При подготовке к
космическому вечеру просмотрели 20 советских и российских фильмов на космическую тему. Впечатлением хочется поделиться.
Обозрение космических фильмов от 20 гг. прошлого века до наших дней, как и любое погружение в какую бы то ни было тему, открывает новые смыслы. Здесь - такой: космос был сердцевиной советского проекта, философия русского космизма - не меньшим первоисточником нашего научного коммунизма, чем марксизм, а уж в умах и сердцах простых людей, так и вообще - главным.
Чем он хорош, русский космизм, что не требует вообще никакой научной базы, знания имен отцов-основателей и чтения их научных трудов. Потому что это - научно-христианское обобщение вековых чаяний и устремлений обычных нормальных русских людей. Не зря Тарковский во первых кадрах "Андрея Рублева" показывает никакими видимыми связями с Рублевым не связанного мужика, который с колокольни сигает на крыльях. Рублев и мечты о полете - явления одного порядка.
А космос - это мечта о полете в ее предельном воплощении, до самого недоступного высока, туда, где, может быть, и сам Господь Бог живет! Так что стремлению к звездам людей учить не надо, как марксизму, скажем, люди и так по ночам на звезды смотрят и мечтают о них.
Вот Николай Федоров и обобщил эти мечты, объединив их и со святоотеческими соображениями о необходимости воскресения всех предков, да еще и со свойственной русским идеей соборности, общинности: всем миром, сообща - нужно готовиться к этому общему делу.
Главный труд Федорова, в котором изложены все идеи русского космизма, так и называется "Философия общего дела": к воскресенью отцов надо подготовиться, так что в преддверии их появления опять на свет божий в плотных телах надо расширять пространство обитания, а то все сразу, да бессмертные (а после воскресения смерти уже не будет!) не поместимся на Земле. Вон они там, звезды, видите? Вот туда надо лететь и там искать место, куда мы расселимся, когда отцы воскреснут!
По дороге не могу не упомянуть нано-технологические прозрения Федорова: он предполагал, что тела отцов воскреснут, соберутся из подручных атомов по программам, которые лежат в могилах и не истлели в виде хоть какой-нибудь оставшейся косточки или зуба, или фрагмента… И вот случится это вследствие общей работы предков, общего их прихода ко Христу - в своей жизни, в своих нравах.
В процессе общего дела освоения космоса и подготовки к воскресению отцов люди должны преодолеть свои пороки, заставляющие их жить не по-христиански: в разобщении, войнах и эгоизме. Опять же, походя, Федоров (1829 - 1903 гг.) касается и экологической темы: он предвидит глобальные экологические катастрофы, которые могут случиться в следствие этой разобщенности, розни и эгоизма, да и просто стихийные бедствия, которые невозможно будет преодолеть, не преодолев разобщенности в человечестве. Так что задача освоения космоса для него и фундаментальная, и прикладная: по мере приближения к нему человечество будет улучшаться, облагораживаться.
Вот эти идеи космизма совершенно востребованы советским космическим проектом. И попали они туда, в проект, не случайно, из информационного поля, а через главных создателей и проектантов: и генеральный конструктор Сергей Королев был читателем и почитателем "Философии общего дела" Федорова, а уж Константин Циолковский - его прямым продолжателем, он был лично с Федоровым знаком, а его труды были руководством к действию для Циолковского. Но не только Циолковский!
В круг поклонников Федорова и его мировоззрения - и реально, в дискуссионный клуб, составившийся вокруг Федорова в библиотеке Румянцевского музея, где он служил библиотекарем, входили и Федор Михайлович Достоевский, и Лев Николаевич Толстой, и Владимир Сергеевич Соловьев - все трое - буквально три кита, три властителя дум мыслящей и свободомыслящей российской интеллигенции конца 19 - начала 20 века. Именно эти люди застали революцию, именно эти, воспитанные Толстым, Достоевским, Соловьевым - а, значит, и Федоровым! - интеллектуалы уже в конце 20-х годов встали во главе зарождающегося советского космического проекта.
