Рерберг и Тарковский: Обратная сторона "Сталкера"

Apr 09, 2010 12:24



Недавняя " Ника" вручила свой приз за лучший неигровой фильм 2009 года этому фильму режиссера Игоря Майбороды. С чем его и поздравляем от всей души. Еще больше хотелось бы, чтобы этот фильм увидел зритель. Который, кажется, уже прошел мимо: фильм, кажется, уже прошел по тем двум экранам страны, на которых демонстрировался на утренних сеансах в течение пары недель.

Тут некого винить. Вот не надо говорить, что зритель такой у нас дурак, что не идет на утренний сеанс на более чем двухчасовой документальный фильм. Да и прокатчика не надо винить, что он не ставит документальный фильм в сетку с ротацией "Аватара".

Государство, что ли, виновато, что не поддерживает прокат такого ценного фильма? А как его поддерживать? Расклеить по всему городу афиши пятнадцать на десять метров и громовым голосом пять раз на дню объявлять  название фильма  на центральных телеканалах? Кто виноват, что зрителя российского не заманишь в кино посмотреть на свою историю, на историю жизни и творчества своих лучших соотечественников и современников, определивших во многом нашу жизнь?

Может быть, виноват, как всегда, Пушкин - и означенные Рерберг и Тарковский вместе с ним - что, несмотря на все их беззаветное служение высокому искусству воз и ныне там, а мы - здесь, люди остались такими же ленивыми и нелюбопытными, родства не помнящими и носа от корыта не подымающими?

Ну, можно, конечно.


А еще - строго спросить с Майбороды: почему вон заокеанский документалист-скандалист-хулиган Майкл Мур смог привлечь внимание общественности, и американской, и мировой, к своим документальным фильмам и поднять интерес к документальному кино на новую высоту (и, кстати сказать, заработать на своих эпохалках невиданные в документалистике миллионы долларов), а он, Майборода, не расшибся в лепешку, чтобы продвинуть свое детище так же мощно?!!

Ну, да: Майборода - не Мур, и продвигает он идеи и темы, для которых муровские методы не годятся. Мур - агитатор, горлан и главарь, его темы по определению - площадные, касающиеся больших масс народа, и громовым голосом скликать эти массы воплем "Доколе?!!" - вполне уместно для тех целей, которые ставит перед собой глубокоуважаемый, мегаталантливый и суперэнергичный кинорежиссер  Майкл Мур.
Игорь Майборода рассказывает о другом. Ну, скажем, о парении духа. Которое было содержанием жизни совсем недавно - в широких кругах наших соотечественников.
Не только творцов великих киношедевров, стихов, полотен и музыкальных произведений. Но и их зрителей, слушателей, читателей-почитателей. Которые стояли в очередях, чтобы приобщиться к искусству, с не меньшим упорством, чем за колбасой - в те же недавние годы. Которые собирались тысячными толпами на поэтические вечера. Которые спорили о месте физиков и лириков - продолжая полуночные споры Рерберга с Тарковским…

Спорили физики и лирики, спорили Рерберг с Тарковским, а победили лавочники. Совсем в другой плоскости. Зато своей победой отменили абсолютно ценность и тех, и других.
Высокие - и даже низкие - споры Рерберга с Тарковским, великого оператора с великим режиссером, реалии жизни этих двух - и многих десятков их окружающих, в разной степени приближения, людей в фильме Игоря Майбороды "Рерберг и Тарковский: Обратная сторона "Сталкера" - они кажутся свидетельствами какой-то нереально далекой и прекрасной жизни. Которая, тем не менее, так плотно граничит с нашей, что великий Рерберг на склоне дней (да какой там склон! Он ушел в 62, в 1999 году!) успел поснимать рекламу - потому как кроме нее в последние годы снимать было нечего.

По сравнению с реалиями сегодняшней жизни, "Обратная сторона Сталкера" предстает, наоборот, той самой, лицевой стороной. Потому что и с изнанки жизнь этих людей была наполнена поисками Золотой Комнаты, выяснениями отношений по гамбургскому счету, какими-то непримиримыми противоречиями - до полного разрыва отношений.
Фильм, названный таким именем, вовсе не бросает тень на гения мировой кинематографии - Андрея Тарковского, Тарковский предстает более живым, нежели иконографическим, персонажем, только и всего. Зато он (фильм Майбороды) выводит из тени имя другого гения - по определению, по роду своей профессии обычно остающегося в тени.

Георгий Рерберг - великий оператор. Он всегда - вне кадра, потому что он - делает кадр. Он снимает. Слова, сказанные Рербергом на камеру, запечатленные и донесенные до нас Игорем Майбородой, может быть, лучше всего выражают - не величие даже одного этого, отдельно взятого, человека и выдающегося оператора, а, скорее, отличие его и его поколения, его генерации, среды, в которой и для которой он жил и творил, от нас, нынешних: "Я работаю со светом. Предмет моей работы - конфликт света и тьмы". Это сказал кинооператор. Признанный в мире как человек, лучше всех снимавший свет. Огонь. Вот какими они были. Титаны и Прометеи.
Фильм Майбороды - о титанах. Просто живших в московских двориках. Совсем рядом. Совсем недавно. А как будто - Древняя Греция.

Рерберг и Тарковский: Обратная сторона "Сталкера": Россия - 2009



Моя система оценок

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

Рерберг, Тарковский, *5*, 2009, обзоры фильмов, документальное, Россия, кино

Previous post Next post
Up