Обычно понятие узкоколейных железных дорог ассоциируется с лесной глухоманью, где миниатюрные поезда вывозят лес или торф. Нередко по узкоколейкам курсируют пассажирские поезда, которые зачастую представляют собой единственную возможность добраться до затерянных в лесах крошечных посёлков. Ходят они обычно очень редко, иногда даже не каждую неделю. Но Кирово-Чепецкая узкоколейка (официально УЖД Каринского транспортного управления) - это нечто особенное. Здесь узкоколейный поезд соединяет две части города, разделенные рекой, и представляет собой весьма необычный городской транспорт. Недаром в народе его называют "трамвай" или даже "метрополитен".
История Каринской узкоколейной железной дороги началась в 30-х годах XX века. Строительство торфопредприятия в старинном селе Карино было начато в 1933 году и велось медленными темпами. Однако, с началом Великой Отечественной войны в Кировскую область было эвакуировано немало предприятий из западной части СССР, и значение торфяного топлива резко возросло. Строительство торфопредприятия было закончено к концу 1941 года. Тогда же, предположительно, появились первые участки узкоколейной железной дороги. Подвижной состав был доставлен из Брянской области, которую вскоре оккупировали немцы. Через реку Чепцу, разделяющую торфомассив и город Кирово-Чепецк, был проложен временный деревянный мост. Он был заменён на металлический уже в начале 1950-х годов.
В послевоенное время узкоколейка продолжила своё развитие. Возникли новые торфопредприятия, объединившиеся в Каринское транспортное управление. Торфовозные линии почти доходили до старинного города Слободского, пересекали Транссибирскую магистраль, несколько крупных рек. Существовало несколько депо, в которых работали, помимо прочего, тепловозы ТУ2. Каринская сеть стала одной из крупнейших в Советском Союзе.
Кстати, собственное название сети было для торфовозных дорог уникальным. Обычно они назывались "УЖД такого-то торфопредприятия". Название вида "Каринская узкоколейная железная дорога" было характерно больше для лесовозных сетей. Интересная специфика...
1990-е годы стали, как и везде в России, периодом упадка. В 1992 году была закрыта сразу половина сети. Отдельные участки, уже не связанные с основной сетью, проработали ещё несколько лет. Тем не менее, оставшаяся часть линий работала ещё долгие годы и находилась в хорошем состоянии.
В 2010 году началась разборка основной сети. Основная причина - отказ Кирово-Чепецкой ТЭЦ от торфяного топлива и переход на использование газа. В начале 2012 года по железной дороге прошел последний грузовой поезд, после чего была уничтожена большая часть сети. Остался только участок Новый - Техническая, по которому продолжает пять раз в день курсировать пассажирский поезд. Причем этот небольшой фрагмент является самым пассажиронапряженным в России среди узкоколеек. Пять поездов в день - об этом жители Алапаевского района, увы,
могут только мечтать... И все же, пассажирское движение неоднократно было под угрозой отмены. Будущее "кирово-чепецкого трамвая" остается неопределенным.
Наша поездка по этой уникальной дороге состоялась 22 июля 2014 года, в последний день пребывания в Вятской земле.
Кирово-Чепецк - город молодой, ни на что не похожий, но при этом достаточно однообразный. Пожалуй, именно узкоколейка и является его главной достопримечательностью. Все путешественники (а до нас их побывало здесь на удивление много) начинают свою поездку по ней с разъезда Новый, рядом с переездом через улицу Ленина. В 2012 году участок от Нового до Кирово-Чепецкой ТЭЦ тоже был разобран, о чем напоминает заасфальтированный переезд.
Сразу и не догадаешься, что это железнодорожный тупик:
Лишь подойдя поближе, можно увидеть рельсы. Здание слева - заброшенная будка дежурного по переезду.
Собственно разобранный перегон Новый - ТЭЦ.
До прибытия поезда осталось совсем немного времени. Пассажиры уже собрались на платформе.
А вот и "трамвай" подходит. Такое название, как ни странно, популярно больше среди путешественников - любителей железной дороги, нежели у местных жителей.
Click to view
На посадку-высадку и обгон локомотива (перецепку из головной части в хвостовую, чтобы двигаться обратно) заложено всего пять минут, поэтому мы торопимся занять сидячие места. Фотография сделана уже после прибытия на конечную станцию.
