Школьная жизнь и внешкольные нагрузки требуют от наших детей собранности и дисциплины. И это правомерно: такие бесценные навыки обязательно станут основой для будущей социальной реализации человека. А если не получается и с дисциплиной не очень ладится?
Неорганизованность и несобранность - серьезная помеха для успешного развития ребенка. Как привить ему навыки дисциплины - знает системно-векторная психология.
Будущие организаторы
Кто у нас будущие организаторы, самые дисциплинированные в мире люди? Правильно, обладатели кожного вектора. Но развиваемся мы всегда от противоположности. Поэтому вполне логично, что маленький кожник - это просто «хаос во плоти», отсутствие вообще какой-либо организации.
Вещи разбросаны по всему дому. Среди учебников и тетрадей можно обнаружить пойманного жука, яблочный огрызок и еще массу «полезных вещей». О том, что задали на дом - ребенок регулярно забывает. Настоятельные просьбы убраться, наконец, в шкафу - в одно ухо влетают, в другое вылетают. Как быть? До конца школы «стоять над душой» и контролировать каждый шаг?
Таким способом картина только усугубится. Родительская задача в том, чтобы научить кожного ребенка навыкам самоорганизации. Только тогда, став взрослым, он сможет полноценно реализовать себя в обществе. Сделать это можно, уделив внимание развитию малыша в четырех направлениях: пространства, времени, информации и энергии.
Четыре слагаемых дисциплины
Начать следует с себя, а точнее, с собственного дома. Чтобы кожный ребенок адекватно мог развиваться, на кухне не должны валяться носки, в спальне - стоять грязные чашки и вазочка с печеньем. Первое и главное условие воспитания дисциплинированного кожника:
- 1. Зонирование пространства и использование его по назначению. У ребенка должно быть четкое разделение: здесь уголок для игры, там - учебное место. Пищу принимаем только на кухне (или в зале, согласно традициям вашей семьи). Дальше детализация усложняется до учета назначения каждой полки в шкафу. Поначалу будет требоваться небольшой контроль, но позже такая организация в пространстве станет источником наслаждения для самого ребенка.
Помочь кожному ребенку упорядочить свои действия во времени тоже можно. В отличие от пространства, время не наблюдаемо (за исключением часов). Поэтому потребуются дополнительные способы визуализации, чтобы сделать время наблюдаемым для ребенка. Итак, второе условие воспитания кожного ребенка:
- 2. Использование плаката с расписанием на неделю. Впишите туда не только школьные уроки, но и внеклассные мероприятия с указанием времени. С вечера обязательно проговаривайте с ребенком мероприятия на следующий день. Дополнительно можно использовать будильник в мобильном телефоне, заранее установив оповещение на нужное время. Постепенно снижайте контроль, чтобы ребенок учился следить за этим самостоятельно.
Чтобы ребенок был более организованным в области информации, начните с того, чтобы он учился четко отслеживать домашние задания:
- 3. Попросите педагога проверять дневник ребенка младших классов перед его уходом домой. Все задания должны быть записаны в дневник. Ученика старших классов, который забывает это делать самостоятельно, - попросите перед уходом из школы сверять свой дневник с одноклассниками. Если и это он делать забывает - на первых порах введите обязательную «телефонную сверку» с одноклассниками по возвращении домой.
Не менее важно учить ребенка распределять во времени свою энергию. Составляя режим дня, которому необходимо следовать, важно учесть, чтобы трудные и энергозатратные действия приходились на то время суток, когда ребенок максимально активен. Поэтому:
- 4. Обсудите с ребенком, в какие часы ему легче и удобнее заниматься. При этом важно учитывать его верхние вектора. Зрительникам обычно легче встать пораньше и сделать уроки, чем пытаться усвоить информацию в 7 вечера. Для звуковиков все с точностью до наоборот.
Медленно запрягаем и вечно откладываем
Для ребенка с анальным вектором - нет понятия дисциплины, поскольку нет таких природных свойств. От природы ребенок с анальным вектором - полная противоположность кожнику. У него «все по полочкам», все на своих местах. Но для адекватного развития таких навыков ему нужно достаточно времени и терпеливый подход родителей.
Если ребенка постоянно одергивали и торопили, особенно при приучении к горшку, то он может быть склонен откладывать дела. Ребенок каждый час говорит, что вот-вот сядет за уроки, но откладывает до последнего. Даже чувствуя себя виноватым, по нескольку дней не может «собраться с духом» и убрать в своей комнате. Такая ситуация говорит о психологическом неблагополучии ребенка с анальным вектором, что может серьезно сказаться на всей дальнейшей судьбе.
После тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
родители меняют подход и состояние ребенка постепенно выравнивается. Поддержать это можно несколькими способами:
- Режим дня необходим не только кожным, но и анальным детям. Просто они воспринимают его по-разному. Кожник - через организацию и дисциплину. А для ребенка с анальным вектором важно создать условия регулярности и повторяемости действий. Например, сразу после школы мы обедаем, потом всегда гуляем, потом садимся за уроки. Привычный ритуал всегда мил сердцу малыша с такими свойствами.
- Методы визуализации (например, плакаты с расписанием) тоже использовать можно. Ребенку с анальным вектором они помогут избежать резких перемен, непредсказуемости событий. Ему трудно резко «сорваться с места» и куда-то бежать. Но если он точно знает, что сегодня после школы у него по плану кружок «Умелые руки», ему будет намного легче настроиться заранее.
- На первых порах обязательно напоминайте ребенку о ближайшем мероприятии. Например, так: «Через час тебе пора выходить на урок музыки. Пожалуйста, собирайся потихоньку». Поскольку «повторенье - мать анального ученья», то не грех через полчаса напомнить то же самое еще раз.
В каждом векторе свои предпосылки к тому, что ребенок не может настроиться на собранность и дисциплину. Например, зрительные малыши «ворон считают» - то есть отвлекаются на зрительные раздражители. Звуковики и вовсе «проваливаются в себя», не замечая, что пока он был в своих мыслях, остальные записали домашнее задание. Хотите знать все нюансы, как вырастить ребенка собранным и дисциплинированным?
Click to view
«...Кто из родителей сегодня не мечтает развить в ребенке лидерские качества? Наверное, только очень немногие. Ведь эти качества помогают добиться в жизни того, что дает счастье и успех.
И мы искренне полагаем, что лидером может стать каждый ― надо только узнать, как воспитать ребенка лидером, и применять в его воспитании некоторые методики.
Так ли это на самом деле?
Лидерство лидерству рознь?
Задумываясь о том, как воспитать лидера, родители чаще всего не представляют, что же это такое. Ребенок капризничает, требует «хочу!» ― мамы и папы рады поверить, что у них растет лидер. Отбирает чужие игрушки и проявляет агрессию? «Он просто лидер!» ― оправдывают его поведение родители. ...»
Анна К. учитель-филолог «...Треннинг внес колоссальный вклад в мой навык воспитания сына, до такой степени что мне кажется он меня в свои семь лет скоро обгонит по мышлению. так интересно и вдохновляюще стало жить! ...»
Анастасия Х. хореограф «... Подтверждаю, отношение к своим детям меняется на подсознательном уровне, у меня у сына 7 лет, наконец-то появилась самодисциплина и желание все делать по правилам, начал даже делегировать свои задачи (пока брату младшему)))...»
Дамир Ш. менеджер Ответы на все вопросы ждут вас
на тематических лекциях по воспитанию детей.
Автор Евгения Астреинова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также :
Ушедшему слишком рано посвящается Простые и сложные эндорфины, главное - не перепутать, или Опять нажралась Почему муж обзывает меня меркантильной?
Google