Золотой Орел-2012: истекший киногод глазами Михалкова

Jan 30, 2012 13:40



На церемонии вручения наград на этот раз приветствия, поздравления и благодарности в адрес устроителя премии звучали так часто и так громко, что уже слова «устроитель, учредитель и организатор» перестали подменять более емкое и правильное: «хозяин». Ну и что? Так даже удобнее: по крайней мере, ясно, кто награждает.

Профессиональное киносообщество персонифицировано своим самым ярким лицом. Заметим, это лицо не рассовывает награды направо и налево представителям своей далеко не маленькой и сильно представленной на киноэкране семьи, а - расширяет Семью, путем раздачи призов разным другим хорошим и достойным людям.


Лучший фильм 2011-года в России, по версии Золотого Орла Михалкова, стала « Елена» Андрея Звягинцева. И это мнение не оригинально - первым «Елену» отметил Каннский фестиваль, показав в какой-то из своих программ. И много других фестивалей тоже.

Российский зритель не ухватил, как обычно, тонкости режиссерского замысла и силы сценарных метафор. Но коллеги-профессионалы откликнулись сразу несколькими призами: назвали лучшим режиссером - режиссера «Елены» Андрея Звягинцева, лучшим оператором - оператора «Елены» Михаила Кричмана, лучшей актрисой второго плана - Елену Лядову.



А вот приза за лучшую женскую роль Надежде Маркиной, исполнительнице заглавной роли в этом фильме, не дали, что жаль. Не потому, что Ксения Раппопорт, победительница Орла в этой номинации, вызывает какие-то сомнения. Никаких сомнений в своем праве на все золото мира актриса Ксения Раппопорт не вызывает уже давно. Но роль, которую она играет в простых и смешных дуниных « Двух днях», все-таки слишком проста и смешна, и обычно-привычна для Раппопорт. В отличие от Елены Надежды Маркиной.



Лучшим актером назвал Федор Бондарчук из тех же «Дней». Как и Ксения Раппопорт в роли современной российской интеллигентной барышни, Бондарчук убедителен в роли современного российского чиновника от культуры. Убедительны они настолько, что закрадываются подозрения, что никакого актерского мастерства в исполнения этих ролей вышеозначенным Лучшему Актеру и Лучшей Актрисе вкладывать вообще не пришлось: они сыграли тех, кем и являются на самом деле.




Между тем, «Два дня» Смирновой занимают свое место в списке из пяти лучших фильмов прошедшего кино-года - рядом с победившей «Еленой», вместе с «В субботу» Александра Миндадзе, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и « Домом» Олега Погодина. В глазах киносообщества каким-то образом эти фильмы отражают что-то. Если предположить, что победители концентрирует современные тренды, то можно предположить, что отражают они то, каким видит Россию мировое сообщество. (Как сказал поэт, "лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик". ) Или - каким хочет видеть Россию.



Мрачной, серой и унылой степью, с оазисами культуры в виде бывших дворянских гнезд, превратившихся в умирающие музеи-усадьбы, где из каждого окна можно получить заряд дробью, а из рук самого близкого человека - чашу с ядом, при чем вся эта неравновесная и дребезжащая конструкция в любой момент может взлететь на воздух из-за некомпетентного или преступного управления.

Можно сказать, что этот взгляд - лишь печальное отражение еще более мрачной действительности. Но тут мы входим на зыбкую почву спора о том, что первично - материя или сознание, означающее или означаемое, отражающее или отражаемое. И кто делает это зеркало, отражающее реальность, и кто держит его под таким углом. Оно не само же висит, кто-то его подвесил. А кто?

Так что любой список лучших фильмов очень многое говорит о тех, кто этот список составил. В моем личном списке лучших российских фильмов 2011-го года из михалковского присутствует только «Два дня». Только у меня он прописан гораздо более мелкими буковками. Зато крупными и красными буквами в нем значится « Мастер и Маргарита» - а я еще сомневалась, по какому году приписки проходит этот, 1994-го года выпуска, фильм.



В списке номинантов Орла фильм "Мастер и Маргарита» тоже упомянут. Он даже получил приз - по остаточному принципу, за лучшую работу художников по костюмам. Хотя, хоть убей, не помню, какие там костюмы. (Так и замечательной и волшебной « Анне Карениной» Сергея Соловьева пару лет назад дали приз за костюмы. Дали приз и номинировали ее пару лет назад, а на экраны она тогда так и не вышла. Да и после летней повторной премьеры-2011 года особенно широко не вышла тоже. Но в мой список-2011 вошла).

А в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары тоже не костюмы вовсе поразили, а фантастические актерские работы, из них главная - Воланд - Валентина Гафта.



Но Гафту премию за фильм не дали, а дали - за вклад. Ан масс. За что Гафт как-то особенно униженно благодарил Хозяина. Даже Воланды стареют.

Вернемся к нашим баранам, лучшим фильмам 2011 года по версии Золотого Орла: за «В субботу» Александр Миндадзе получил приз за лучший сценарий. Фильм показывался на Берлинском кинофестивале. Тоже отвечает чаяниям европейских наблюдателей. Очень метафоричный. Главная его метафора в том, что историю первого дня после взрыва чернобыльской АЭС Миндадзе снимает сегодня.



День, когда еще никто не знает, что все накрылось медным тазом, и все живут своей счастливой и радостной советской жизнью. А миллионы микрорентген в час уже делают свое черное дело. И, конечно, злобные партийные функционеры бездействуют и безмолвствуют, не оповещая широкое население об опасности.

Сейчас, когда мы видим, как партийные функционеры шушукаются в Давосе о том, как заглушить взорвавшийся финансовый реактор, мы же уже понимаем, что не такие уж они и злобные были. Просто есть ситуации, когда никто не знает, что делать. Так что если какие-то евро-киноманы думают, что фильм Миндадзе по-прежнему только России голимой касается, то все они очень ошибаются. Шибанет всех, и не из России будет выхлоп.

А свадьбу надо успеть справить, и, кажется, это самое правильное, что можно сделать в этих условиях. Еще один фильм, получивший утешительный приз, несоразмерный заслугам: «Шапито-шоу» Сергея Лобана. За звукорежиссуру. Ну, тут главная заслуга организаторов премии в том, что они вообще этот фильм заметили и включили в короткий список.



А вот - победитель Орла в телеформате: Владимир Хотиненко с мини-сериалом «Достоевский»: награды получили Евгений Миронов, сыгравший Федор Михалыча, как лучший актер ТВ, Валентина Талызина из того же уголка - как лучшая актриса и сам сериал признан лучшим.




Лучший или не лучший, а за портретное сходство с оригиналом приз дать стоило. Вот такой взгляд на отечественное кинопространство и киновремя - прошедшее, каким уже стал 2011 год. Взгляд не последний - еще будет Ника. Тоже интересный угол.

Вместе с этим смотреть: Лучшие фильмы - 2011: Сделано в России
Вместо этого смотреть: Золотой Орел долетел (итоги 2010)
В этот день в 2011 году: Амели l Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain
В этот день в 2010 году: Золотой Орел 2010
В этот день в 2008 году: Самый лучший фильм | Очень русское кино

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








награды, Михалков, Достоевский, Хотиненко, Лядова, Золотой Орел, Россия, премии, Миронов, Маркина, Лобан, Мамонов, Смирнова, Раппопорт, Звягинцев, фестивали, 2012, Миндадзе, Бондарчук, Погодин

Previous post Next post
Up