Как уберечь ребенка от несчастья, трудностей, проблем? Любящие родители не устают задаваться этим вопросом.
«Ни за что и никогда не заставляйте детей
преодолевать препоны этого проклятого мира.
В метельный вечер пусть они сидят дома.
И тогда, милосердный Господь, есть надежда,
что все они останутся живы».
Дина Рубина «На солнечной стороне улицы»
Родительская забота многими рассматривается как способность родителей обеспечить ребенку «тепличные» условия для роста, чтобы ребенок как можно меньше встречал трудностей на своем пути. Как мама, я всем сердцем поддерживаю мысль, как у беречь ребенка от несчастья, более того, пыталась ее реализовать до тех пор пока не увидела (спасибо тренингам по системно-векторной психологии) обратную сторону медали такого казалось бы замечательного родительского порыва.
Как уберечь ребенка от несчастья: для жизни, а не для аквариума
Сразу оговорюсь, что речь не идет о намеренном создании ребенку сложностей, чтобы он был так сказать во всея оружии. Кричать, ругать - чтобы готов был морально к вербальной агрессии других людей, вдруг в жизни встретит, а тут мама родная позаботилась, подготовила дитя. Что ему теперь чужое хамство и разговоры на повышенных тонах - он уже дома насмотрелся, для него теперь это «нормально», а что такой «подготовкой» к жизни мама, скажем,
звуковому ребенку аутизм обеспечила и депрессивные состояния - так об этом она не подумала, она не знала. Незнание не освобождает нас от плачевных последствий. Увы. Так как уберечь ребенка от несчастья и жизненных трудностей?
Преодоление трудностей, соответствующих возрасту ребенка - неотъемлемый элемент его полноценного развития. Нет преодоления трудностей, нет новообразований в психическом, необходимых ребенку для решения жизненных задач и в конечном итоге ребенок оказывается на обочине жизни, его сверстники идут дальше, а он «застревает» на одном уровне развития.
Делать домашние задания вместе с ребенком в первом классе - это нормально, в 5 классе - уже первый звоночек, что у ребенка нужный навык не сформирован и нужно родителям перестать учиться вместо ребенка, пока еще не поздно, в 11 классе и даже в университете писать курсовые за Васеньку - это, как понимаете, поздно.
Не отдавать ребенка в детский сад, боясь, что ребенка обидят в коллективе и водить его на развивающие занятия в маленькой группе - вроде как хорошо - образовательный результат лучше, чем когда в группе 30 человек, спокойнее, так как при маме сверстники не обидят, значит, не надо думать, как уберечь ребенка от несчастья. А то, что у ребенка не сформируются самостоятельные навыки общения в коллективе и ему сложно будет дальше проходить социализацию - про это забывают. А зря. Каждому фрукту - свой срок, так же как и каждому психическому новообразованию. Потом это дается сложнее (или вовсе не дается), чем в сензитивный период, предназначенный для решения какой-то возрастной задачи.
В дошкольном возрасте, к примеру, это прохождение ранжирования в детском коллективе.
Ведущая деятельность дошкольников - игровая, а не учебная и если
родители умудряются поставить все с ног на голову и в угоду собственным амбициям бежать впереди паровоза, то и получаем диагнозы в школьном возрасте «не наигрался», «не догулял» и пр.
Приходить в школу и пытаться решить за ребенка, стоящие перед ним задачи - адаптацию в новом коллективе, например - бессмысленно. Это его задача и если он не научится решать ее сам - мы будем снова и снова сталкиваться с одними и теми же проблемами, так и не решив вопрос, как уберечь ребенка от несчастья. Будем менять классы, школы. Так, одна супер заботливая мать пришла в школу и обругала, подралась с одноклассниками своей дочери, чтобы ее дочь воспринимали лидером, а не аутсайдером в коллективе. С благими намерениями пришла. Как думаете, подобная жертвенность и рвение помогло ее дочери приобрести необходимые социальные навыки?
Click to view
Проще винить, конечно, общество, учителей, других детей и их родителей, чем посмотреть на себя и то, как протекает воспитание собственного ребенка.
Итак, поддержать ребенка в трудную минуту, обеспечить ему уверенность в безопасности и защите и самому пытаться преодолевать все барьеры, возникающие на пути ребенка - это разные реальности, имеющие разные последствия для детской судьбы. В первом случае мы создаем благоприятные условия для развития ребенка, его взросления, а во втором случае растим инфантильное создание, не способное самостоятельно жить, быть полноценным членом нашего общества.
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Ольга Князева
Читать также:
Что такое цирк? Развлечение для детей или источник детских страхов Слезы любви и сопереживания. Чувства, которые сближают... К чему приводят мечты? Придуманный мир или реальное счастье
Google