Кашмирская Шарада. Часть III
Под шарадой мы привыкли понимать словесную загадку... Однако смысл этого слова намного шире.
Кашмирские пандиты создали свою систему письма под названием Шарада.
Богиня Шарада (Сарасвати) Кашмир. 9 века нашей эры. Метрополитен музей
Это система из брахмического семейства письменностей. В 8 и 12 веках использовалась в Кашмире и соседних районах для письма на санскрите и кашмири.
Но под именем «шарада» в Кашмире выступает также богиня Шарада (кашмирское имя богини Сарасвати), богини обучения и главного божества храма Шарада Пит в Кашмире.
Кашмирская миниатюрная живопись: Брахма, Вишну, Шива, Дурга, Ганеша и другие боги в иероглифе Омкара в письме Шарада
Иероглиф Омкара
Иероглиф Омкара описывается как Высший Абсолют, Причина всех причин; Изначальная, Верховная Личность и все живые существа в совокупности, а также символ энергии творчества, созидания и развития.
Шарада является трехсторонним воплощением богини Шакти: Шарады (богини обучения), Сарасвати (богини знаний) и Вагдеви (богини речи, которая выражает силу).
Шива и Парвати (которые ассоциируются с Шакти), Кашмир, 10 или 11 век
Троица - Тройственное проявление Божественного - Трика!
«Tрика» (त्रिक, trika - «Троица») - важнейшее понятие в кашмирском шиваизме - тройственное проявление Божественного - Шива, Шакти и Ану (ану - элементарная частица, атом, индивидуальная душа).
Понятие троицы является основным в кашмирском шиваизме. Трика проявленa повсюду разными способами и на многих уровнях.
Шакти и Шива в едином образе Ардханари
Трика в Шакти
- пара-шакти - высшая внутренняя энергия Единого;
- парапара-шакти (высшее-невысшее) - срединная энергия Единого, духовный мир;
- апара-шакти - низшая энергия Единого, лишённая сознания материя.
Трика знания
- праматри - познающий субъект;
- прамана - методы знания;
- прамея - объект познания.
Трезубец-янтра Парама-Шивы. Трезубец (мандалам тришулабиджа) - символ и янтра Парама-Шивы
В кашмирском шиваизме сознание является единственной реальностью (
монизм), в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком.
Флаг Нанди, или Священного быка, является официальным флагом индуистского шиваизма во всем мире
Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утеряно ещё к началу Кали-юги (Кали-юга началась в полночь 18 февраля или 23 января 3 102 года до н. э. по григорианскому календарю, в момент, когда Кришна покинул Землю и вернулся в Вайкунтху), тогда Шива принял форму Шрикантхи на вершине горы Кайлас, где он, частично воплотившись в риши Дурвасу, передал ему тантрическое знание.
Кали, ок. 9 век, из Андхра-Прадеша.
_______________________________________________________
Невесты из числа пандитов носят деджхур или деджихор - нить с шестиконечной звездой, которая крепится к уху и символизирует союз Шивы и Шакти (до замужества нить красная, а в доме жениха её меняют на золотую и добавляют к звезде золотые украшения).
Кашмирская пандитка в традиционной одежде и с нитью в ухе. Начало XX века
Со времён средневековья пандиты носили туники канчука (мужчины - с длинными рукавами, женщины - с полурукавами). Богатые пандиты обоих полов украшали одежды драгоценностями. Головным убором служила разновидность тюрбана ширахшата, на ногах носили носки и кожаную обувь.
Три кашмирских брахмана пишут религиозные тексты в княжеском штате Джамму и Кашмир, снято неизвестным фотографом в 1890 х годах.
Девушка-танцовщица из Сринагара.- Нарисовано Эмильфом Бавам 1897
Изображение женщины из Кашмира из серии фотографий Times of India 1930
Среди знати была распространена павлинья обувь (маюропанах) и обувь с железной подошвой, которую смазывали пчелиным воском. И мужчины, и женщины из числа обеспеченных пандитов пользовались косметикой, эфирными маслами и следили за своими причёсками (например, у мужчин было принято носить цветы в волосах).
