Железнодорожная линия Кривандино - Рязановка

Sep 21, 2014 22:36

Восток Московской области - Мещера - край лесов и болот, богатых торфом. Не так давно здесь велись торфоразработки, действовала обширная сеть железных дорог. К настоящему времени сохранилась только одна малодеятельная линия. По ней ходят пассажирские поезда, но если бы не местоположение в благополучной Московской области, линия Кривандино - Рязановка, наверное, тоже была бы закрыта.



Решение о строительстве линии между станцией Кривандино на магистрали Москва - Казань и торфяным массивом Радовицкий Мох было принято в самый разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Строительство было незапланированным и велось в чрезвычайном порядке. На важность и срочность указывает тот факт, что для строительства этой линии были использованы рельсы с другой железной дороги (Вербилки - Дубна), которая была восстановлена после войны. Сооружение линии до станции Сазоново было закончено в невероятные сроки - меньше чем за год. Участок Сазоново - Рязановка был введен в эксплуатацию уже после войны (но не исключено, что постройка была завершена одновременно с участком Кривандино - Сазоново). В поселке Рязановка (на картах - Рязановский) после войны возникло крупное торфопредприятие и главная станция крупной узкоколейной железной дороги, работал перегруз с узкой колеи на широкую.
В 1960-х годах линия "обзавелась" боковым ответвлением до поселка Радовицкий Мох, которое впоследствии было продлено до поселка Пилево. В Пилеве до сих пор действует торфовозная узкоколейка, когда-то - часть знаменитой Мещерской магистрали.
Основным и практически единственным грузом вплоть до 2008 года был торф, поставлявшийся на Шатурскую ГРЭС. Объемы перевозок были колоссальными, и линия была прибыльной даже в 1990-е годы (хотя с 1995 года постепенно стали закрываться промежуточные станции). Но в 2008 году электростанция отказалась от "местного" топлива и перешла на использование газа. Возможно, экономически этот шаг был обоснован, но факт: жители многих поселков Шатурского и Егорьевского районов оказались без работы. Были уничтожены две крупные сети торфовозных узкоколейных железных дорог. Ветка Кривандино - Рязановка существует лишь потому, что Московская область решила не отказываться от пассажирских перевозок и компенсирует огромные убытки. Отмена поезда будет означать консервацию и последующее уничтожение линии. На ней уже не осталось ни одной промежуточной станции (все закрыты), линия представляет собой сплошной 53-километровый перегон, на котором невозможно осуществить разъезд встречных поездов.
Мы совершили поездку по линии Кривандино - Рязановка 24 августа 2014 года. До Кривандино доезжаем электричкой от станции Люберцы-1.
После Шатуры вдоль двух магистральных путей появляется третий, заброшенный. Когда на Шатурскую ГРЭС ежедневно прибывало множество поездов с торфом, между станцией Кривандино и электростанцией был построен специальный путь, чтобы не загружать короткий участок перегруженных магистральных путей. Удивительно, что он до сих пор цел. На фото - платформа Ботино.


Вначале путь тянется слева, потом пересекает магистральный ход по путепроводу, после чего оказывается справа.


На станции Кривандино вокзала нет, билеты приобретаются в кассе на платформе.


Не все знают, что рядом все-таки сохранился бывший вокзал Кривандино, причем дореволюционной постройки, правда, сейчас он используется как жилой дом. (Фотография сделана в марте 2013 года).


А вот как он выглядел сто лет назад:


У низкой платформы, в стороне от главных путей, нас уже ожидал "рельсовый автобус" - одинокий вагон РА1. До мая 2012 года здесь ходили поезда, состоящие из тепловоза ЧМЭ3 и одного плацкартного вагона, придававшие этой дороге неповторимый колорит. В народе такие поезда называют "кукушка" и "подкидыш". Впрочем, РА1 уже успел стать таким же атрибутом глухоманных малодеятельных железнодорожных веток.


Пассажиров в вагоне было очень мало, человек шесть, несмотря на дачный сезон и воскресенье. Меня очень удивило отсутствие в вагоне... кассира! Мы приобрели билет до Рязановки в кассе на платформе, но на остановочных пунктах вдоль линии касс нет, то есть поезд фактически бесплатный. Не исключено, что в тот день мы были единственными, кто "спонсировал" Рязановскую ветку.
Отправление в 14:40. Слева остаются магистральные пути.


И склады.


"Цивилизованная местность" постепенно кончается.


И начинаются восхитительные мещёрские пейзажи.




