Мы открыли новый сезон в
клубе киноУХО. Был вечер, посвященный Рустаму Хамдамову - великому художнику и автору самых известных неснятых и не дошедших до зрителя фильмов (
анонс был тут).
Для тех, кто хотел прийти, но прийти не смог - публикуем отчет с материалами вечера. Так как формат встречи вносит свои ограничения, мы показывали только отрывки из фильмов Хамдамова и интервью с ним. Здесь же, в отчете можно привести ссылки на полные версии видео-материалов, что мы и сделаем - смотрите.
Итак... Вот отчет.
Рустам Хамдамов
Один из величайших неизвестных режиссеров. Сейчас про него уже не скажешь: «Не снявший ни единого фильма». Он снял уже три фильма. А лет ему - считайте сами, он 1944 года рождения. Совсем уже взрослый дяденька, Рустам Хамдамов. Имя его совершенно неизвестно широкой публике, но зато очень хорошо знакомо режиссерам первого эшелона. Нашим, в первую очередь. Но и зарубежным - он был другом и большим художественным авторитетом для великих итальянцев, великих итальянских кинодеятелей неореализма, как раз на поколение старше себя: Феллини, Антониони, Гуэрра. И это они его нашли, они его увидели.
Где, как? Ну, тогда наши кинематографии дружили, наше кино было на взлете, наши молодые кинематографисты, один за другим, покоряли международные кинофестивали. Прежде всего - Венецию. Вот через Кончаловского, скорее всего, информация о Хамдамове разнеслась по миру, прежде всего - в среде итальянских мэтров.
А Кончаловский узнал Хамдамова по совместной работе - на фильме «Дворянское гнездо» Хамдамов, будучи еще студентом ВГИКа, делал костюмы и шляпы для дам. В титрах его нет. Это характерный штрих. Режиссер Кончаловский говорит, что вообще находился под влиянием художественных и стилистических идей Хамдамова, мальчишки тогда еще, когда делал фильм. Говорит: «Феллини и Хамдамов» - они как бы воодушевляли меня на этот фильм. Но в титры имени мальчика-стажера не вносит.
И так с ним всегда. Получается, что не случайно. Получается, это творческое, человеческое кредо Рустама Хамдамова. Оно проговаривается уже в первом его фильме - той самой студенческой короткометражке, благодаря которой они и познакомились с Кончаловским.
Мы сейчас посмотрим с вами фрагмент этого фильма, вот обратите внимание на эту фразу: «И когда он получит деньги за свои стихи? - Никогда. Нельзя быть великим и получать за это деньги». Хамдамову было 22 года, когда он снял этот фильм. Так что это такое авто-предсказание. Мы вот так сегодня поступим: посмотрим 15-минутные фрагменты из всех работ мастера. Потому что все они стоят того. Дают представление о художнике и об искусстве.
Так что давайте сейчас посмотрим первый, студенческий фильм Хамдамова - «В горах мое сердце». Повлиявший очень и очень на многих, он на долгие годы остался единственной законченной работой режиссера. И, понятное дело, доступный только профессионалам, киноведам - учебная работа.
Рустам Хамдамов. В горах мое сердце -
скачать (328 Мб).
Фильм был снят в 1967 году. Вы понимаете, что Хамдамов вывел на экран Елену Соловей.
Еще в историю мирового кино вошел эпизод с тапером, играющем на рояле прямо на мостовой. Почему-то этот, такой простой и органичный, факт воспринимался просто-таки революционно. Кончаловский: Я смотрел короткометражку несколько раз и не мог понять, почему она на меня так действует. Волнует, не побоюсь сказать, приводит в смятенье. Что в ней такого особенного?
Вот такое впечатление этот учебный фильм производил и на великих друзей Кончаловского, когда они, будучи в Москве, увидели этот фильм. Они тут же познакомились с талантливым новичком - и были еще больше поражены, увидев его рисунки…
Хамдамов вечно рисовал. Еще с детства. Теперь его работы представлены в лучших галереях и частных коллекциях мира. Мало того, Эрмитаж принял несколько его работ в свою коллекцию - у единственного из нынеживущих художников. Эти западные кинематографисты быстро просекли ценность творений Хамдамова. Которая самому ему была неведома.
Гуэрра вечно вывозил чемоданами его рисунки. Говорят, у Антониони весь дом был оформлен работами Хамдамова. А он рисовал и рисовал.
Женские профили, головы, шляпы. Вообще, женский образ, немного ретро, немного вамп - это его территория. Вроде бы этот образ существовал и до него, но - как часть прошлого. В настоящее его как будто ввел и прописал Рустам Хамдамов. Воплотив его в Елене Соловей. Он снял ее в ретро-стиле не только в своей студенческой работе.
Он начал снимать Елену Соловей в фильме «Нечаянные радости» , который был запущен в 1974 году. Потом приостановлен. Этот фильм - первая из трагических страниц на пути Хамдамова-режиссера. Трагических не по результату, а по проявившемуся совершенному несовпадению этого художника с любыми требованиями и ограничениями, которые, хочешь-не хочешь, накладывают на художника те, кто заказывает музыку. В 74м году это было Госкино СССР.
Хамдамов начал снимать по сценарию, кстати говоря, Андрона Кончаловского и Фридриха Горенштейна фильм о киностудии в Крыму в разгар Гражданской войны. Ничего не напоминает? И Елена Соловей в главной роли…
Да-да, «Раба любви» - получилась из вот этих Хамдамовских «Нечаянных радостей». Хамдамова с фильма убрали. Или - по другим сведениям - он сам уехал. После того, как работу над фильмом приостановили и потребовали предоставить сценарий. Потому что все, что он успел отснять, он отснял совсем по-другому и о другом.
Мы сейчас с вами посмотрим фрагмент этого неснятого фильма. Каким-то чудом рабочие материалы уцелели. И даже сыграли большую роль в дальнейших трагедиях режиссера Хамдамова.
То, что вы сейчас видели - не совсем сырые рабочие материалы. Это уже обработанный и смонтированный из них фрагмент для следующего фильма Хамдамова - «Анна Карамазофф».
Они понадобились только 16 лет спустя - а именно через 16 лет Хамдамов снова взялся за режиссуру. А после неудачи с «Нечаянными радостями» он надолго уехал из Москвы, ушел из профессии и практически выпал из поля зрения многих. Ну, типа, жестокая советская власть не поняла великого художника и система выдавила его на задворки. Можно сказать и так. Но можно - и по-другому. Художник этот не совместим ни с какой властью. Он просто не от мира сего. Он может дать миру сему то, что у него есть - его представление о красоте, об истине. Но подчиняться требованиям этого мира, следовать его правилам - он не может. Не потому, что он борец с системой, такой диссидент несгибаемый. Он просто не может делать то, что не исходит изнутри. Нет, не надо говорить, что так и все мы, что так - и все художники.
Не говоря уже о том, что большинство художников работает для публики и выполняет ее заказ, остальная часть художников работает для герцога и выполняет его заказ. И в том, и в другом случае - история искусств полна примеров тому - получается неплохо. Бывает еще, что в роли герцога выступает какое-нибудь фестивальное сообщество, сговор галерейщиков и проч. - и художник выполняет какие-то непрописанные, но хорошо им считываемые конвенции. И тоже - наступает ли он на горло собственной песни, или с радостью поет с чужого голоса - это не так уж сильно и влияет на конечный результат. То есть - шедевр получится или однодневка. Великое произведение или нет. В этом загадка большая художественного творчества… Да и не художественного - тоже. Источником вдохновения, стволом, на котором вырастают цветы таланта, может служить и Госзаказ, и заказной портрет высокопоставленного сиятельного лица, и … что там далеко ходить? Какую великую музыку пишут композиторы по сочиненному кем-то либретто, когда режиссер им говорит: вот здесь должно быть мощно и тревожно, а здесь - так тихонечко, нежненько… А у него, у режиссера, по этому подстрочнику уже р-раз! - и шпарит вдохновенье!
Так вот Хамдамов совсем не признавал ни чьего участия в своем творчестве. Он так чувствует свою миссию: есть то, что я должен сказать, а все остальное - от лукавого! Вот это долженствование и является его двигателем, а не деньги, слава, продвижение. Он даже как будто не заинтересован в том, дойдет ли его фильм до зрителя, до фестиваля. То есть - будет ли его, режиссера, голос услышан. Нет. Главное - фильм должен быть снят в том виде, в котором видит его он, режиссер. Снят, запечатлен, а значит - оставлен, воплощен. Рукописи не горят. А соображения личного, эгоистического, тщеславного порядка, доступные нам, простым смертным, его не тревожат совершенно.
Поэтому очень многие его сотрудники и друзья, которые наблюдали за ним в критических ситуациях, когда под угрозой оказывалось то одно, то другое его детище, судьба его работы - говорят о том, что Хамдамов палец о палец не ударял, чтобы эту грозную опасность предотвратить. Как будто ему было все равно…
Вот с «Нечаянными радостями»: приехала к ним в экспедицию комиссия Госкино с проверкой, просмотрели материалы. Сказали: «Не соответствует сценарию! Приостановить съемки!» Хамдамов, понятное дело, к прежнему - Кончаловскому - варианту сценария возвращаться отказался. Ладно, ему говорят, давай свой вариант. Ну хоть на листочек дай наметки, по которым ты собираешься снимать. Нет, не стал ничего писать, безо всяких объяснений уехал в Ташкент. И пропал на 15 лет.
Он не уехал «хлопнув дверью». Он просто уехал. Все, кто его знает, обязательно поясняют: он очень тихий. У него тихий голос. И он не склонен к резким движениям. Вот, посмотрите на него - художественных воззрений Мастера этот коротенький фрагмент интервью Хамдамова (его записал Петр Шепотинник, показывали на Культуре), не раскроет, но какие-то штрихи к портрету даст.
Интервью с Рустамом Хамдамовым (Петр Шепотинник) -
скачать (405 Мб).
Вот такой тихий, без аффектов, человек. Однако сказать про него: он не борец! - тоже совершенно невозможно, потому что другого такого Человека, который так непререкаемо гнет свою линию, в мире еще поискать. Может быть, сказывается азиатское, восточное происхождение Хамдамова. Он - восточный тип героя. Западный герой, греческого типа - он гнет ситуацию под себя, он борется с препятствиями, расходует энергию не скупясь на их преодоление. Восточный герой - он мудрец. И его энергия ему нужна на что-то, более важное для него, чем преодоление препятствий. Тем более, он знает про закон перемен, что рано или поздно и ситуация изменится, и противник изменится… Он будет ждать, когда река пронесет мимо труп врага. А сам в это время займется чем-то более важным…
Хамдамов занялся … модой. Она как будто сама нашла его, модная индустрия. У него в Ташкенте мама была портнихой. Вот он приехал из столицы к маме-портнихе, а опыт придумывания и создания костюма уже был - на Мосфильме. И начал придумывать и сочинять костюмы. Тут и племянница под рукой - он начал шить на нее. И к нему потянулись люди. Сначала из Ташкента. Потом со всего Союза. Потом из Москвы - из наших тогдашних модных домов. От Зайцева нарождавшегося. И так далее.
Потом, когда он попал в Париж, он рисовал линии одежды, обуви и ювелирки для лучших домов Парижа, Милана и Нью-Йорка. Но - без имени. Не хочет под этим подписываться. Считает моду слишком буржуазной. Не знаю, насколько безвоздмездно - или нет - он рисовал эти туфли и платья. Не удивлюсь, если и эти, уже супер-коммерческие, картинки рисовал так же бессчетно и бескорыстно, как и художественные наброски и эскизы. Во всяком случае, никаких богатств не скопил от этой работы. Вон, когда интервью Шепотинник записывал, в какой-то мастерской в Москве, «любезно приютившей Рустами Хамдамова…» Конечно, любезно приютить его готовы многие по обе стороны океана, но своей мастерской до последнего времени так и не было. И денег на новые фильмы, как мы вскоре увидим, тоже.
Но это все - в будущем. А пока Хамдамов-таки дождался и труп врага уже поплыл мимо него по реке. С началом перестройки новые веяния пришли в кино, всякий хозрасчет и самоокупаемость, не знаю, по каким экономическим схемам они собирались производить кино, но: были созданы новые производственные объединения с новой степенью хозяйственно-экономической свободы. И разрешили более широкую кооперацию с иностранными кинематографистами. И вот вновь созданная студия «Круг» во главе с ее вновь назначенным руководителем Сергеем Соловьевым в 1986 году находит Хамдамова и предлагает ему карт-бланш: снимай, что Бог на душу положит. Соловьев - один из верных почитателей таланта Хамдамова.
Хамдамов приезжает в Москву и соглашается работать. Сначала, вроде бы, берется снимать «Снегурочку». Через полгода, когда Соловьев поинтересовался, как идут дела, оказывается, ни о какой Снегурочке речи уже нет, а есть смутные намерения и название «Анна Карамазова». Хорошо! Соловьев на все согласен, он хочет просто, чтобы великий режиссер снял наконец свой первых полнометражный фильм.
И тут опять вмешивается рука судьбы: полунаписанный, набросками и наметками, с рисунками и эскизами, сценарий Хамдамова попадает в Париж. А в Париже у него тоже были свои люди. У него там живет бывшая жена (гражданская) и сын. Его однокурсница, Лилия Огниенко, яркая красавица и незаурядная личность, ее можно увидеть в эпизодах «Дворянского гнезда», еще был такой фильм «Ночной гость», потом она много работала в Киеве, документалистом… У них разладилось, когда Хамдамов уехал со съемок «Нечаянных радостей» в Ташкент, никому не сказав ни слова. Ей - тоже.
И так сложилось, что она вначале 80-х вышла замуж в Париж. А муж ее стал директором актерского агентства. И вот, так ли, сяк ли, сценарий оказывается в Париже и попадает в руки Жанны Моро.
