Как сохранить детство и развить ребенка? Выбираем только правильные кружки

Oct 01, 2015 01:18



А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
(А. Барто, «Болтунья»)
В настоящее время уже дошкольники часто оказываются перегружены: их водят не только в детский сад, но и на различные кружки и секции. Точно так же дело обстоит и с некоторыми школьниками. Известны случаи, когда особо рьяные мамы записывали ребёнка на 6 кружков в неделю: то есть по кружку в день и в субботу - на подготовку к школе.

Считается, что чем больше разнообразных кружков - тем больше пользы для ребёнка. Родители стремятся вырастить лучшего из лучших на любом поприще или, может, таким образом они просто исполняют, наконец, собственные несбывшиеся мечты?



При этом с мнением ребёнка: хочет он или нет, интересно ли ему - считаются немногие. Самым распространённым мнением является «Да откуда он может знать, что ему интересно! Вот попробует всё - тогда и решит!» И ребёнок вынужденно пробует действительно все: рисование, танцы, плавание, самбо (или какую-нибудь другую разновидность борьбы), кружок шахмат, музыкальную и языковую школу. Бесконечное множество кружков развития, благодаря которым он в итоге должен оказаться подготовленным ко всему в жизни. Просто родители искренне желают разносторонне развить своего ребёнка.

Но так ли неоспорима эта польза, или, может, такое количество кружков (или неподходящие кружки) принесут больше вреда? Попробуем разобраться в этом с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Согласно системно-векторной психологии, каждый человек рождается с определённым набором свойств психики, и именно эти врождённые качества следует развивать до пубертата. Пытаясь привить ребёнку то, что ему по определению чуждо, мы не только не добьёмся результата, но и с большой вероятностью сделаем его несчастным. Это ведь то же самое, что и попытка рыбку вырастить птичкой... Попробуем определить, что нужно именно вашему ребёнку, что важно и нужно развивать, а что - практически бесполезно и даже противопоказано.

Кожный вектор. Куда направить энергию непоседы



Дети, обладающие кожным вектором, - от природы гибкие, ловкие и подвижные: и телом, и психикой. У них врождённое чувство времени и ритма. Именно это и стоит в них развивать. Хорошо подойдут таким детям занятия любыми видами спорта, а также танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Кроме того, им необходима дисциплина, поэтому важно уже в детстве научить их соблюдать режим. Ведь научившись самодисциплине в детстве, во взрослом возрасте они будут способными организаторами и руководителями даже крупных коллективов. В воспитании подчинения и дисциплины на помощь родителям таких детей придут кружки шахмат, конструкторского моделирования и вообще решение любых логических задач. Тогда из кожного ребёнка может вырасти прекрасный адвокат, инженер, бизнесмен.

Уретральный вектор. «Трудный» ребенок

Эти дети особые и считаются трудными: они непослушные и неуправляемые, как стихия. Такой ребёнок - будущий «вождь», и это заметно уже в детстве, ведь выходя на улицу, он тут же собирает вокруг себя всех мальчишек двора и ведёт их за собой через канавы и буераки (и точно так же он приведёт свою «стаю» к светлому будущему, когда вырастет, если помочь развить его способности). Приказывать такому ребёнку бесполезно, ведь для него это будет означать понижение в ранге и приведёт к бунту.

Важно направлять его, приучать брать ответственность за своё окружение. Чтобы научить его делать это, управлять группой и вести её к новым целям и достижениям - полезно будет отдать его в командные виды спорта, как, например, футбол, где он непременно станет капитаном команды.



При правильном развитии уретральник станет главой крупной компании или даже президентом страны, а неразвитый скатится в преступность и станет вождём какой-нибудь криминальной группировки.

Анальный вектор. Стремление быть лучшим

Обладатели анального вектора - с самого детства очень усидчивые, любое задание они выполняют тщательно и качественно, но делают это медленно, чтобы суметь, не торопясь, довести начатое дело до совершенства. Поэтому их нежелательно отдавать в кружки, где важна будет подвижность и умение быстро принимать решения. Это окажется для них лишним стрессом.

Такие дети становятся такими же обстоятельными в своих действиях взрослыми и очень уважаемыми профессионалами. Поэтому любой кружок, связанный с поделками будет для них правильным и полезным, так как научит тренировать врождённые качества: усидчивость и перфекционизм. Им подойдёт любой креатив: обработка камня или других природных материалов, различные поделки и рукоделие, например, курсы кройки и шитья, а также кулинария.

Счастливые обладатели развитого анального вектора - это золотые руки, а при наличии ещё и таких верхних векторов, как звуковой и/или зрительный, - золотые головы. Ведь у анальников от природы прекрасная память, а в школе, благодаря своей старательности и усидчивости, они отличники. Во взрослой жизни становятся лучшими педагогами, врачами, учёными.

Мышечный вектор. Как все, так и я

Дети с мышечным вектором получают удовольствие, когда работают их мышцы. Но это вовсе не значит, что их нужно отдавать в спорт. Скорее, даже наоборот! Ведь у мышечных детей нет амбиций, и чемпионами им стать не суждено. Поэтому спорт приведёт их только в состояние «война», в котором они становятся драчунами и вырастают бандитами. Лучше научить их соразмерять свою силу и приучать их к физическому труду. Именно на этом поприще они принесут пользу обществу.