Картина 1872 года, изображающая Сринагар с пандитами на набережной Джелама
Три женщины-пандиты из Кашмира
Современная девушка-кашмирка в традиционной одежде на озере Дал
Главными праздниками кашмирских пандитов являются Махашиваратри (Гератх на кашмирском) и Наврех (кашмирский Новый год по лунному календарю).
На празднике Махашиваратри, Индия
Главными центрами паломничества кашмирских пандитов являются пещеры Амарнатх (ледяной лингам Шивы), храм Кхир Бхавани, посвящённый Парвати (деревня Тулмул к северу от Сринагара) и храм Шанкарачарья, посвящённый Шиве (холм Соломона у озера Дал в Сринагаре).
Храм Шанкарачарья посвящённый Шиве на вершине хребта Зербаван
Другими важными паломническими центрами являются гора Хармукх к округе Гандербал, где, по преданиям, проживал Шива, и озеро Гангбал у подножия горы, руины храма Шри Мартанд, посвящённого Сурье (окраина Анантнага), и храм Махакали в Сринагаре (где?). За линией контроля в Азад Кашмире остался важный религиозный центр пандитов - руины древнего храма Шарада Питх.
Вангат - Древний храм в Наранге в районе Гандербал долины Кашмир. 8 век
Индуистский храм VIII века в Пандретане, недалеко от современного Сринагара
Шарада Пит - это разрушенный индуистский храм и древний центр обучения, посвящённый богине Шараде, расположенный в долине Нилум в Пакистаном Азад Кашмире (в 10 км от границы). Между 6 и 12 веками нашей эры это был один из самых известных храмовых университетов на Индийском субконтиненте.
Шарада Пит, разрушенный храм в Азад Кашмире
В 1422 году н.э. мусульманский султан Зайн-уль-Абидина посетил храм в поисках видения богини, но рассердился на нее за то, что она не явилась ему лично. В отчаянии он уснул во дворе храма, где она явилась ему во сне.
В 16 веке Абу-л-Фазл ибн Мубарак, великий визирь императора Великих Моголов Акбара, описал Шарада Пит как "каменный храм " ...и относится с большим почтением". Он также описал популярную веру в чудеса в святилище: «считается, что на каждую восьмую десятину светлой половины месяца оно начинает трястись и производит самый необычайный эффект».
Храм был известен своим Троном Всеведения (Сарваджня Питхам), подразумевавшим, что на нём может сидеть лишь всеведущий.
Храм Шарада зимой
Храм также прославился своей библиотекой.
В соответствии с верой кашмирских пандитов в то, что на источник, являющийся обителью богини, не следует смотреть прямо, в святилище находится каменная плита, скрывающая источник от глаз, который, по их мнению, является источником, в котором богиня Шарада открыла себя Сандилье.
Шарада Пит сзади
Сегодня Шарада Пит продолжает фигурировать в традициях не только кашмирских пандитов, но и южноиндийских брахманов. В начале формального образования некоторые секты брахманов ритуально падают ниц в направлении Шарады Пит.
Говорят, что общины браминов Сарасвата в Карнатаке также совершают ритуал перемещения на семь шагов в сторону Кашмира, прежде чем вернуться назад во время церемонии Ягнопавит.
Храм сыграл важную роль в развитии и популяризации письменности Шарада в Северной Индии, в результате чего Кашмир получил прозвище «Шарада Деш», что означает «страна Шарада».
До настоящего времени храм недоступен для паломников, хотя находится всего в 10 км от линии разграничения в Кашмире.
Трика Шарады
- загадка
- письменность
- богиня
Часть I Часть II Женщины на лодке, Кашмир
Кашмирские девушки
Кашмирские дети в одежде феран. Феран - это длинная одежда, которую кашмирцы обычно носят зимой.
Плавучий рынок на озере Дал, Шринагар
Горный Кашмир
Flag Counter