Церемония вручения национальной российской кинопремии Ника превратилась в противоборство двух фильмов о русских женщинах: «
Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «
Елена» Андрея Звягинцева. Баба победила. По очкам.
Строго говоря, «Одна баба» оторвалась от преследовательницы благодаря двум «техническим» призам: лучшим художником и лучшим художником по костюмам были признаны создатели «Бабы». А поначалу шли голова к голове: «Бабе» приз за лучший фильм - «Елене» - за лучшую режиссуру. «Бабе» - за сценарий, (его написал режиссер фильма, Андрей Смирнов), «Елене» - за лучшую операторскую работу, (оператор Михаил Кричман);
приз за лучшую женскую роль разделили, то есть - получили исполнительницы главных ролей этих двух фильмов: сыгравшая Одну Бабу Дарья Екамасова и сыгравшая Елену Надежда Маркина. У Романа Мадянова из «Бабы» приз за лучшую мужскую роль второго плана, так приз за лучшую женскую роль второго плана у Елены Лядовой из «Елены»! В конце концов, помимо всего прочего, нужно было как-то отличиться от «
Золотого Орла», однозначно и бесповоротно в качестве лучшего фильма назвавшем «Елену». И удалось!
Андрей Смирнов заслуженно получил признание коллег по цеху - за верность тем идеям, которые сейчас цех проповедует и насаждает. Ну да, либеральным антисоветским идеям. Бурзуазным и евроатлантическим. По крайней мере, евростремительным.
У российского киносообщества, у его верхушки, существует набор ценностей, которые это сообщество считает правильными и нужными. Для себя, для страны. Для страны, в которой им бы хотелось жить. Это нормально? Да. Поэтому правильно и единственно возможно, что это киносообщество снимает фильмы, продвигающие и защищающие эти ценности. И ниспровергает прочие. Тем более - противоположные. Нормальное дело.
Награждение призами, то есть - фестивальная политика - один из методов продвижения и насаждения. Так что люди, которые ценности не разделяют, или там с исторической правдой, показанной в награжденных лучших отечественных фильмах-2011 года, не согласны, или с трактовкой современной действительности - не нужно тратить порох на споры.
Когда у людей есть точка зрения и есть возможность ее распространять - не надо возмущаться тем, что они это делают! Кино - мощнейший инструмент не только выражения, воплощения в образах своей точки зрения, школы мысли и системы ценностей. Не только выражения, но и распространения, насаждения, впаривания, пропаганды этих самых своих. Ценностей. Так было в советское время. Так есть и сейчас.
В советское время кинематографисты придумывали истории и снимали их, расставляя плюсы и минусы одним образом. Сейчас - другим. Те, кто сейчас рулит, стремились и боролись за эту возможность, подтачивали идейно не близкую советскую систему изнутри, держали фиги в карманах, протаскивали эти фиги в свои фильмы - и победили!
Изменили все в стране, изменили все в кино, стали руководить кинопроцессом, снимать то, что считают нужным, и так, как считают нужным, с помощью критики и фестивальной политики поощрять и продвигать социально близких авторов. Уже народили большое кино-поколение режиссеров, снимающих наше новое кино.
Вот лучшие его образцы - это «Елена» молодого режиссера Андрея Звягинцева. И «Жила-была одна баба» - фильм представителя старой школы, но уже тогда не согласного с прежним режимом. Так что Андрей Смирнов получил шквал призов по совокупности сделанного для торжества той мировоззренческой парадигмы, в которой мы сейчас все и пребываем.
Андрей Звягинцев, по молодости лет, сделал еще не так много. Поэтому у «Елены» на 2 приза меньше. Слава Росс с фильмом «
Сибирь. Монамур» вообще совсем новичок, но с хорошими перспективами войти в обойму, если продолжит в том же духе. За готовность развивать и продолжать тенденцию «Сибирь. Монамур» вошел в пятерку номинантов на лучший фильм. Совсем не плохо для новичка. И маленький Миша Процько, сыгравший в фильме внука, назначен «Открытием года».
В пару к взрослому дяде Диме Астрахану, который стал открытием в роли актера, (режиссер Астрахан сыграл роль второго плана в фильме «
Высоцкий. Спасибо, что живой»). А вот Ангелине Никоновой «открытие» не дали. Не дали и Жану Полякову, композитору фильма «
Шапито-шоу», приза за лучшую музыку. Правда, он в этой номинации оказался в поистине звездной компании - рядом с Эдуардом Артемьевым, (он написал музыку к фильму «
Дом»), и Леонидом Десятниковым, (музыка к фильму «
Мишень»).
