Зимой здесь довольно холодно. Поздней осенью - тоже довольно холодно. На вершине горы Фудзи уже лежит снежная шапка, народ с увлечением бегает по горам в поисках красных листьев, а самые ранние горнолыжные курорты уже готовятся открыть свои двери буквально в конце этого месяца.
Так вот если в это сезон, когда все бегают и фотографируют красные листья, вы неожиданно видите в сетевом журнале вроде этого фотографию цветущего дерева, то это может обозначать только одно из двух.
Возможно, кому-то просто надоело фотографировать со всей толпой красные листья, и он решил, исключительно в знак протеста, достать фотографию из отснятого весной альбома.
Так вот - это не тот случай. Да и протест был бы не понятно в чём - весной же тоже самое - толпа под каждым деревом. Никакой оригинальности. Ханами называется, сезон, в который, как я уже рассказывал, японцы придаются алкогольной распущенности прямо под цветущими деревьями. Более пьяного сезона в Японии просто не существует. Это все знают.
Эта ветка на фотографии - не сакура. Ешё до сакуры каждый год самой-самой ранней весной зацветает дерево уме - японская слива. Каждый год уме поражает меня своими первыми цветами, появляющимся в самые первые весенние дни, иногда ещё в Январе.
Я опять же уже рассказывал, что в Японии любят выбирать тройки всего лучшего.
Самая знаменитая тройка - три чуда Японии (нихон санкей):
- Мацусима,
- Ицукусима,
- Аманохасидате.
Три замка Японии (нихон санмейжо):
- Химедзи,
- Кумамото,
- Мацумото (специально я об этом замке не писал, но фотография была).
Есть и три сада Японии (нихон санмейэн):
- Кайракуэн (Мито),
- Кенрокуэн (Каназава),
- Коракуэн (Окаяма) (специально я о нём не писал, но несколько фотографий из него были тут).
Эти списки троек были составлены начиная где-то с 17-го века и теперь потеряно в веках точно кто их составил и почему. Народные такие списки. Так что правильно конечно говорить, особенно про сады, не три самых красивых сада, а три самых известных сада. Потому что сад - в отличие от замка, например, существо живое. Деревья и трава меняются каждый день, и сады конечно никак не могут оставаться такими же, как были в 17-ом веке.
Кайракуэн в Мито, самый первый сад в этом списке - самый непохожий на японский сад из всех японских садов, которые я видел.
Сады -
важная часть японской культуры - а японская древняя культура была прежде всего культурой военных, самураев. Слова «культура» и «генерал» сложно соединить вместе, и когда их соединяют - получается нечто странное, вроде крошечных измученных деревьев бонсай, которые мне всегда так грустно видеть. Генералы любят подчинение, и каждой веточке живого дерева приходится подчиняться. Традиционный японский сад был всегда прежде всего развлечением для богатых, то есть опять же для военных, а не для простого народа. Пить под сакурой простым служащим на самом деле разрешили совсем не так давно.
9-ый правитель из клана Мито был, однако, очень прогрессивным человеком. Жил по принципу «только мажу бутерброд - сразу мысль, а как народ». У него даже статуэтка была специальная, с крестьянином, которую он всегда кормил перед тем, как самому поесть. А так же он открыл первый и единственный в Японии сад для народа - Кайракуэн.
3 тысячи деервьев умэ было посажено в саду. Всем жителям Мито был разрешен вход в сад бесплатно, не зависимо от сословия. Трижды в год, во время полной луны, разрешалось посещать сад и ночью. Пьяным входить в сад запрещалось, но приносить с собой и пить в саду под деревьями - не запрещено. Удивительно, но в те времена правила входа в парк Кайракуэн были даже более свободные, чем сейчас, и это было очень далеко, не только от образа мыслей других правителей того времени, но и, даже, от современных. В конце концов, в большинство совсем современных и простых парков в Токио вроде Синдзюкугоэн, пускают только через магнитные кассы после покупки билета, как в метро. А в саду Адачи, который называют самым красивым японским садом современности, не только билет стоит внушительную сумму - но в сад при этом и не пускают - билет даёт право только
любоваться садом через стекло из специального здания.
Кайракуэн - самый необычный японский сад, и самый похожий на такие прекрасные московские парки. Его ворота открыты для всех желающих, а ходить разрешается не только по дорожкам, но и прямо среди сливовых деревьев. Слива - главный символ Мито, весной во время цветения сливы под ней собирается народ со всей Японии, а местная железная дорога даже открывает специальную станцию у входа в парк.
Но у умэ в запасе есть и ещё один сюрприз. В саду 3000 деревьев умэ но только два из них - редкой разновидности, которая цветёт не один раз в году - а два. Один раз весной. И один раз осенью. Это дерево специально вывели те японцы, которых замучил сушняк к осени до такой степени, что они уже не могли дождаться весны, чтобы полноценно напиться. И это - вторая причина, почему цветущая ветка дерева появляется в этом журнале осенью.
Древняя научная книга отвечает на вопрос - «откуда берутся гайдзины».
Свадьба в саду.
Вереск.
истории архив поиск заказ инфо стат