В конце лета 2014 года на линии Кривандино - Рязановка проводился ремонт путей. Свежие рельсы еще не были накатаны, поэтому местами можно было слышать необычный звук, называемый "пение рельс". Он характерен именно для малозагруженных веток и только в первые месяцы после ремонта, то есть явление довольно редкое. Некоторые, впервые услышав это "пение", воспринимают его за трансляцию музыки Вагнера :-)
Особенно красивые виды открываются на кривых, которых здесь очень много из-за холмистой местности.




Поселок Осаново рядом с одноименной станцией, закрытой в 2004 году.


Станционное здание, увы, не сохранилось, но в траве можно найти бетонные шпалы.


Мещера - один из тех краев, в которые хочется возвращаться еще и еще...


Выемка:


Вскоре показывается поселок Пожога.


Деревянный домик дежурного по станции здесь сохранился, хотя станция была закрыта первой на линии, в 1995 году. До закрытия здесь была конечная для одного из пассажирских маршрутов. Шпалы второго пути также заметны.


После Пожоги начинаются болота. Как видно на фотографии, леса вдоль дороги сильно пострадали во время пожаров 2010 года.


Ведутся санитарные вырубки леса вдоль дороги.


Лесной остановочный пункт 29 километр.


На станции Бармино все еще сохранился второй путь (хотя он отрезан от основного, стрелок нет). Год закрытия - 2009. В окрестностях, помимо пристанционного поселка Бармино, есть крупные сёла Терехово, Середниково и Самойлиха.


Заколоченное станционное здание с приоткрытой дверью выглядит очень зловеще.


Следы былого благоустройства:


Можно представить себе, что думают водители про вагон, везущий меньше десятка человек.


Периодически вдоль линии попадаются кусты рябины.


Оставленная на выходные техника в лесу, видимо, расчищающая пространство вдоль путей.


Живописный переезд около поселка Сазоново.


По меркам Московской области это место - редкостная глухомань. Постоянное население - меньше 10 человек. Здесь находится последняя и одновременно, как ни странно, самая крупная на нашем пути промежуточная станция, которая действовала дольше всех. Тоже ржавые рельсы, отрезанные от главного пути.


Водонапорная башня. К железной дороге, скорее всего, отношения не имеет.


И заколоченное станционное здание - точно такое же, как мы уже видели на станции Бармино.


Пассажирская платформа на пол-вагона.


Когда-то здесь шла оживленная грузовая работа.


Влево уходят следы разобранного бокового ответвления - железнодорожной линии Сазоново - Пилево. Линия не действует с 2009 года, и постепенно рельсы разворовывались местными жителями, как это происходит сейчас с линией Валдай - Крестцы в Новгородской области. В 2012 году рельсы еще оставались в районе деревни Пруды и между станцими Сороковой Бор и Пилево. В августе 2014 года их уже не осталось нигде. Об этой линии я написал отдельный фотоотчет.


До Рязановки осталось ехать всего полчаса. Последний участок выглядит самым глухим.


Вот так выглядит остановочный пункт 47 километр, расположенный на удалении от населенных пунктов. Нет даже платформы. Местоположение определяется по табличке с расписанием. Собственно пассажиры здесь - очень редкое явление, поезд останавливается не всегда.


С трудом можно разглядеть небольшую заброшенную избушку.


И наконец, спустя почти два часа пути, поезд прибывает в уже знакомую нам Рязановку. Станционные пути:


Станция выглядит очень ухоженной.


Редкое теперь явление - пути заняты составами. Правда, не вагонами с торфом, а ремонтной техникой.


Машинист тепловоза в очередной раз напомнил мне, что "снимать железную дорогу запрещено", хотя, разумеется, я никаких законов не нарушил.
Мы уже бывали в Рязановке в 2013 году, но целью поездки тогда было посещение Николо-Радовицкого монастыря. Удалось сделать фотографии переезда. Прямо раньше путь шел на торфоперегруз, теперь - только к котельной и местному хладокомбинату. Движение очень редкое.


А вот что осталось от огромной сети узкоколейных железных дорог. Рельсы на переезде южнее Рязановки. Кстати, двухпутные участки - очень редкое явление для узкоколеек.


Спасибо за внимание. Хочется надеяться, что линия Кривандино - Рязановка будет работать и притягивать путешественников своими замечательными пейзажами, а не повторит судьбу линии Сазоново - Пилево.

малодеятельные линии РЖД, узкоколейка, подъездной путь, Железная дорога, Рязановка, Мещёра

Previous post Next post
Up