По Енисею: Красноярск - Дудинка (Часть 5)

Jul 20, 2011 00:56



Есть что-то необъяснимо притягательное в нижнем течении Енисея. Тревожно и в то же время торжественно выглядит темная непроходимая тайга; Низко и грозно нависает небо; Покосившись, кособоко стоят немногочисленные деревни. И среди всего этого сурового великолепия доминирует могучий, стремительный Енисей.

01.

После вечерней пристани Бор, ночью теплоход проходит несколько далеких сибирских сел и поселков: Бахта, Чулково, Верхнеимбатск. В этих местах  живут представители одного из самых малочисленных народов севера - кеты, в древности более известные как "енисейские остяки".

02.

Традиционные занятия кетов - охота и рыболовство. Впрочем от древних остяков современные кеты, отличаются, примерно как современные славяне от древних славян.

03.

Берега - с виду, не особо гостеприимные.  Покосившаяся низкая тайга, отшлифованные веками и ледоколом крутые и ровные берега.

04.

Десяток изб вокруг тайги на берегу Енисея - деревня Канготово. Это такие места где нога человека приезжего ступает редко-редко.  Да и проживает в этой маленькой деревушке едва ли 30-40 человек...

05.

На протяжении более 600 км, от самого поселка Бор до Туруханска, отсутствуют оборудованные пристани, для приема речного пассажирского теплохода.

06.

Сегодня посадка и высадка пассажиров на таких остановках производится с помощью обычных моторных лодок. Теплоход подойдя к поселку прямо на судовом ходу сбавляет ход, или бросает якорь, в зависимости от количества пассажиров. К нему по очереди  подходят моторные лодки, на которые и производится процесс высадки и посадки пассажиров.

07.

Поселок Сургутиха. По местным меркам довольно крупный поселок, здесь проживает порядка 150 человек.
Лодочник в ожидании своей очереди.

08.

Что ж, сегодня в холостую...

09.

Бывают случаи, когда теплоход по расписанию подходит к поселку,  пассажирам надо сходить на берег, а лодок нет...  В этом случае матросы спускают на воду шлюпку, и своими силами доставляют пассажиров на берег.

10.

Село Верещагино.

11.

В 2010 году селу исполнилось - 260 лет.

12.

Со всех сторон к теплоходу - устремились лодки.

13.

В ожидании своей очереди происходит интересный обмен взглядами, иногда словами между пассажирами теплохода и местными жителями.

14.

А уж какие образы и портреты отсюда получаются -  Вам судить.

15.

16.

17.

18.

19.

Кстати, в отдельных рейсах, пассажирский теплоход подходит прямо к не оборудованному берегу, подобно тому, как на фото к берегу подошел баркас. Но на Енисее, мне не довелось наблюдать такую картину.

20.
Деревня Костино - последняя остановка перед селом Туруханск

21.

Именно селом, поскольку Туруханск утратил статус города. Впрочем - это центр огромного по территории Туруханского района, со  своим действующим аэропортом, где проживает сегодня более 4,8 тысяч человек (в 1987 году - 8,9 тысяч)

22.

Несмотря на приличное опоздание (более 4-х часов), и позднее время - 23:30 - на пристани многолюдно и нас ждут.

23.

А все дело в том, что в Туруханск пассажирской линией доставляется много грузов. От продуктов питания до бытовой техники.  Более часа по расписанию должна производится выгрузка.

24.

За это время можно и по поселку прогуляться.

25.

Туруханск был основан мангазейским воеводой Д.Жеребцовым в 1607 году - как зимовье, опорный центр различного промыслового люда. Город - древний, имеет цикличную историю развития.  После опустошительных пожаров знаменитая Мангазея пришла в упадок, и была окончательно оставлена жителями уже к 1670 году, которые нашли свое пристанище в Новой Мангазеи - Туруханске.
Во второй половине 18-го века - крупный торговый центр, специализировавшийся на пушнине.  На Туруханскую ярмарку съезжались купцы не только из Сибири, но и со всей России.  Однако, пушнина вскоре перестала быть бесценной валютой, и в 19-м веке Туруханск - стал заштатным городом, с населением к концу века не превышавшем и 200 человек.
Столица - политических ссыльных. Еще начиная с бучи Емельяна Пугачева, позже декабристы, наконец эсеры, социалисты и прочие во главе с будущим "премьером" Яковом Свердловым  - все почтили своим присутствием Туруханск. А потом настала эпоха ГУЛАГа...

26.

Последними сюда пришли геологи, газовики-нефтяники... Но это уже современная история. И почему то у меня создалось впечатление, что меньше всего ее созидательная сила коснулась города Туруханск...

27.

Пойдем увидим все своими глазами...

28.

Дорога уходит налево

29.

И направо.   Типичный северный городской пейзаж

30.

Мгновения

31.

От древней Новой Мангазеи - практически ничего не осталось, кроме упоминания в истории.

32.

В принципе в Туруханске - есть сегодня все для жизни, аэропорт круглогодично связывает поселок с "большой землей", есть телевидение, интернет. Развита социальная инфраструктура - больница, две школы, музыкальная школа, библиотека, типография, и собственная газета - "Маяк Севера".

33.

Как и другие северные города и поселки, Туруханск испытывает колоссальный дефицит кадров. Население стареет, сокращается, молодежь стремится уехать в города - Красноярск, Норильск.

34.

И перспективы у российского севера надо сказать - довольно грустные...

35.

Выгрузка нашего теплохода закончилась.

36.

Пора в рейс!

37.

Сегодня ночью мы пересечем полярный круг, а завтра нас ждет Игарка и Дудинка.

38.

Но прежде я расскажу о теплоходах транспортной линии, и об особенностях расписания, питания. жилья на теплоходе.
Кому что интересно - пишите в комментариях - вопросы, постараюсь все учесть.

39.

До завтра!

1. ГОЛУБОЙ МЕРИДИАН 
2. КАЗАЧИНСКИЙ ПОРОГ
3. СИБИРСКИЕ СЕЛА
4. КОРАБЛЬ И БАРОЧКА
5. ТУРУХАНСК
6. ЕНИСЕЙСКИЕ РЕЧНЫЕ ТЕПЛОХОДЫ
7. ИГАРКА
8. НИЗОВЬЯ ЕНИСЕЯ, СЕЛО ПОТАПОВО
9. ДУДИНКА
10. ЕНИСЕЙСКИЕ ПОРТРЕТЫ



круиз по Енисею, транспортная линия Красноярск-Дудинка, Енисей, Красноярский Край, Туруханск

Previous post Next post
Up