Сейчас чистые мышечники - особенно в городах - почти не встречаются, а у многовекторного человека мышечность лишь усиливает свойства других нижних векторов.

Зрительный вектор. Эмоциональный гейзер


Дети со зрительным вектором - натуры тонкой душевной организации. В них важно развивать врождённое чувство прекрасного. Но верхних векторов не бывает без нижних, поэтому рассматривать в данном случае нужно связки векторов. Анально-зрительному ребёнку понравится в художественной школе или на занятиях литературой, а кожно-зрительному - в театральной студии, на занятиях балетом или красивыми видами спорта как, например, фигурное катание.

Зрительник находит смысл жизни в любви. И на самом высоком уровне развития он выражает сочувствие, помогает людям и имеет способность к абсолютной эмпатии. Кожно-зрительный человек внесёт свой вклад в развитие культуры, становясь певцом, актёром и представителем любой другой творческой профессии, а анально-зрительный - врачом, педагогом ит.д.

Звуковой вектор. Способность мыслить абстрактно

Такой ребёнок часто погружен в себя и не любит играть со своими шумными сверстниками. Заставлять его это делать совершенно противопоказано. В детстве рекомендуется ограждать его от громких звуков (криков, хлопанья дверями) и вообще лучше создать для него звуковой вакуум, чтобы он мог побыть один и в тишине. У него абстрактный интеллект, который и нужно развивать. Например, учить его вслушиваться: фоном тихо включать классическую музыку.

Родителям звуковика следует привить ему любовь к чтению, а среди кружков остановить выбор на курсах иностранных языков, музыкальной школе, занятиях физикой, математикой или информатикой. Понравятся им и шахматы. Прекрасным подарком для такого ребёнка станет телескоп.

Оральный вектор. От болтуна до непревзойденного оратора

Они поют не только лучше всех, но и громче всех. Такие дети становятся лучшими оперными певцами. Кроме того, оральники - большие гурманы и их можно обучать готовить. Оральный человек мыслит говорением, и говорит он постоянно, даже за едой с полным ртом. То есть если развивается это говорение - развивается его мышление.



Если запрещать ему говорить - он будет врать и сочинять небылицы, лишь бы привлечь слушателей. При занятиях пением или кулинарией говорение, т.е. и мышление не развиваются, поэтому у оральника есть риск застрять на уровне кухонного шута. Поэтому лучше всего такого ребёнка отдавать на курсы ораторского искусства.

Обонятельный вектор. Особенности невербального интеллекта

Неприметный, ускользающий, как герой романа «Парфюмер», Гренуй - такой человек уже в детском возрасте способен на интриги. Он ответственный за сохранение стаи. Выживает стая - выживает он. Поэтому в случае с обонятельным ребёнком (в отличие от звукового), чем больше давления на него оказывается, тем больше он развивается. Буквально: чем хуже - тем лучше.

Находя выход из сложных ситуаций - он развивает свой интеллект. Он даже сам может записать себя на нужный кружок, если почувствует в этом необходимость. Повзрослев, он может стать учёным, политиком, финансистом - поле деятельности зависит от уровня развития его врожденных свойств и от нижних векторов. Хорошим подарком для обонятельного ребёнка станет микроскоп.

Однако следует учитывать, что обонятельных людей очень мало, а ошибиться при определении этого вектора достаточно легко. Их часто путают со зрительниками, в частности из-за неверного понимания явления интуиции. Интуиция как она есть - это только обонятельная особенность, а зрительное - это предчувствие, причём часто несбыточное, основанное на информации, воспринятой периферией зрения.

Общие рекомендации

Записывать ребёнка в различные (но соответствующие его векторам) кружки и секции - полезно, но нужно следить, чтобы у него оставалось и свободное время. «Да зачем ему свободное время? - удивятся некоторые родители. - В конце концов, он отдыхает на своём рисовании и шахматах! А во дворе его только курить и материться научат! Пусть лучше полезными вещами занимается».

Но дело не только в перегруженности и отсутствии отдыха. Навыки, приобретаемые на кружках развития, - это хорошо, но гораздо важнее именно дворовое воспитание: у ребёнка обязательно должно оставаться детство, время на беззаботные игры и общение с друзьями!

Важность общения со сверстниками не стоит недооценивать: как раз среди них дети и учатся ранжироваться в коллективе, а именно умение находить своё место в «стае» непременно пригодится каждому! Для нижних векторов это умение просто жизненно необходимо, ведь иначе ребенок просто не сумеет адаптироваться к взрослой жизни.

В настоящее время люди полиморфны, то есть имеют в своём векторальном наборе более двух векторов, которые, сочетаясь, дают различные оттенки желаний и направленность способностей. Подробнее о смешениях векторов, обо всех гранях психики рассказывается на тренингахпо системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно здесь:http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Автор Майя Гирш

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:

Подготовка к беременности. Психологический аспект.
Комплексы матери - вред ребенку?
Бьёт - значит любит?




Google

воспитание детей, системно-векторная психология, родители

Previous post Next post
Up