Педагогика сотрудничества, или назад в будущее

Nov 23, 2014 18:52

Как и в известном фильме, мы с вами для прорыва в будущее стартанём в прошлое. Обратимся к педагогике сотрудничества. В век клипового сознания все сложнее подходить к вопросам обучения и воспитания. Родители и педагоги теряются, не успевают адаптироваться к цейтноту во времени. А ведь для прорыва в будущее необходимо вырастить умное и адекватное поколение.

Итак, отправляемся в прошлое: возьмем оттуда лучшее, добавим новые открытия в психологии, и прорыв в будущее обеспечен! Обратный отсчет… ПУСК!!!

Педагогика сотрудничества. Девяностые

В эти годы в школе актуальна педагогика сотрудничества. Учитель и дети не противопоставлены друг другу, а ищут точки соприкосновения и возможности сделать общее дело максимально хорошо.



Каждый раз в начале года мы с моими учениками собирались всем классом и ставили себе цели. Например, такую: «Быть лучшим классом по успеваемости в параллели четвертых классов. Стать самым дружным и организованным коллективом в школе». И эта цель в течение всего года, как солнышко, светила нам. Все свои поступки мы подстраивали под эту яркую для нас цель. Каждый выполнял свою частную задачу, свой небольшой кусочек дела, а в итоге все это складывалось в достижение общей цели.

И такое удовлетворение мы испытывали: и от приложенных усилий для выполнения этой задачи, и от ее достижения. Конечно, как только цель достигалась, тут же ставилась новая. Мы, как будто по ступенечкам, дружно поднимались вверх, развивались и в плане учебы, и в общественных отношениях, и в творчестве. Главное, чтобы цель была созидательная и большая, а для ее достижения нам надо было прикладывать общие усилия.

Постановка целей в русле педагогики сотрудничества - важнейшая задача учителя, воспитателя, классного руководителя, а системные знания позволяют это сделать в конструктивном диалоге с детьми. И пока мы не сформулируем и не поставим себе цель, от которой у большинства ребят зажигаются глаза, мы не останавливаем полет своей фантазии.

Педагогика сотрудничества. Сложив усилия

После постановки цели шло обсуждение, как мы будем ее достигать. В классе создавалось несколько рабочих групп: учебный сектор, оргсектор, культмассовый сектор, спортивный сектор и т д. Задача педагогов в сотрудничестве с ребятами состояла в том, чтобы наладить максимальное взаимодействие между всеми мини-группами, составляющими наш класс.



Когда мы распределяли роли, главный вопрос, который я задавала детям, был:«Кто хочет и чувствует в себе силы этим заниматься?» Как я теперь понимаю, я действовала очень системно, не осознавая того. Ведь дети 10-11 лет хорошо чувствуют и знают свои сильные стороны. Не будет ребенок тянуть руку: «Давайте я будут рисовать!», если рисовать не умеет… Или: «Давайте я обгоню всех на спартакиаде!», если он знает, что отстает в беге даже на физкультуре. Но зато при таком распределении ролей находилась возможность каждому ребенку участвовать в общей жизни коллектива. Одни быстро бегают, другие точно думают, третьи чувствуют цвет и прекрасно рисуют, и, сложив вместе наши усилия, мы с радостью достигаем поставленных целей.

Теперь, когда я владею знаниями системно-векторной психологии, я смотрю на эти ситуации новым взглядом и понимаю, что педагогика сотрудничества плюс системно векторная психология - это педагогика будущего.

Педагогика сотрудничества. Распределяем роли

В учебный сектор обычно просились дети с анальным вектором. У них обычно все «по полочкам разложено», они всегда знают расписание, когда состоится контрольная работа и будет ли самостоятельная, а также где какие книжки можно достать. У них даже примерчики распределены по группам и задачки по классам и типам их решения. Если такие детки один раз разобрались в том, как решается задача, то уже положили ее «на свою полочку» в памяти и теперь знают, что и как надо делать в данной ситуации. В нужный момент они просто возьмут сведения с этой «полочки» и используют эти знания по назначению.



Эти дети любят чертить таблицы, составлять графики и расписания и делают эту работу всегда с удовольствием. И в этом нет ничего необычного - просто так задано природой. Представители анального вектора получают особое наслаждение от того, что у них все в порядке, все чисто, аккуратно, ровненько, все «лежит на своих полочках» и в голове, и вокруг них.

В редколлегию попадали ребятки с развитым зрительным вектором. Эти дети особенно чувствуют цвет и обладают способностями и желанием рисовать стенгазеты, оформлять стенды или украшать класс к празднику. Такие дети очень эмоциональны и умеют тонко чувствовать красоту вокруг них, не только внешнюю, но и внутреннюю.

