На окраине Мещёрских лесов, между Муромом и Касимовом расположился небольшой провинциальный город и районный центр Меленки. В отличие от знаменитых соседей, он не пользуется известностью. Железнодорожная ветка, подведённая к Меленкам от станции Бутылицы, такая же провинциальная - тихая и неторопливая. Правда, в настоящее время она действует только наполовину и является почему-то одной из самых малоизвестных в России...
Первая железнодорожная линия, соединившая город Меленки с магистралью Люберцы - Казань, была узкоколейной и строилась в конце 1930-х годов. Одним из инициаторов строительства выступал знаменитый лётчик Николай Каманин, участник мероприятий по спасению челюскинцев, а позже - организатор подготовки космонавтов. В своей документальной повести "Скрытый космос" он упоминает об узкоколейке Бутылицы - Меленки:
"...Поезд вышел из Москвы в 22:35 10 сентября, а в 3:37 11 сентября я был уже на станции Бутылицы. 40 лет тому назад я впервые в жизни увидел на этой станции "живые" вагоны и паровозы. Бутылицы стали больше, вместо тусклых керосиновых фонарей много электрического света, есть радио, но культура людей, служб и помещений, пожалуй, даже хуже, чем 40 лет назад. От Бутылиц до Меленок проложена узкоколейка, ее построили в конце тридцатых годов с моей помощью (ездил к Кагановичу и выпросил средства на строительство и рельсы). Меленковский поезд состоит из трех небольших, но чистеньких пассажирских вагончиков. Из Бутылиц поезд вышел почти пустым, но в Вероунже и Злобине в вагоны набилось несколько десятков крестьянских девушек, едущих в Меленки на текстильную фабрику..."
Меленки - "текстильный" город, и узкоколейка предназначалась прежде всего для связи ткацких предприятий с железнодорожной сетью страны. В самом городе линия Бутылицы - Меленки соединялась с другой, торфовозной узкоколейкой, которая была построена примерно в то же время. Торф с месторождений в районе деревни Соколье поступал на льнокомбинат и швейную фабрику. Именно в Сокольем, вероятно, находилось депо торфовозной сети, в то время как участок общего пользования до Бутылиц располагал собственным депо.
В начале 1960-х годов между Бутылицами и Меленками была построена железнодорожная линия широкой колеи, которая заменила узкоколейку. Эта процедура была необходима для доставки грузов без перевалки на станции Бутылицы из вагонов узкой колеи в обычные вагоны, что занимало много времени. На торфоразработках узкоколейные поезда работали до середины 1980-х годов. До сих пор в лесах
можно наблюдать остатки насыпи.
Ширококолейная железная дорога Бутылицы - Меленки, увы, тоже проработала недолго. В 1980-х годах прекратилось пассажирское движение, а начале 2000-х станция Меленки перестала работать. Линия была законсервирована на всём протяжении, кроме 10-километрового участка от Бутылиц до воинской части. Позднее рельсы стали разбирать местные жители для дальнейшей продажи на металлолом. Как ни печально осознавать,
это происходит с большинством железных дорог, оставшихся без присмотра. К моменту нашего посещения рельсы дальше 10-го километра линии сохранились только на бывшей станции Меленки. В настоящее время действующий участок до воинской части работает как обычный подъездной путь от Бутылиц.
Осмотр железной дороги Бутылицы - Меленки состоялся 24 июня 2014 года.
Вот так бывшая городская станция встречает путешественников (которые почему-то появляются в Меленках нечасто):
Переезд разделяет станцию на две примерно равные части.
Дорога-призрак. Одновременно существует и нет. В отличие от
линии Сазоново - Пилево, здесь рельсы сохранились...
Хотя и не повсюду:
Остатки съезда между путями. Местной детворе, наверное, интересно находить в траве такие сюрпризы:
А вот и переводной механизм. Интересно, были ли тут
стрелочные фонари?
Трудно поверить, что здесь когда-то ходили поезда.
Пути соединяются стрелкой ещё раз, и дальше до Бутылиц следует однопутный перегон.
Перебираемся в противоположный конец станции. Эта часть заросла ещё сильнее. Трудно заметить, но на этом снимке видны рельсы!
Где-то здесь располагался пассажирский вокзал, сгоревший в 2011 году. Автор фотографии - Д. Долгов, житель города Меленки. Данная фотография - первое в Интернете изображение вокзала в Меленках!
Второй путь - справа, за кустами...
Нет, это не Чернобыль.
Наконец, путь живописно уходит "в чащу леса".
Чего только не встретишь...
"Безглазый" светофор с выбитыми линзами. Жутковато смотрится.
Трава, похищающая железную дорогу :)
Отсюда нам предстоит двигаться в Бутылицы по автомобильной дороге, прошедшей неподалёку от железнодорожного пути.
Около храма Архангела Михаила в селе с созвучным названием Архангел делаем остановку:
Переезд через действующий участок железной дороги рядом с воинской частью решили не фотографировать :)
Между сёлами Верхоунжа и Копнино есть ещё один переезд, на котором нам удалось застать... проходящий поезд: тепловоз ЧМЭ3 и один вагон. Вот это удача!
Где-то здесь начинался разъезд Верхоунжа.
При проезде тут действительно лучше посмотреть по сторонам.
Пейзаж и общая атмосфера здесь разительно отличаются от того "постапокалипсиса" в Меленках.
Колея живописно скрывается в лесу:
Отсутствие насыпи - деталь, напоминающая об узкоколейном прошлом. Идешь через поле и внезапно обнаруживаешь под ногами рельсы...
"Нанотехнологичное" скрепление... из дерева!
Дом в Верхоунже:
Нас ждёт заключительная точка сегодняшней поездки - станция Бутылицы.
Здесь сохранился красивый деревянный вокзал дореволюционной постройки в стиле модерн. Новая окраска в "корпоративных цветах" РЖД его не портит:
Водонапорная башня тех же лет:
Местный начальник в окружении подчинённых :-)
А вот и начало дороги на Меленки (слева).
Рядом со станцией сохранилась дореволюционная жилая постройка. Что-то она мне напоминает...
И действительно, точно так же выглядел вокзал на
станции Кривандино. В этом нет ничего необычного, ведь это одна и та же дорога, Люберцы - Казань.
Напоследок, характерная деталь местного быта - гидроколонка.
Спасибо за внимание!