Жуковское ППЖТ. Часть 1

May 02, 2013 23:28

Я родился и живу в городе Жуковском Московской области, известном во всем мире как центр российской авиации. В городе нет своей станции железной дороги общего пользования, но имеется разветвленная сеть подъездных путей, относящаяся к ОАО "Жуковское ППЖТ". Я не нашел в сети полноценного фоторепортажа, кроме отчета о весьма небольшой прогулке, поэтому решил написать свой и предлагаю читателям то, что получилось.



История моего увлечения железнодорожным транспортом началась именно отсюда, когда я с дедушкой часто совершал небольшие прогулки по путям станции Ильинская, на которой расположено депо, благо мы жили тогда недалеко от нее. Дедушка объяснял мне принцип действия пневматического тормоза и почему у магистральных локомотивов две кабины, а у маневровых одна. Начиная с 2012 года, я регулярно совершаю походы по подъездным путям Москвы, поездки по малодеятельным железным дорогам, на которых есть пассажирское сообщение, а до железной дороги, проходящей почти под окном дома, очередь дошла лишь 30 апреля 2013 года.
Вообще Жуковский не обделен железнодорожными достопримечательностями. К ним относятся Малая Московская (детская) железная дорога и сеть подъездных путей значительной протяженности, которые активно работают и развиваются. Собственно история сети нынешнего Жуковского ППЖТ началась с 1920 года, когда от ст. Быково был проложен подъездной путь к текстильной фабрике в селе Балятино (нынешний пос. Октябрьский). В 1935 году началось строительство Летно-исследовательского института им. Громова (ЛИИ), и для подвоза строительных материалов для самой длинной на тот момент взлетно-посадочной полосы был построен подъездной путь. Таким образом, железная дорога намного старше самого города. Шли годы, а она скромно выполняла свою утилитарную функцию - доставку грузов на городские предприятия. До начала 1950-х годов на линии Быково - Октябрьский существовало пассажирское сообщение. На официальном сайте http://ppgt.narod.ru/ представлена схема всех путей (при нажатии увеличивается). Присутствует много неточностей.


В настоящий момент сеть можно описать следующим образом. От ст. Быково Московской ж/д начинается путь, ведущий на аэропорт Быково и различные предприятия в пос. Октябрьский Люберецкого района. На этом участке имеется станция Аэропорт Быково, от которой отходит линия в г. Жуковский. На границе г.о. Жуковский и пос. Ильинский Раменского района находится станция Ильинская (что интересно, со станции можно видеть одноименную платформу пригородных электричек). После нее главный ход идет вокруг ЦАГИ в район Наркомвод, где есть еще один разъезд. Также от Ильинской отходит ответвление в промзону в районе ЖМЗ и хладотерминала. В пос. Октябрьский разъезда нет, поэтому все поезда следуют туда хвостом вперед. Кроме того, от вышеописанных основных направлений отходят короткие пути к всевозможным предприятиям. На дороге имеются четыре тепловоза серии ТГМ6 различных модификаций (ТГМ6А-1921, ТГМ6В-0180, ТГМ6Д-0001, ТГМ6-1108), один снегоочиститель и несколько специальных путевых машин.
Мой поход начался от переезда недалеко от пересечения ул. Мясищева с наб. Циолковского:


Автомобильный проезд ведет на автостоянку на бывшей части территории ЦАГИ.
Сразу после переезда начинается живописная кривая.


Вид в обратную сторону. Гаражи добавляют сюда какую-то особенную атмосферу промзон. Я бы даже сказал, романтическую.


Маневровые светофоры установлены с двух сторон переезда. Что они здесь означают?




Слишком беспечными здесь быть нельзя, поезда ходят часто, в чем мы в дальнейшем убедимся.


Вскоре второй, полностью аналогичный переезд. На нем почему-то часто светофор неверно показывает запрещающий сигнал (по этой причине я однажды простоял на морозе больше десяти минут в ожидании сделать видеозапись проследующего поезда).




Здесь параллельно рельсам тянется неплохая тропа. В этом месте немного напрягает шум автомобилей, идущих по ул. Мясищева.






Путь приближается к пересечению с главной городской артерией - улицей Гагарина.


Здесь часто происходят столкновения автомобилей с поездом, хотя здесь светофоры работают исправно, и тепловоз всегда подает гудки при приближении. Справа строится многоэтажный гараж.


Тут послышался гудок тепловоза, и я побежал выбирать нужный ракурс. Скорость, как видно, неплохая для ведомственных железных дорог.

image Click to view









Будка, в которой раньше находился дежурный по переезду, была самым престижным местом работы пожилых людей.


Еще один переезд, через ул. Менделеева.


Здание Центрального аэромобильного отряда МЧС РФ:


Путь, проходящий вдоль здания, раньше вел на городскую ТЭЦ. Сейчас это тупик, где отстаиваются вагоны-думпкары.


Слева территория МФТИ, где в качестве учебных экспонатов стоят два самолета (МиГ-23 и Су-15). Снять их не получилось.


Туда тоже раньше вел подъездной путь. Об этом напоминают остатки насыпи и ворота.


Наконец-то показалась действующая стрелка, путь на хладотерминал.


Слева знак подачи сигнала (рядом переезд), справа светофор и табличка о принадлежности пути. Дома справа и слева - общежития.


Вид в обратную сторону.


Еще один оживленный переезд - путь пересекает улицу Мичурина.


Сразу за переездом начинается станция Ильинская. Граница никак не обозначена.


Подъездные пути, отходящие непосредственно от станции, имеют уклон.


А вот и наш "беглец" ТГМ6А-1921. Стоит прямо на стрелке, с выключенным дизелем. Слева видны здания ОАО "Жуковское ППЖТ".


У всех локомотивов Жуковского ППЖТ на крыше расположена желтая мигалка. Нигде больше я такого не видел. Если кто-то из читателей знает, зачем это нужно, прошу поделиться.


Путей становится три. Еще слева примыкают пути в депо.


На одном из них стоит снегоочиститель. Когда мне было шесть лет, я думал, что это такой специальный товарный вагон.


Вот вид спереди (через щель в воротах). А то тов. krasotkin_m интересовался.


Путь на ЖМЗ тоже имеет уклон.


Тут послышался характерный звук запуска тепловозного дизеля. Тот, что стоял возле здания ППЖТ, сдал немного вперед, в сторону  переезда. Но звук дизеля приближался. Смотрю - а ворота в депо открыты. Тепловоз ТГМ6Д, редкая модификация, да еще и номер изделия 0001!

image Click to view


ТГМ6А-1921 вытянул вагоны с пути на ЖМЗ и поставил их на главный путь, после чего направился резервом (то есть без вагонов) в сторону ЖМЗ, а ТГМ6Д-0001 поехал резервом туда, откуда мы пришли, и дальше в Наркомвод,

image Click to view



image Click to view



Здесь самое глухое место из всего маршрута, по которому мы прошли. С двух сторон гаражи, а на путях вагоны. Ни души.


Пути сначала сходятся в один...


И снова разделяются, на этот раз на два. Впереди пешеходный переход на ул. Королева со стороны Жуковского и ул. Опаленной Юности со стороны пос. Ильинский.


Здесь я сворачиваю на ул. Королева и иду домой.

В следующий раз мы пройдем отсюда до ст. Быково.
...Продолжение следует...

подъездной путь, Железная дорога, Жуковский

Previous post Next post
Up