В углу вагона - печка. Даже в жаркий июльский день она создавала непередаваемое ощущение уюта. Кто видел вживую - поймёт :)
Вот и отправление. Снова раскачивание и скрип, характерные для узкоколеек, которые мне доводилось годом ранее прочувствовать
в Алапаевске. Только вот вместо уральской тайги - выемка и городские промзоны.
Живописное сочетание гаражей и местной флоры.
Через линию узкоколейки переброшены даже пешеходные мосты.
Проглядываются и жилые районы позднесоветского времени.
Первая остановка называется необычно - Вернисаж. Названа она... по расположенному поблизости магазину!
Проезжаем рядом с храмом в честь Александра Невского, открытым в 2012 году.
И останавливаемся на следующей остановке - бывшем разъезде Боёво. Рядом с платформой можно видеть остатки второго пути:
Переезд через автомобильную дорогу служит своеобразной границей границей города.
Узкоколейный путь спускается с высокого берега по выемке...
И оказывается на живописном мосту через реку Чепцу - одному из крупнейших на узкоколейках. Раньше он даже был охраняемый.
Click to view
За мостом начинаются уже совершенно другие пейзажи.
Старица Чепцы в пойме - озеро Карасово:
Где-то далеко виднеется город...
А сосновые леса среди моря цветов смотрятся просто прекрасно:
С юга появляется грунтовая дорога.
А вот и старинная косилка. Прямо-таки динозавр. Уже и не помню, где последний раз доводилось видеть подобный чудо-агрегат:
Но вскоре лесные пейзажи прерываются видом на дачные участки...
А затем - и на локомотивное депо.
Вот и поселок Каринторф. "Трамвай" прибывает на конечную станцию с прекрасным и оригинальным названием Техническая :) Кстати, этот маршрут является единственной постоянной связью Кирово-Чепецка и поселка Каринторф, который формально считается частью города. У нас есть еще более двух часов, чтобы осмотреть станцию и поселок, который тоже заслуживает внимание.
Снова манёвры тепловоза.
Click to view
Платформа здесь тоже оригинальна - что-то вроде провинциальных остановочных платформ электричек вдали от областных центров.
Здание дежурного по станции (прошу прощение за смазанность снимка).
Каринская узкоколейка - единственная в России, где используется оригинальная автоматическая сцепка наподобие СА3, которая распространена на железных дорогах широкой колеи. Нечто подобное было в Белорецке на Урале, где узкоколейная магистраль была разобрана уже довольно давно.
Привет от работников депо на подножке :)
Общий вид на станцию. Слева - отставленные от работы грузовые вагоны.
В депо такая же атмосфера: запустение, но жизнь потихоньку идёт.
Автоматические стрелки - очередное напоминание о былой роскоши.
На боковом пути дополнительные вагоны стоят в ожидании "пикового" рейса. Да-да, пассажиров тут ездит немало.
И плакаты родом из далёкого Советского Союза. На одном из них - логотип эмблема Каринского транспортного управления.
В самом посёлке Каринторф стоит столь же оригинальная и неповторимая атмосфера. Нигде больше не приходилось наблюдать сочетание домов, построенных пленными немцами в своеобразном стиле, соснового леса, многочисленных приветов из прошлого, а главное - почти полного отсутствия людей и движущихся автомобилей.
Возвращаемся на станцию. Фотография сделана из открытой двери тамбура вагона.
На обратном пути пассажиров было гораздо больше. Многим даже пришлось стоять. На остановочном пункте Бор, который поезд утром проехал без остановки, садились ягодники.
Ещё одно видео моста через Чепцу. Вид в противоположную сторону.
Click to view
На разъезде Новый пассажиры уже ждали "трамвай".
Локомотив снова маневрирует с необычной быстротой.
Click to view
Прощальный вид на станцию:
Мы идем на автобусную остановку и дожидаемся автобуса до Кирова. Оттуда, в свою очередь, нам предстояло, набравшись впечатлений от двухнедельного путешествия по Средневолжским краям, возвращаться домой в Подмосковье, чтобы долгими зимними вечерами любоваться фотографиями, прокручивать в голове воспоминания и изредка писать на основе них фотоотчёты :)
Спасибо за внимание!