Не далеко, но и не близко, - в префектуре Точиги, - есть очень маленький город Ойя. Очень маленький и очень бедный, в этом городе нет садов и нет полей, этот город расположился на скалах, этот город построен из камня, и почти все, кто живёт в этом городе, - каменщики. После войны, когда все города в Японии были очень бедные, Ойя был ещё беднее, но именно в это время прямо в непреступных скалах города была вырезана огромная статуя Канон - буддийской богини милосердия.
Жил был художник один… Правда, не художник и даже не каменщик, а плотник в городе каменщиков, звали его Уено. Его брат погиб на войне. И тогда плотник собрал все свои деньги, набрал долгов и начал вырезать в скалах статую богини милосердия в честь всех погибших на войне. Три с половиной года упорного труда. Три года - он, жена, и дети - голодали. Нанятые им каменщики уже ушли, потому что Уено не мог им заплатить. Жители города называли его сумасшедшим. Потерял человек брата, вот умом и тронулся. Зачем плотнику статуя?
В неприступных скалах города была вырезана огромная статуя Канон. Но у истории Уено нет счастливого конца. Когда через три года статуя была закончена только наполовину, а есть было уже нечего, горожане заметили статую в горах. И те, кто раньше называл плотника сумасшедшим, засомневались. И они сказали - наш городок очень бедный, но если он достроит статую в скалах, то к нам будут приезжать туристы. Мы будем продавать билеты, сувениры и открытки. Это выгодное вложение. И городской совет организовал «Туристическое Агентство Ойя», цель у которого была одна - помочь достроить статую. И они нашли инвесторов, и они собрали деньги.
Жил был художник один… Я мало в этом понимаю, но, наверное, хороший художник. Профессор Токийской Академии Высоких Искусств. Я мало в этом понимаю, но, наверное, эффективный исполнитель. Деньги инвесторов были потрачены, чтобы нанять его на руководство проектом. Достроить статую, начатую плотником? Я вас умоляю. Ведь плотник - не настоящий художник. Три с половиной года труда Уено взорвали, и в скалах на месте этом, руководствуясь новыми чертежами и планами, построили новую, огромную, статую. К ней приезжают туристы, а рядом с ней продаются сувениры. А Уено-сан, говорят, продал свой дом и дожил свои дни где-то в совсем другом месте.
***
Удивительный город Ойя. Здесь нашли скелет самого древнего японца - утверждается что скелету 11 тысяч лет, а при этом всего пять лет назад утверждалось что скелету 7000 лет, древние скелеты быстро стареют. Но скелет не самое удивительное. Вот, даже дома здесь, хоть такие же крошечные, как всегда в Японии, но не из дерева, а из камня.
Город стоит на скалах серого пористого, песчаного, камня. Несмотря на свою индустриальность город не выглядит уродливым, на скалах так же растут сосны, а между камней струятся ручейки. Секрет в том, что камень здесь добывают изнутри горы. В скалах иногда можно заметить входы в прорубленные пещеры. Некоторые горы уже совершенно опустошены изнутри, от них осталась только пустая оболочка.
Пара токийских стадионов могла бы поместиться внутри этой горы. Механизация труда пришла в Ойя всего лишь 30 лет назад. Это всё вырезано из скалы вручную. Каменщиками, жившими в нищете и пьющими каждый вечер.
Во время войны в этих пещерах хранили бомбы, строились самолеты - горы надежно защищали от бомбежек. Потом в пещерах пытались растить грибы. Хранить рис. Теперь вот - небольшой музей современного искусства. Жил был художник один…
истории архив поиск заказ инфо стат