В спортивный сектор приходили любители быстро побегать и дети, которые увлекались спортом и всем, что с ним связано. Они всегда с удовольствием бегали и прыгали за весь наш класс, участвовали в спартакиадах. На них была вся надежда, когда класс соревновался с кем-то в школе или в районе. Это были представители кожного вектора. Их врожденные качества позволяют им быстро ориентироваться в пространстве, стремительно передвигаться, делая при этом очень точные и экономные движения.

Организационный сектор - это обычно самые организованные дети, подвижные, активные. Они сразу видят все возможности для решения организационных задач. Кому куда лучше пойти, как максимально экономно, с точки зрения времени и сил, выполнить какую-то задачу. От этих детей чаще всего поступали интересные, а часто даже новаторские предложения в плане организации.



Эти ребята также являются обладателями ярко выраженных свойств кожного вектора. Они, помимо всего прочего, имеют развитое логическое мышление, и поэтому их врожденный организаторский талант сразу выстраивает верную последовательность действий. Более того, они способны так организовать дело, что действия будут выполняться не только последовательно, но и параллельно друг другу. Всё это проявления врожденных психических качеств людей с кожным вектором, которые позволяют не только оптимально рассчитать траекторию движения, но и сэкономить при этом время и силы.

Педагогика сотрудничества. Как мы путешествовали

Помню, как-то раз мне надо было вывезти детей в город в дневное время, а достаточного количества родителей для сопровождения класса было не найти. Что делать? Вообще не ехать? Но нам всем очень хотелось, так как был запланирован поход в Эрмитаж. Там мы должны были провести урок математики в зале древнего Египта.

Мы собрались в классе, и я озвучила условия, при которых мы можем выехать. Было четко сказано, что я в буквальном смысле отвечаю головой за каждого ученика. Так что одна из главных задач была - не потеряться в городе во время похода. Через 15-20 минут после небольшого совещания оргсектор выдал мне такое решение: вместо родителей мы назначаем своих ребят ответственными за пересчет мальчиков и за пересчет девочек. Также они предложили назначить ответственных направляющих и замыкающих из самих же детей, чтобы не потеряться в городе.



Более того, именно дети предложили пересчитываться и докладывать мне о составе нашей группы перед каждым ключевым моментом нашего перемещения по городу. Сначала мы пересчитались перед школой и двинулись к автобусной остановке. Перед посадкой в автобус тоже все было организовано, и дети сами отследили посадку всех девочек и всех мальчиков. После высадки из автобуса также был произведен пересчет и отчет мне о полном составе.

В метро замыкающие и направляющие четко отслеживали поездку на эскалаторе, посадку и высадку из вагона и были особенно внимательны на станциях пересадок. В итоге, у нас выработалась своя собственная схема передвижения по городу, которую мы потом с удовольствием использовали в течение многих лет, даже во время воскресных прогулок по пригородам Петербурга, когда помимо всего прочего нам нужно было покупать билеты на пригородные электрички.

В этих поездках я всегда справлялась с одним сопровождающим родителем. Я была направляющей, а родитель - замыкающим. Ну, и внутри группы детей все роли были четко распределены: две считающих от девочек, два - от мальчиков, по два направляющих и замыкающих и всегда парочка с громкими голосами, которая на весь вагон могла крикнуть, что 4-В класс выходит на следующей остановке. А когда мы подъезжали к станции пересадки в метро, наш пацан так громко орал «ВЫХОДИМ!!!», что некоторые взрослые выходили вместе с нами, а потом смеялись, что вышли не на той остановке. Как я теперь понимаю, наш Серега был ярким представителем орального вектора.

image Click to view



Педагогика сотрудничества в Интернете

Сейчас, вспоминая, как я работала в школе, и обладая знаниями по системно-векторной психологии, я четко вижу, что педагогика сотрудничества, созданная в конце 80-х годов XX века, может способствовать выполнению тех задач, которые стоят перед человечеством в веке XXI. Ведь не секрет, что все прорывы в науке, в области технологий, полеты в космос - все это результаты коллективного творческого труда. И прививать такие навыки лучше всего с детства.

Конечно, сейчас на новом технологическом витке развития нашей цивилизации, педагоги и воспитатели могут использовать эту методику не только в школе, но и через Интернет, создавая группы по интересам в своем городе, районе. Сейчас проводить «мозговые штурмы» по постановке созидательных целей можно и в Интернет-пространстве. На новом уровне развития педагогика сотрудничества и новые знания о психическом позволят мягко направить увлечение детей компьютерами, их удивительные, как будто врожденные знания в области цифровых технологий, в позитивное и созидательное русло.

Все дети наши! Они обладают огромным потенциалом, удивительным интеллектом, фантазией, и направить их энергию в нужном направлении - наша общая задача!

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Виктория Винникова.

Читать также:

Интроверт или экстраверт? Особенности характера человека
Мама и ребёнок
Как уберечь ребенка от несчастья?




Google

воспитание детей, системно-векторная психология

Previous post Next post
Up