Продолжаем знакомство со сценариями из Черного списка 2013 года. После фееричного "
1969 A Space Odyssey: or How Kubrick Learned to Stop Worrying and Land on the Moon" и слегка экзистенциального "
Sovereign" пришла пора взяться и за жанр вестерна - а именно, за сценарий “Pox Americana” за авторством Фрэнка Джона Хьюза.
Что интересно, Хьюз является актером. Не очень известным (я лично так и не вспомнил его персонажей в тех фильмах и сериалах, что видел), но судя по фильмографии без работы он не сидит. Вероятно, в какой-то момент он решил что раз не удалось стать большой звездой, то можно попробовать себя на сценарном поприще. И сценарий “ Pox Americana” занявший 9-е место в Черном списке 2013 года, стал для него большим прорывом.
Pox Americana
Автор: Фрэнк Джон Хьюз на основании сюжета придуманного Фрэнком Джоном Хьюзом и Риком Гомезом
Жанр: вестерн, триллер
Логлайн: Дикий Запад. Группа солдат намерена перебить мирное индейское племя в отместку за нападение других индейцев, уничтоживших белое поселение, но в итоге героев поражает чудовищная болезнь.
Объем: 102 страницы
Версия: от 22 апреля 2013 года
Нью-Мексико, 1859 год. Группа воинственных индейцев полностью истребляет небольшое поселение белых. Прибывшим на месте резни солдатам, возглавляемым капитаном Берком (который уже давно устал от индейских войн и хочет вернуться к семье) очевидно, что это дело рук племени апачей. Местный губернатор тоже придерживается этой точки зрения.
Но правительство в Вашингтоне считает иначе: за это преступление должно ответить племя навахо. Навахо все равно занимают территорию, которая должна быть “освобождена” от индейцев - и это весьма подходящий повод, чтобы раз и навсегда покончить с ними.
Потому, пока несколько батальонов американской армии выдвинутся к границам территории навахо и выманят их основные силы, небольшой диверсионный отряд должен будет проникнуть глубоко внутрь индейской земли и уничтожить оставшееся без охраны поселение, где скрывается вождь племени. Приказ из Вашингтона однозначен: никаких пленных и свидетелей.
Капитану Берку поручено отобрать группу из 5 человек, после чего присоединиться к майору Тигвеллу который умудряется сочетать крайнюю религиозность с умением оставлять после себя в буквальном смысле слова выжженную землю. И вот, “великолепная семерка” отправляется в рейд, который понятное дело не закончится ничем хорошим для его участников…
Если бы мне нужно было описать одним словом, я бы выбрал - “ультранасилие”. В начале скрипта есть небольшое обращение автора к читателям, где он пишет, что в своей работе старался рассказать о том, что на самом деле представлял собой фронтир и его обитатели, а не показывать привычную романтизированную версию Дикого Запада.
И надо сказать, что ему это удалось. Уже в открывающей сцене нападения индейцев с живых людей снимают скальпы, режут беременных и расстреливают детей. Когда американцы доходят до индейского поселения, то они проявляют еще большую жестокость, истребляя абсолютно всех, и потом устраивают надругательства над трупами. Я конечно встречал ультракровавые сценарии (мой любимый “
The Brigands of Rattleborge”или та же снимающаяся сейчас “
Ярость”), но даже на фоне их работа Хьюза крайне выделяется своей жестокостью.
Второе, что бросается в глаза - это использование сцен от первого лица в самые кровавые моменты. Собственно, открывающая четырехстраничная сцена целиком показана глазами неизвестного белого поселенца: он пытается отбиться от нападающих индейцев, во время драки ему отрубают пальцы на руке, потом он видит как его брата убивают, затем как убивают всех взятых в плен поселенцев включая его жену и сына, а затем его самого забивают камнями. Даже на бумаге все эти кровавые подробности весьма жутковаты - если кто-то вдруг осмелится перенести все это на большой экран, то выйдет зрелище не для слабонервных.
Что касается самой истории, то первая половина мне весьма понравилась. У нас есть интересная завязка, семерка весьма неоднозначных персонажей, которые оказываются окружены в тылу врага, найденное индейское золото... С такими вводными ожидаешь как минимум такую же мощную вторую половину.
Но увы, именно эта вторая половина мне не особо понравилась по ряду причин. Например, автор наметил ряд конфликтов между персонажами, но ни один из них по непонятной причине вообще не получил никакого развития, ибо героев убивают до того, как они что-то сделают. И это при весьма солидном наборе колоритных образов, например:
*Офицер, который чувствует что не пользуется уважением подчиненных и потому старается быть как можно более жестоким;
*Злоупотребляющий алкоголем врач, который полностью "выгорел" и любит смотреть как мучаются его пациенты;
*Сержант-педофил;
*Следопыт, который прожил столько времени с индейцами, что некоторые солдаты воспринимают его как чужака.
При чтении я регулярно вспоминал Тарантиновский “
The Hateful Eight”, как пример того, сколько всего можно получить от вестерна с неоднозначными персонажами, которые находятся “под давлением” в замкнутом пространстве. Тут же увы, Хьюз просто не дожал.
Также надо сказать про “таинственную болезнь”. На мой взгляд, ее вообще не стоило упоминать в логлайне, ибо она появляется лишь на 75-й (из 102) странице, и такие вещи по идее являются спойлерами. А так, получается, что ты ждешь, когда же появится анонсированная болезнь, а ее все нет и нет. Эффект сравним с тем, как если бы мне попался сценарий с логлайном “Группа американских спецназовцев отправляется в южноамериканские джунгли чтобы спасти заложников и сталкиваются с обладающим невидимостью инопланетным охотником”, а потом оказалось, что первые намеки на пришельца появились бы лишь после трех четвертей сценария.
При всем при этом, мне честно говоря вообще не понравилось, как эта самая болезнь введена в сюжет - все слишком быстро, слишком непонятно, да и концовка сделана откровенна наспех. По субъективным ощущениям, этому сценарию не хватает примерно страниц так 20-30, чтобы нагнать саспенсу, развить все конфликты и довести персонажей до предела.
Тем не менее, благодаря мощной первой части эта работа все равно весьма запоминается. В принципе, я считаю что в ходе переписываний вторую половину можно исправить, благо все для этого есть и не надо больше ничего выдумывать, просто добавить материала.
Другое дело, можнозадаться вопросом - а каковы вообще перспективы, что фильм будет снят? Сейчас проект находится в ведении CODE Entertainment и объявлено что режиссурой должен заняться Жан-Франсуа Рише. Но, одно дело заявить о намерениях, и совсем другое действительно снять фильм. Вестерны традиционно считаются крайне рискованным средством вложения денег в США, а учитывая зашкаливающий уровень насилия, мне вдвойне сложнее поверить, что фильм будет снят и тем более в таком виде. Впрочем, если я ошибаюсь, и это все же случится, то надеюсь что авторы заодно и отполируют сценарий. Этот сценарий определенно стоит того, чтобы вложить в него еще немного усилий.