нишат.
Плавучие дома пришвартованы на краю озера Нагин , Шринагар
Мраморный павильон. На третьей террасе сада Шалимар осевой водный канал протекает через сад Зенана, который окружен деревьями Диван-э-Хас
Сады Моголов Сад Нишат, Сринагар
Сад Нишат - терраса с фонтанами. Сринагар
Город был резиденцией императора Акбар I, который пытался утвердить в стране новое вероучение - дин-и иллахи («божественная вера»), объединявшее в себе индуизм, зороастризм, ислам и отчасти христианство.
Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум»
и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».
Искусство периода Моголов
Акбар I Великий. Музей искусств Лос-Анджелеса
Папье-маше, расписанный и лакированный предмет из Индии Моголов. Создан в начале-середине 17 века.
Седьмой подвиг Рустама - Убийство Белого Дива из Книги царей. около 1535 года
Одевающаяся молодая девушка, Индия, около 1650 года
Индийский принц в образе воина, около 1656-1661
В этот период город также назывался просто Кашмир или Шахр-и-Кашмир - букв. «Город Кашмир».
Именно Акбар, восхищённый учёностью и интеллигентностью кашмирских брахманов, даровал им звание пандит (для многих оно стало и фамилией).
В Кашмире жило много выдающихся учёных, поэтов и богословов. В 9 веке здесь жил Васугупта (ок. 875-925 гг. н. э.), написавший «Шива-сутры», которые стали основой для монистической системы в шиваизме, названной кашмирским шиваизмом (кашмирская тантра).
Продолжение следует Часть I
Flag Counter