Кашмирская Шарада. Часть I
Руины Храма Солнца. Мартанда. Кашмир
По данным переписи 1981 года, в Кашмирском округе проживало 124 078 кашмирских индуистов, большинство из которых были пандитами. Ученый Александр Эванс подсчитал, что к 1990 году, по его данным, в Кашмирской долине проживало 160 000 - 170 000 пандитов.
Кашмирские пандиты - это кашмирцы индуисты (в настоящее время большая часть кашмирцев - мусульмане), коренные жители долины Кашмира, и единственные оставшиеся индуисты после широкомасштабного обращения населения долины в ислам в средние века.
Пандит - это уважительное обращение, принятое в Индии, к учёному, учителю, знатоку древних текстов.
Кашмирские пандиты в Сринагаре, конец XIX века
Также известны как «кашмирские брахманы» и «брахманы пандиты»
Это этно-кастовая и этно-религиозная группа, до начала 1990-х годов проживавшая в основном в Кашмирской долине на территории Джамму и Кашмира. Относят себя к сообществу брахманов, которые ведут свою родословную от первых брахманов с берегов ведийской реки Сарасвати. К кашмирским пандитам принадлежала семья первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру, в том числе Индира Ганди - единственная в Индии женщина-премьер-министр.
Индира Ганди с отцом Джавахарлал Неру
Виджаялакшми Пандит (урожденная Саруп Кумари Неру), первая индийская женщина политик и дипломат, ООН, родилась в Аллахабаде
Сулакшана Пандит, индийская эстрадная певица и актриса
Кашмирские пандиты были привилегированной частью населения долины во время правления Моголов и династии Догра (1846-1947).
Придерживаются тантрического шиваизма - кашмирский шиваизм.
Изображение богини Кали из Джамму и Кашмира, ок. 1660-70, из тантрической Devi, приписываемой Крипалу из Нурпура
Ещё ранее 20% из них покинули долину в результате земельных реформ 1950 года, к 1981 году численность пандитов составляла 5% от общей численности населения Кашмира.
События 19 января 1990 года
В тот день в мечетях было опубликовано заявления о том, что кашмирские пандиты являются кафирами и что мужчины должны покинуть Кашмир, принять ислам или быть убитыми. Тем, кто выбирал первое условие, было предписано оставить своих женщин. Кашмирским мусульманам было поручено определить дома пандитов, чтобы их можно было систематически преследовать с целью обращения или убийства.
Местная организация пандитов в Кашмире, Kashmir Pandit Sangharsh Samiti, после проведения опроса в 2008 и 2009 годах, заявила, что 399 кашмирских пандитов были убиты террористами с 1990 по 2011 год, причем 75% из них были убиты в течение первого года.
Мечеть Джамиа Масджид, XV век, Сринагар, Кашмир
Существующее сооружение было возведено императором Великих Моголов Аурангзебом в 1672 году н.э.
По данным ряда авторов, приблизительно 100 000 из 140 000 кашмирских пандитов покинули долину в начале 1990-х годах. Другие авторы предлагают более высокую цифру исхода, варьирующуюся от общей численности населения, в более 150 000 человек.
К 2011 году в Кашмирской долине осталось от 2 700 до 3 400 пандитов.
Большинство уехавших пандитов поселилось в округе Джамму, в пределах штата Кашмир, и в Национальном столичном регионе Индии - Дели. Некоторые полностью эмигрировали в другие страны.
Руины дома, принадлежащего семье кашмирских пандитов, покинутого ими в 1990 году
По состоянию на 2016 год в общей сложности 1 800 молодых кашмирских пандитов вернулись в долину с момента объявления правительством УПА о пакете помощи в размере 1168 крор рупий в 2008 году.
Община столкнулась в настоящее время и с демографическими трудностями - в силу преобладания в Кашмирской долине мужского населения и отказа потенциальных невест (пандиток из других частей Индии) ехать жить в Кашмир.
Значительная часть перемещённых лиц до сих пор проживает в лагерях для беженцев.
По словам официальных лиц, по состоянию на конец июня 2021 года 98 600 кашмирских индуистов получили свидетельства о проживании в Джамму и Кашмире. Они также заявляют: «90 430 свидетельств о проживании были выданы перемещенным кашмирским пандитам, в то время как 2340 семей перемещенных кашмирских пандитов были зарегистрированы как новые мигранты. Из них 8 170 человек получили свидетельства о проживании».
Храм Солнца, Мартанд, Анантнаг, Кашмир, Индия; около 1864 г
Ещё в XVIII-XIX веках значительные общины кашмирских пандитов образовались в Дели, Лакхнау, Агре, Аллахабаде, Алигархе, Варанаси, Лахоре и Гуджранвале.
Кашмир был духовным центром Индии, землей поклонения Солнцу со святилищами, известными на всю страну, такими как Храм Солнца в Мартанде, основанный Лалитадитьей Муктапидой. Считается, что поклонение Солнцу было принесено в Кашмир царями Кушан из Ирана.
Лингам Шивы, которому поклонялись кушанские верующие, около II в. н.э. Mathura, Uttar Pradesh, India
По опросу 2007, проведенного Центром по изучению развивающихся обществ в Нью-Дели, 84 % людей в Сринагаре хотят видеть возвращение кашмирских пандитов.
Продолжение
Flag Counter