Между делом 4.

Jan 24, 2013 20:48

Позвонил сегодня товарищ с вопросом относительно одного утверждения Осипова в книге "Из времени в вечность". С тем утверждением все ясно, можно бы и не отвлекаться, но я зачитался :) Поразительно все-таки Осипов работает с текстами свв. отцов!
Приведу пример:
Read more... )

Златоуст, Богословие, Осипов, Реплика

Leave a comment

vladimir_chub February 8 2013, 16:42:00 UTC
Разве человек не может выбрать мучения? Ведь и при жизни все сталкиваются с тем, что удовольствие от страстей всегда связано с определённым мучением от них, и выбирающий удовольствие вполне осознаёт, что выбирает вместе с тем и мучение. Скажем, предающийся страсти гнева и ярости вполне отдаёт себе отчёт в том, что гнев доставляет гневающемуся одно только мучение, без всяких приятных ощущений. И при всём этом мучительные приступы гнева приносят удовлетворение. И в чём именно заключается удовлетворение? В мучительном ощущении, которым сопровождается процесс высвобождения страсти. Для страстного человека вполне нормально испытывать извращённое удовольствие от мучений. И это всё при жизни, а что говорить про посмертное бытие, когда придётся выбирать между всего лишь двумя вариантами, один из которых (жизнь со Христом в Его Царствии) может вызвать гораздо больше отвращения, чем другой (жизнь в аду, в мире собственных мучительных страстей).

У Осипова, конечно, перегиб в утверждении, что относительно страстной души Бог "предоставляет ей в ( ... )

Reply

kiprian_sh February 9 2013, 17:10:02 UTC
Мне здесь интересно, как ты проинтерпретируешь вот эти места из Мф, 25: "Когда же по­шли они по­купать, при­шел же­них, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после при­ходят и про­чие девы, и говорят: Го­с­по­ди! Го­с­по­ди! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истин­но говорю вам: не знаю вас. <...> Тогда и они скажут Ему в ответ: Го­с­по­ди! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или стран­ником, или нагим, или больным, или в темнице, и не по­служили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истин­но говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную". Кажется, тут есть стремление не в аду, а с Господом быть. И дверь закрывается извне, а не изнутри.
И еще. Что происходит по молитвам Церкви? Каким образом мучения прекращаются (или облегчаются), если они -- выбор грешника?

Reply

vladimir_chub February 9 2013, 18:00:36 UTC
Я полагаю, что любые отрывки из Евангелия следует понимать в согласии с толкованиями свв. отцов, а святоотеческое толкование на тему Страшного Суда мы как раз и читаем у св. Иоанна Максимовича в известной проповеди. Так что, осталось только проинтерпретировать данную притчу так, чтобы интерпретация не расходилась с его толкованием. Если имеется иное святоотеческое толкование, противоречащее толкованию св. Иоанна, то можно либо констатировать факт расхождения между свв. отцами (и тогда либо обратиться к соборному решению Церкви по данному вопросу, либо, если такового не имеется, оставить вопрос открытым), либо найти логичный способ устранения противоречия ( ... )

Reply

kiprian_sh February 9 2013, 19:11:56 UTC
Ну, так идея, что грешники сами бросаются в огонь не близка многим свв. отцам. Напротив, отцы чаще говорят о том, что в гееннну человек бывает ввержен Богом. Посмертная судьба зависит, разумеется, от состояния души, но полагать, что душе просто предлагается выбор "места", и Суд заключается лишь в предоставлении информации о рае и аде -- странно.

Reply

vladimir_chub February 10 2013, 19:04:36 UTC
==душе просто предлагается выбор "места"==

Нет, как раз не "просто". Если создалось такое впечатление, то надо сделать обязательную оговорку: то, о чём я говорил, относится только к внутреннему существу проблемы, а не к описанию процесса вообще. Например, св. Феофан Затворник в одном и том же абзаце говорит, что "душа сама бросается в ад", и ещё это: "Бесы и берут ее, будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать". Очевидно же, что, говоря "сама бросается в ад", он имеет ввиду внутреннее расположение души; а говоря, что "бесы берут её", описывает процесс с внешней стороны. Ангелы, относящие душу на небо, или бесы, относящие её в ад, а также божественный приговор - всё это не отрицается, здесь лишь указывается на то, что и приговор, и действия ангелов и бесов - всё это соответствует состоянию души. Серафим Роуз, который следует в этом вопросе за Максимовичем, говорит: "Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения - как частного суда стразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, - внешний приговор Божий ( ... )

Reply

ortorus February 9 2013, 19:32:32 UTC
Владимир, моя позиция во многом сходна с Вашей, хотя и отличается от нее.
Мне было бы интересно побеседовать с Вами отдельно.
Прошу Вас оставить комментарий на странице, где я изложил свою позицию по обсуждаемому здесь вопросу.
Заранее благодарен.

Reply


Leave a comment

Up