А зарождаться он начал с первых лет советской власти: в 1918 году Циолковский был избран членом Академии Наук (какого-то научного учреждения, которое впоследствии к середине 30-х стало так называться), а с 1919 года ему платили пенсию за выдающиеся заслуги, рассматривали его проекты, принимали к производству. (Ну, да, обратили внимание на Циолковского после ареста в 1918 году. Выпустили быстро - и вот с какими далеко идущими последствиями) Так что Циолковский с его настойчивой пропагандой возможности космических полетов был сразу привлечен Советами на свою сторону. Конечно, с прагматической точки зрения, советский космический проект занимался разработкой военных средств для укрепления обороноспособности и боевой мощи, но - одно другому не мешает.
Так что космос в советском и российском кино - не просто место для приключений. Это сакральный идеальный план мечты и общего дела. О том, как отношение к этом мечте и к этому делу менялось в истории страны, свидетельствуют фильмы - как бы слепки с массового сознания.
Первый советский космический фильм вышел в 1924 году.
"Аэлита"
Роман Алексея Толстого был только что написан, а тут еще из эмиграции вернулся Яков Протазанов - вот он-то и снял фильм. Со всем европейским блеском.
Фильм "Аэлита" - пример замечательного переосмысления мощного литературного первоисточника искусством кино. Для того, чтобы отход от первоисточника был смелым, удачным и оправданным, необходима соразмерность писателя и режиссера.
Посмотрите отрывки из фильма:
Click to view
Яков Протазанов - выдающийся режиссер, и он не побоялся и не постеснялся фильм сделать самостоятельным произведением, не переносить на кинопленку все дословно. Режиссер оставил от романа в фильме не такую уж и большую часть, зато снял ее настолько выразительно, что фильм стал шедевром мирового кино и сейчас смотрится с настоящим, а не только музейным, интересом. Протазанов противопоставил яркую, зрелищную, конструктивистскую эстетику, очень современную и нездешнюю, в которой он снял мир Марса, мир Аэлиты, здешним бытовым реалиям и личным отношениям. Приземленным и обыденным.
Получился фильм, очень динамичный и с двумя видео-рядами. При этом интересен и тот, и другой: на мир Марса интересно смотреть, как на произведение искусства, балет, оперу на чужом прекрасном языке, не вникая в суть того, какие перипетии и государственные перевороты там происходят. А мир Земли ярко представлен очень комичными и узнаваемыми, чуть-чуть шаржированными, персонажами, с их бытовыми проблемами и коммунальными страстями.
Космос в первом фильме о нем был представлен как далекий, чужой и прекрасный мир.
И реальный конец фильма - когда помирившийся с женой на Земле инженер Лось сжигает все свои завиральные чертежи марсианского корабля вместе с планами вырваться за пределы земного притяжения со словами "есть у нас еще дома дела" - этот бытовой и рациональный финал противоречит впечатлению, остающемуся от фильма: "Космос - загадочен и притягателен, он манит и зовет. Пусть пока еще только в мечтах". Шел 24 год, только закончилась гражданская война, бедность, нищета, голод, разруха, ужас что. Кстати, фильм дает возможность хотя бы одним глазком поглядеть, как это было: мешочники, эвакопункты, товарные вагоны, на крышах которых в Москву едут люди, госпитали, нищие…
Однако космическая идея была воспринята зрителями на-ура. Запала в душу. И сейчас фильм поражает смелостью, яркостью, продвинутостью. Отдаленность по времени не мешает ощущать эту свежесть, нестандартность подачи, просто-таки хулиганскую удаль, с которой в середине 20-х годов Протазанов сталкивает на экране два несопоставимых мира! Мне кажется, на примере этого фильма надо учить режиссеров в киношколах (есть и другие такие же, но их не много во всей истории кино) - смелость и новизна "Аэлиты" совершенно не отменяет четкой простроенности сценария и великолепной работы актеров, интеллектуальная игра оставляет место для юмора и комизма, абсолютно модерновые, продвинутые декорации, костюмы, грим - выполнены с выдающимся мастерством.
Почему-то к концу 20 века и посейчас кинодеятели предполагают, что способность сказать новое слово (или то, что они думают, что новое), уже снимает с них всякие обязательства перед зрителем в плане мастерства. Вот Протазанов - а ему в 24м было 43 года - демонстрирует, как можно сочетать одно с другим, и какие долгоиграющие плоды приносит это сочетание еще юношеской свежести мышления со зрелым мастерством.
киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн