“На гребне волны” был вполне успешным фильмом, хотя выйди он на месяц позже, то вероятно собрал бы куда большую кассу. Дело в том, что по иронии судьбы показ ленты Кэтрин Бигелоу начался всего через неделю после старта проката одного творения ее тогдашнего супруга (речь разумеется идет в “Терминаторе 2”). Тем не менее, даже в условиях такой конкуренции “На гребне волны” хорошо показал себя в бокс-офисе, еще лучше на видео, и оставил после себя вполне неплохое творческое наследие, лучше всего которое удалось поэксплуатировать создателям первого “Форсажа”.
Вероятно, что многие уже слышали новости о том, что фильм получит ремейк. Сценарий пишет Курт Уиммер и поговаривают что на роль Бодхи рассматривают Джерарда Батлера. Кажется, когда в наши дни заходит речь о ремейках экшн-классики, этого актера всегда вспоминают первым.
Но, как это не парадоксально для всех, кто досмотрел “На гребне волны” до конца, фильм в свое время мог заполучить и сиквел. По крайней мере известно, что оригинальный сценарист ленты Питер Айлифф настойчиво продвигал эту идею. Мне сложно судить о его мотивах. Возможно причина в том, что после 2000 года в его послужном списке не было ни одной вышедшей в широкий прокат ленты. А возможно все дело в том, что хоть Айлифф и является автором самого первого сценария проекта (еще под названием “Джонни Юта",) но окончательный сценарий был написан Кэтрин Бигелоу в соавторстве с Джеймсом Кэмероном (они не были указаны в титрах как сценаристы, но это общеизвестный факт), и финальный продукт вероятно заметно отличался от начального видения сценариста (по крайней мере таково мое предположение).
Итак, каким же мог стать этот неснятый сиквел?
Как выясняется из датированного октябрем 2007 года сценария под названием "Point Break: Indo", Бодхи не иначе как с помощью всевышнего умудрился пережить шторм века и теперь перебрался в Индонезию, где время от времени видит кошмары с преследующим его Джонни Ютой.
Правда сразу вынужден расстроить тех, кто думает что Бодхи будет главным героем - до 60-й страницы у него лишь пара небольщих сцен, в то время как почти все остальное время уделено новому персонажу, некоему Томми Энджелу.
Томми моряк (и по совместительству серфер), служащий на корабле который патрулирует воды Персидского залива. Во время, казалось бы, рутинного досмотра судна, Томми попадает в безвыходную ситуацию, когда замаскировавшийся под рыбака террорист в упор выпускает в него всю обойму. Но очевидно, что Томми ходил на те же курсы чудес, что и Джулс, ибо каким-то мистическим образом ни одна из пуль не попадает в него.
Томми понимает намек, после чего увольняется и отправляется в Индонезию. Правда его карьера профессионального серфера складывается не слишком успешно - во время соревнований, судьи дисквалифицируют Томми. Зато, в компании безбашенных серферов герой встречает некую Синту в которую моментально влюбляется.
Идиллию прерывает бывший шеф Томми, который прилетает в Индонезию и предлагает ему немножко подзаработать. Оказывается, некие пираты в масках администрации Джорджа Буша Младшего устраивают регулярные налеты на суда одной сингапурской компании. Устав терпеть беспредел, капиталисты набрали команду наемников, дали им судно под названием “Бигелоу”, и поручили найти и убить всех пиратов.
Бигелоу, все верно. А одного из наемников в этом сценарии между прочим зовут Кэмероном, причем его убивают первым. Интересно, это просто совпадение или таким образом автор хотел выразить свое отношение к канадцу?
Томми подписывается на миссию. Через некоторое время, наемники находят и зачищают лагерь пиратов, не оставляяя никого в живых. Разумеется, это оказываются совсем не те пираты, а имитаторы. Разумеется, что искомые пираты окажутся той самой компанией Синты. На 60-й странице наконец появляется Бодхи, и (сюрприз!), выясняется что Синта это его дочь.
Оказывается, за прошедшие годы Бодхи еще сильнее ударился в буддизм, и теперь стремится любой ценой избегать насилия и как можно чаще помогать местным жителям. Правда, свои старые навыки он тоже не забыл - вместе с группой серферов он периодически устраивает налеты на суда компании, которая расхищает местные ресурсы (в частности, разрушает песчаные отмели), после чего на украденные деньги покупает продукты и медикаменты местным жителям.
После нескольких эпизодов серфинга и сноубординга на горе К2 (последние абсолютно ничего не добавляют в сюжет, но наверно смотрелись бы круто на большом экране), Томми решает завязать с наемничеством и помочь отцу своей пассии бороться за права индонезийского народа.
Правда, первоначально дела складываются не слишком хорошо, ибо наемники опережают серферов и нападают первыми. Героям удается спастись, после чего Бодхи решает поработать живой торепдой и подорвать “Бигелоу”. Используя какой-то здоровенный булыжник для создания нужной плавучести, он в букальном смысле незаметно прошагивает по морскому дну и проникает на борт яхты. Правда, затем удача отворачивается от него, и он получает пулю в печень от полковника, который командует наемниками.
Тем временем, против высадившегося на берег отряда наемников подымается все местное население, которое с помощью луков и копий заставляют их сложить оружие (прямо как финал "Возвращения джедая"). Пользуясь моментом, Томми проникает на борт "Бигелоу" и вырубает полковника, после чего умирающий Бодхи просит героя позаботиться о его дочери, и совершает последний заплыв, разбивая судно о скалы. В заключительной сцене мы получаем достаточно бессмысленное камео Джонни Юты, который вдруг прилетает на самолете и интересуется тем, что случилось с Бодхи. Затем в финальных кадрах видим что Томми со своими новыми друзьями собираются продолжать дело Бодхи.
Основная проблема этого сценария весьма проста: а именно, полная бессмысленность продолжения завершенной истории, которая изначально не предполагала никакого продолжения. Воскрешение очевидно погибшего персонажа, и превращение его из адреналинового наркомана, для которого покой хуже смерти, в праведника, активиста Гринпис и по сути свадебного генерала, передающего эстафету добра… просто, зачем вообще это нужно было делать?
И новый герой, Томми, не вытянул бы на себе всю историю. Он бы даже не заменил Джонни Юту. У того персонажа был выбор он мог или дальше жить прежней жизнью, быть отличником ФБР, носить костюм и строить карьеру. Или же осознать, что сам не сильно-то отличался от Бодхи и полностью бросить всю старую жизнь. Здешний же герой уже изначально живет как хочет и рискует исключительно деньгами, которые ему в итоге никто не заплатит. Как-то, на мой взгляд, не слишком драматично.
И все остальное пляшет от этого. По сценарию предполагались красивые съемки, какие-то погони, масштаб, это должно было стать сиквелом, который вышел бы на большом экране, а не на видео. Но без старых персонажей, без противостояния и выбора, в данной истории не было души. А без души - я не вижу смысла в таких сиквелах.
Некоторое время Айлифф сам планировал стать режиссером, затем пошли разговоры о том, что его заменит Ян де Бонт - еще один человек из 90-х, который в новом веке не смог ничего добиться.
Неизвестно как далеко бы в конечном счете зашли создатели в своих планы, но в конце концов, все решили проблемы со здоровьем Патрика Суэйзи. В январе 2008 года у него был диагностирован рак поджелудочной железы. Актер сказал, что был бы счастлив прожить еще 5 лет, но судьба отпустила ему меньше двух. К сожалению в отличии от фильмов, в жизни чудесные спасения случаются куда реже, чем всем нам хотелось бы.