Вот Десятников «Нику» и перехватил. Спору нет, Десятников и Артемьев - выдающиеся композиторы, и музыку написали хорошую. Но Поляков-то сочинил саунд-трэк, который будет жить отдельной своей жизнью, ни на что не похожее и запоминающуееся собрание вокальных исповедей персонажей фильма, составляющее сюжетный стержень всего «Шапито». Эх, да что там говорить! Выучим сами и будем петь назло врагу.
Так что вот, еще «Дом»: фильм Олега Погодина отмечен «Никой» за музыку, как уже было сказано, и - призом за главную мужскую роль.
Его получил Сергей Гармаш и его герой, благородный бандит, защитник своей семьи, пострадавший от наезда силовиков. Безвинно, надо полагать. Приз за честь и достоинство вручили Олегу Басилашвили. Это традиционный и ожидаемый приз.
А неожиданно вдруг от души преподнесли, сам Гусман и преподнес, специальный приз за деятельную доброту двум актрисам, организовавшим и курирующим благотворительный фонд «Подари жизнь». Чулпан Хаматовой и Дине Корзун. Растроганное сообщество готово было искренне порадоваться доброте своих коллег и восхититься их мужеством - шутка ли, взвалить на себя целое большое дело такое, и помогать детям, и вытаскивать с того света живых людей…
В общем, волна умиления прошла было по залу, но разбилась о прокурорский окрик ведущей церемонии Ксении Собчак: в момент вручения премии она не замедлила уточнить политические предпочтения Чулпан. Окрик этот прозвучал, как призыв к отрезвлению: опомнитесь, вот вы ей сейчас призы даете за какие-то там добрые дела, а она за Путина голосовала!
И бедный Евгений Миронов, вручающий премию, стушевался и принялся оправдываться - и за себя, и за Чулпан. Кто-то из организаторов премии секунд двадцать возмущенно пораздувал ноздри - и все покатилось дальше, своим чередом. Обвинять Ксению Собчак в каком-то там особом цинизме вовсе не стоит, ее действия, если вдуматься, ничуть не противоречат духу церемонии и товарищеского братства цехового:
в братство входят и призы получают не по качеству сделанного, а по тому, насколько это «сделанное» лежит в русле генеральной линии. Сейчас генеральная линия такова, что спасенные Чулпан Хаматовой дети вовсе не перевешивают того, какую позицию она занимала во время президентских выборов. Так что Собчак хотела вразумить коллег: господа, кому вы премию даете?!
Раньше надо было вопить. Пока премию Чулпан Хаматовой за спасение больных детей, за возвращение надежды их родителям - все-таки дали. А остальные пусть призадумаются. Какие фильмы снимать и за кого надо агитировать.
А другие остальные, которым такая фестивальная политика не нравится, и фильмы эти не нравятся, и не кажутся талантливыми и высокохудожественными, пусть в недрах системы образуют очаги сопротивления. Снимают на коленке за пятнадцать копеек свое кино. История знает подобные примеры, и это возможно, тем более, что сейчас и с распространением попроще -
выкладывай в Интернет, собирай своих сторонников, устраивай альтернативные фестивали, образуй свое критическое киносообщество из рассерженных и недовольных зрителей, выражай, где только можно, свои аргументированные возражения и протесты против засилья того, что тебе не нравится, хвали на всех углах то, что тебе нравится, неси благую весть по городам и весям и, самое главное, делай что-то, что может быть альтернативой. Ну да, так и они поступали в свое время, те, кто сейчас руководит кинопроцессом. Вода камень точит.
Вместе с этим смотреть:
У нас есть Ника,
Золотой Орел-2012: истекший киногод глазами МихалковаВместо этого смотреть:
Канн-2011. Итоги,
Оскар-2012: Хорошо забытое старое,
Лучшие фильмы - 2011: Сделано в РоссииВ этот день в 2010 году:
Рерберг и Тарковский: Обратная сторона СталкераВ этот день в 2009 году:
Знамение | KnowingВ этот день в 2008 году:
Перемотка | Be Kind RewindВ этот день в 2007 году:
Здесь курят | Thank You for Smoking киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн