Один из фильмов-оскаровских номинантов: за роль Маргарет Тэтчер очередную статуэтку может получить Мерил Стрип. И она этого вполне заслуживает.
Они обе заслуживают: и роль, и актриса.
При этом «Железная леди» - вовсе не шедевр кинематографического искусства. В нем нет никаких особых трактовок, своеобразия режиссерского взгляда, интересных и неожиданных находок в актерских работах, какой-то сложносочиненной структуры, точно угаданных образов и символов. Фильм создан не для борьбы за кинематографические призы, а для знакомства - и узнавания, понимания - такого явления, каким была премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.
Теперь, по прошествии некоторого исторического времени, ясно, что Тэтчер - не просто сильный политик и незаурядный человек, а явление. Может быть, характерное для своего времени - времени политических явлений. Вот это время и эти явления авторы фильма взялись рассмотреть попристальнее. И, как уже было сказано, избрали для этого предельную скромность авторских высказываний: только факты.
Помимо официальной биографии и газетной хроники, авторы фильма в качестве первоисточника пользовались только книжкой, которую о своей матери написала дочь Маргарет Тэтчер Кэрол. А в качестве структурной витиеватости - только многочисленные флешбэки из сегодняшнего дня, когда Железная Леди уже изрядно проржавела, в разнообразное прошлое - и когда это сталь выковывалась, и когда была во всеоружии.
Но, несмотря на художественный аскетизм, в фильме достаточно выразительных средств, чтобы быть увлекательным и запоминающимся: это главная героиня и ее исполнительница. Кажется, авторы намеренно сдерживали режиссерскую мысль, чтобы в пылу самовыражения не потерять, ради чего, собственно, они взялись за дело: показать лицо неолиберализма, каким оно было в самом прекрасном его воплощении.
И немало польстили этому лицу, пригласив на его роль Мерил Стрип.
Однако только актриса такого калибра, как Мерил Стрип, могла бы более или менее адекватно передать мощь Железной Леди. Силу ее драконовских убеждений и непререкаемость ее влияния. Остроту и быстроту реакции. Жесткость принятых решений. Бескомпромиссность и неполиткорректность, казалось бы, несовместимые со статусом.
Это она, Маргарет Тэтчер, навязала миру совершенно другой стиль правления, при котором способность, (а тем более - склонность) к компромиссам - это слабость, половинчатость, неуверенность и, в конце концов, обязательно - проигрыш. Авторы фильма не дают ответа, откуда в этой девочке, в этой дочке лавочника взялись такая жесткость, такая бескомпромиссность, такие либеральные - до полной бесчеловечности - взгляды.
Такая смелость, граничащая с вероломством и нарушением всех мыслимых норм и правил, в выборе средств для решения проблем, стоящих перед Великобританией и, особенно, перед правящим классом. Готовность к войне и полное пренебрежение к правозащитным побрякушкам, типа человеческой жизни или какого-нибудь международного права.
Маргарет Тэтчер, изображенная в фильме, ломает стереотип о природе современной политики (или политики вообще), заключенный в словах: «циничный политикан». Предполагается, что циничные политиканы с высоких трибун в период предвыборной агитации ратуют за одно, а под ковром в тиши кабинетов, за спинами у широкой общественности, за кулисами событий, в кулуарах законодательных собраний и в курительных комнатах президентских дворцов за закрытыми дверями промеж себя,
потирая руки и гнусно хихикая, обсуждают, как здорово они надурили опять доверчивый электорат, наобещав ему золотые горы, социальную справедливость и мир во всем мире.
Маргарет Тэтчер - совсем не то: она не стеснялась в выражениях, называла бедных, сирых и обездоленных всякими непарламентскими выражениями, призывала к войне и не прочь была ее и развязать, инициировать и проплатить зачинщикам - если война нужна Великобритании, значит, будет война! А все эти сердобольные и нищие пусть заткнутся - мир создан не для них.
Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» настолько убедительна в ниспровержении основополагающих христианских истин о любви к ближнему, нестяжательстве и прочих общеизвестных, но, кажется, уже очень устаревших заповедей, что становится понятным, откуда вообще берутся истины. Просто иногда, время от времени, то здесь, то там появляются в мире такие удивительные - убедительные - люди.
И настолько убедительно и со знанием дела они начинают излагать свое видение мира, что у остальных просто нет никакой возможности им возражать и что-то противопоставить. Вот Маргарет Тэтчер была таким человеком от либерализма. Она не только заставила Великобританию жить по-своему, но и - практически - весь остальной мир. Уж нам-то это очень хорошо известно: в разгар ее величия ей под руку попался и наш, прости господи, генеральный секретарь. А она таких ела на завтрак.
Граждане советской страны тогда недоумевали: как же так, что наш-то так повелся на посулы и рекомендации Мэгги? А вот смотрите - и поймете: она была Железной, а он - нет. Красота Мерил Стрип воплощает гармонию мировоззрения и мощную харизму Маргарет Тэтчер так безоговорочно, что практически не остается сомнений в безупречности Железной Леди - и, в свою очередь, такими же - безоговорочными и безупречными - выглядят в их (Тэтчер и Стрип) исполнении и политические взгляды радикального премьер-министра.
Так что, имея в виду наш сегодняшний день, фильм «Железная леди» мог бы вполне использоваться как мощный пиар правых идей в текущей президентской избирательной кампании. Если бы за ними стоял человек, равновеликий по мощи этим двум: Маргарет Тэтчер и Мерил Стрип. Эти две - да, могли бы и распиарить и протолкнуть все, что угодно.
Железная леди | The Iron Lady: Франция, Великобритания - 2011
Моя система оценок Poll Железная леди | The Iron Lady Вместе с этим смотреть:
Человек, который изменил все | Moneyball,
Непокоренный | InvictusВместо этого смотреть:
Иоанна - женщина на папском престоле | Die Päpstin,
Последнее воскресенье,
Опасный метод | A Dangerous Method В этот день в 2008 году:
Мы из будущего,
Отпуск по обмену | The Holiday киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн