Меня вчера на улице остановил милицанер. Да... Сказал, что у меня шнурки развязаны. Зла не хватает. Полицейскоее государство, ё-моё.
А то за мной однажды вообще погоня была. Ночь, тихо, потому что я ничего не слышу в наушниках, кроме книжки, которую слушаю на полную громкость. Фонари светят, я на велосипеде еду домой, тут визг шин, меня полицейский на своем велосипеде подрезает и блокирует. Оказывается, он за мной гнался сказать, чтобы я фонарь у себя на велосипеде включил.
Вот как всё строго. Значит, буду продолжать про злобных японских милитаристов, то есть про замки. Но начну издалека.
У каждого места свой возраст. В Европе целые города стоят теми же улицами и теми же домами, что в 19, а то и 18 столетии. Нотр-Дам начали строить в 11 веке, в то время когда родной Московский Кремль был ещё деревянным, если вообще был. С другой стороны для города в США 100 лет - уже довольно большой срок. А в Японии - бесконечность.
И дело не в истории Японии, которая, безусловно, очень длинная. Дело в сохранении. В современных городах (кроме редких специальных исключений, вроде отдельных улиц в
Кавагое,
Курасики и
Киото) не найти жилых зданий 100 летней давности. 30-50 лет, вот всё чем могут похвастаться большинство домов. Влажный климат, землетрясения, строительство из дерева - всё влияет. Но больше всего - нежелание сохранять. Храм Исе, например, сносится и перестраивается заново каждые 20 лет, для очищения. Той же традиции следуют и многие другие храмы синто. Так что даже храм может быть действительно очень древним, а вот каждое брёвнышко в нём - совсем нет.
Но вот Инуяма - собачья гора - маленькой городок, в котором много сохранилось. Замок Инуяма - такой маленький, что его даже забыли разрушить в революцию. Даже сейчас на этот замок обращают мало внимания, другие, большие замки, значительно более знамениты среди туристов. А зря. Замок Инуяма - самый древний замок в Японии, древнее даже
Химедзи и он до сих пор стоит ровно такой же, каким его воздвиг дедушка Нобунаги, Ода Нобуясу, в 1537-ом году.
И вот что обидно - я не успел в него совсем чуть-чуть. Еще только год назад этот замок был последним и единственным самурайским замком, до сих пор находящемся во владении настоящего самурайского клана - клана Нарусе. Это, впрочем, не мешало ему быть одновременно музеем, просто главный самурай и его родственники могли входить бесплатно. А в 2004-ом главный самурай замок продал. Теперь входить бесплатно могут только другие люди. Больше ни одного настоящего самурайского замка во владение ни одного самурайского клана в Японии нет.
И тем не менее замок очень красивый, маленький, неудобный и абсолютно настоящий. По крутым деревянным ступенькам можно (но очень неудобно) добраться до самого верха и смотреть на город внизу с абсолютно открытой площадки, без столь привычных для таких случаев заграждений и сеток. Дух захватывает как красиво и высоко.
Там прямо вдалеке дымят трубы заводов Нагоя, там у подножия до сих пор стоит тоже абсолютно настоящий чайный домик, построенный Одой Ураку, младшим братом Нобунага. Ураку - похоже единственный в семье, умерший своей смертью. Так что может и не зря выбрал он не занятие воина, как все остальные, а занятие чайного мастера. Правда, чайный домик этот раньше был в другом городе, но там он не пригодился и его перенесли.
А ещё ниже протекает большая река - где среди бакланов плавают и цапли и утки. Баклан большая птица и Инуяма - одно из мест, где их используют для рыбной ловли. Крестьяне ловят бакланов, надевают им на шеи кольца и поводки, отпускают голодных с лодок. Инстинкт подсказывает птице ловить рыбу, и она её глотает, но не может проглотить - кольцо ошейника сдавливает горло и рыба не пролезает. Птицу вытягивают за ошейник в лодку, вынимают изо рта рыбу и пускают еще раз в воду. Вот такие живые удочки.
И ещё чуть подальше, за холмом раскинулась деревня Мейдзи - Мейдзи-мура - один из самых удивительных музеев Японии.
Куда деваются старые дома, когда они умирают? Всего 100 лет назад они были совсем другими. Япония только училась носить западные платья, и каменные дома были огромной редкостью. Все они ушли сейчас, но не все навсегда - некоторым повезло и их успели спасти - увезти в деревню Мейдзи-мура. Мейдзи-мура - маленький городок старых домов из Токио, Киото, Осаки - со всей Японии. Тех домов, которые смогли спасти. Музей выкупает старые дома перед сносом и переносит сюда. Здесь можно провести целый день, а может и не один - ведь в Мейдзи-мура 5 кварталов, между которыми ходит настоящий старинный трамвайчик, тот самый, который 100 лет назад трудился в Киото, а настоящий паровоз пускает едкий дым, проезжая одну остановку маленькой железнодорожной линии, и он - тот самый паровоз, который ездил когда-то по самой первой железнодорожной ветки Японии - от Симбаси до Йокогама.
Первые церкви, деревянные школы. Маяк, который когда-то стоял в порту у Синагава. Музей туалетов в одном из зданий. Надпись на каждом (sic!) туалете не устаёт напомнить - <этот туалет - музейный экспонат, не использовать по назначению>. А вот в здании старой токийской тюрьмы приветливый плакат наоборот зовёт <попробовать> и посидеть в настоящей камере. Нет уж, спасибо, пусть прокурор посидит!
Вот это здание - знаменитый имперский отель, который построил в Токио в 1922 году американец Франк Ллойд Райт. Удивительное здание, построенное из пористого камня из того самого города каменщиков
Ойя. Когда американский архитектор выбрал этот камень для строительства - японцы протестовали. Камень Ойя - самый дешевый камень, из которого здесь строят заборы. Японцы просили построить из мрамора, чтобы все было как в лучших домах Европы, по настоящему. Но Райт настоял на пористом, малосимпатичном, камне Ойя. А ровно через год после окончания строительства, в 1923-ом году произошло Великое Землетрясение Канто. Погибли тысячи, весь Токио был разрушен. И только единственное каменное здание устояло. Имперский отель Франка Ллойда Райта, из пористого камня Ойя.
То, что пережило землетрясение в 1923-ом - не пережило старость в 1967-ом. Отель снесли, но переднюю часть старого отеля успел купить музей и перевезти сюда. Конечно не весь, но уже удивительно. А что, например, сохранилось у Москвы от знаменитой гостиницы Москва?
Ещё одно старинное здание переносят в музей прямо сейчас. Рабочие собирают старые балки, чтобы снова собрать то, что решили заменить в каком-то другом городе. Один рабочий увидел нас и попросил нас сфотографировать. Оказывается, этот вольный каменщик заодно коллекционирует на фотографиях туристов, он почему-то очень удивился гайдзинам. Ну и ему нравится работать со старинными домами и поэтому он устроился помогать в музей, зарплату не платят, зато работа интересная.
И интересный город Инуяма, крошечный городок, в который приезжает совсем немного людей, и который, по одной концентрации настоящей истории точно больше и Нагоя, и Токио, и может, даже, Киото.
P.S. Кто в Токио и хочет на лыжах - спросите у меня :)
истории архив поиск заказ инфо стат