Есть что-то необъяснимо притягательное в нижнем течении Енисея. Тревожно и в то же время торжественно выглядит темная непроходимая тайга; Низко и грозно нависает небо; Покосившись, кособоко стоят немногочисленные деревни. И среди всего этого сурового великолепия доминирует могучий, стремительный Енисей.
01.
После вечерней пристани Бор, ночью теплоход проходит несколько далеких сибирских сел и поселков: Бахта, Чулково, Верхнеимбатск. В этих местах живут представители одного из самых малочисленных народов севера - кеты, в древности более известные как "енисейские остяки".
02.
Традиционные занятия кетов - охота и рыболовство. Впрочем от древних остяков современные кеты, отличаются, примерно как современные славяне от древних славян.
03.
Берега - с виду, не особо гостеприимные. Покосившаяся низкая тайга, отшлифованные веками и ледоколом крутые и ровные берега.
04.
Десяток изб вокруг тайги на берегу Енисея - деревня Канготово. Это такие места где нога человека приезжего ступает редко-редко. Да и проживает в этой маленькой деревушке едва ли 30-40 человек...
05.
На протяжении более 600 км, от самого поселка Бор до Туруханска, отсутствуют оборудованные пристани, для приема речного пассажирского теплохода.
06.
Сегодня посадка и высадка пассажиров на таких остановках производится с помощью обычных моторных лодок. Теплоход подойдя к поселку прямо на судовом ходу сбавляет ход, или бросает якорь, в зависимости от количества пассажиров. К нему по очереди подходят моторные лодки, на которые и производится процесс высадки и посадки пассажиров.
07.
Поселок Сургутиха. По местным меркам довольно крупный поселок, здесь проживает порядка 150 человек.
Лодочник в ожидании своей очереди.
08.
Что ж, сегодня в холостую...
09.
Бывают случаи, когда теплоход по расписанию подходит к поселку, пассажирам надо сходить на берег, а лодок нет... В этом случае матросы спускают на воду шлюпку, и своими силами доставляют пассажиров на берег.
10.
Село Верещагино.
11.
В 2010 году селу исполнилось - 260 лет.
12.
Со всех сторон к теплоходу - устремились лодки.
13.
В ожидании своей очереди происходит интересный обмен взглядами, иногда словами между пассажирами теплохода и местными жителями.
14.
А уж какие образы и портреты отсюда получаются - Вам судить.
15.
16.
17.
18.
19.
Кстати, в отдельных рейсах, пассажирский теплоход подходит прямо к не оборудованному берегу, подобно тому, как на фото к берегу подошел баркас. Но на Енисее, мне не довелось наблюдать такую картину.
20.
Деревня Костино - последняя остановка перед селом Туруханск
21.
Именно селом, поскольку Туруханск утратил статус города. Впрочем - это центр огромного по территории Туруханского района, со своим действующим аэропортом, где проживает сегодня более 4,8 тысяч человек (в 1987 году - 8,9 тысяч)
22.
Несмотря на приличное опоздание (более 4-х часов), и позднее время - 23:30 - на пристани многолюдно и нас ждут.
23.
А все дело в том, что в Туруханск пассажирской линией доставляется много грузов. От продуктов питания до бытовой техники. Более часа по расписанию должна производится выгрузка.
24.
За это время можно и по поселку прогуляться.
25.
Туруханск был основан мангазейским воеводой Д.Жеребцовым в 1607 году - как зимовье, опорный центр различного промыслового люда. Город - древний, имеет цикличную историю развития. После опустошительных пожаров знаменитая Мангазея пришла в упадок, и была окончательно оставлена жителями уже к 1670 году, которые нашли свое пристанище в Новой Мангазеи - Туруханске.
Во второй половине 18-го века - крупный торговый центр, специализировавшийся на пушнине. На Туруханскую ярмарку съезжались купцы не только из Сибири, но и со всей России. Однако, пушнина вскоре перестала быть бесценной валютой, и в 19-м веке Туруханск - стал заштатным городом, с населением к концу века не превышавшем и 200 человек.
Столица - политических ссыльных. Еще начиная с бучи Емельяна Пугачева, позже декабристы, наконец эсеры, социалисты и прочие во главе с будущим "премьером" Яковом Свердловым - все почтили своим присутствием Туруханск. А потом настала эпоха ГУЛАГа...
26.
Последними сюда пришли геологи, газовики-нефтяники... Но это уже современная история. И почему то у меня создалось впечатление, что меньше всего ее созидательная сила коснулась города Туруханск...
27.
Пойдем увидим все своими глазами...
28.
Дорога уходит налево
29.
И направо. Типичный северный городской пейзаж
30.
Мгновения
31.
От древней Новой Мангазеи - практически ничего не осталось, кроме упоминания в истории.
32.
В принципе в Туруханске - есть сегодня все для жизни, аэропорт круглогодично связывает поселок с "большой землей", есть телевидение, интернет. Развита социальная инфраструктура - больница, две школы, музыкальная школа, библиотека, типография, и собственная газета - "Маяк Севера".
33.
Как и другие северные города и поселки, Туруханск испытывает колоссальный дефицит кадров. Население стареет, сокращается, молодежь стремится уехать в города - Красноярск, Норильск.
34.
И перспективы у российского севера надо сказать - довольно грустные...
35.
Выгрузка нашего теплохода закончилась.
36.
Пора в рейс!
37.
Сегодня ночью мы пересечем полярный круг, а завтра нас ждет Игарка и Дудинка.
38.
Но прежде я расскажу о теплоходах транспортной линии, и об особенностях расписания, питания. жилья на теплоходе.
Кому что интересно - пишите в комментариях - вопросы, постараюсь все учесть.
39.
До завтра!
1.
ГОЛУБОЙ МЕРИДИАН 2.
КАЗАЧИНСКИЙ ПОРОГ3.
СИБИРСКИЕ СЕЛА4.
КОРАБЛЬ И БАРОЧКА5.
ТУРУХАНСК6.
ЕНИСЕЙСКИЕ РЕЧНЫЕ ТЕПЛОХОДЫ7.
ИГАРКА8.
НИЗОВЬЯ ЕНИСЕЯ, СЕЛО ПОТАПОВО9.
ДУДИНКА 10.
ЕНИСЕЙСКИЕ ПОРТРЕТЫ