А Жанна Моро - культовая фигура французской новой волны. Она не просто любимая актриса Трюффо, снималась у Бюнуэля, а Орсон Уэллс называл ее лучшей актрисой современности. Она - одна из движителей новой волны, наравне с другими идеологами движения, такими, как Трюффо и Годар. Критика называет ее ипостасью «интеллектуальной женственности» во французском кино. «Лифт на эшафот», «400 ударов», «Жюль и Джим», «Невеста была в черном», «Процесс», «Дневник горничной» - одних только великих, вошедших в учебники и в историю кино, фильмов с ее участием не перечесть.
И вот такая богиня, икона, гранд-дама мирового кино заинтересовалась сценарием Хамдамова. В 89м году, о котором идет речь, ей было 60. И она выразила желание работать с Хамдамовым. Сниматься у него в главной роли. И приехала в Ленинград. Съемки происходили там. И снялась в этом фильме. И, уже со своей стороны, привлекла к нему внимание французской кинообщественности. А дело было в конце 80-х, интерес в мире к России был огромным.
Неудивительно, что неизвестный, но выдающийся непризнанный гений Хамдамов имел мощные фестивальные перспективы. И эти перспективы учуял гений-продюссер артхаусного кино, Серж Зильберман. По совместительству - давний друг Жанны Моро.
Он нацелил каннских отборщиков на «Анну Карамазофф» как на главного фаворита фестиваля 1991 года. Незавершенный еще фильм пригласили в главный конкурс Канн 1991 года. Это было в феврале. К началу апреля фильм так и не был готов. Зильберман заволновался. Он начал приезжать сюда раз в неделю, поторапливать - нет, Хамдамов перемонтирует то так, то эдак - но до конца остается одинаково далеко.
Тогда Зильберман выкупает у Мосфильма права на фильм, с правом окончательного монтажа. В конце апреля, за 2 недели до фестиваля. Он вывез все материалы к фильму в Париж и предложил Хамдамову взять ассистента и монтажера и закончить монтаж фильма в Париже.
Хамдамов в Париж приехал, но дело легче не стало. Он не соглашался с рекомендациями Зильбермана так же, как не соглашался прежде с требованиями Госкино.
Зильберман довел до фестивальных призов 6 последних фильмов Бюнуэля, он работал с Куросавой и считался во Франции главным специалистом по работе с гениями. Но с Хамдамовым общего языка не нашел и он. Зильберман юридически справедливо считал, что купил фильм со всеми потрохами и может делать с ним все, что захочет. То есть то, что считает нужным и необходимым для того, чтобы фильм получил Золотую Пальмовую Ветвь на Каннском кинофестивале 1991 года, был продан во все страны мира и стал бы реализованным произведением искусства.
Хамдамов же считал, что фильм - его детище и принадлежит только ему и только он знает, как он должен выглядеть и что он должен сообщать. Кто и когда услышит, увидит это сообщение - не важно. Или так, как видит фильм он, режиссер, или - вообще никак.
Страсти накалялись. Перед первым просмотром Зильберман, к своему ужасу, увидел, что Хамдамов домонтировал в фильм лишних - с точки зрения продюсера - 40 минут черно-белых съемок, никакого отношения к сюжету с Жанной Моро не имеющих. Это и были 40 минут тех рабочих материалов, оставшихся от «Нечаянных радостей», фрагмент которых мы с вами видели только что. Хамдамов ввел их в свой фильм как сон героини, как фильм в фильме. «Я покупал цветное кино, а мне подсовывают черно-белое!» - кипятился Зильберман. При этом фильм становился длиннее на 40 минут, выпадая из каннского формата. При этом 40 минут экранного времени отводилось черт знает кому - по крайней мере, каннская публика не знает этих русских красавиц двадцатилетней давности. А Жанну Моро она знает и любит и мечтает почтить ее очередным призом.
Надо сказать, что и для самой Жанны эти 40 минут ретро были секретом и неожиданностью. Она, как звезда и прима, тоже не очень-то жаждала делить экранное пространство неизвестно с кем, контрабандно протащенным в картину.
В общем, на премьере разразился грандиозный скандал. Жанна Моро, впервые увидев эти черно-белые кадры, топала ногами, нецензурно бранилась во весь голос и требовала остановить просмотр.
Мало того, что Хамдамов не согласился ни на какие предложения Зильбермана, (к примеру, тот предлагал выпустить фильм в двух версиях - длинной, с ч/б, и короткой, без этих ретро-кадров; и в каннской аудитории показать именно короткий вариант…); он, Хамдамов, еще и учинил форменное хулиганство: на премьере, уже во время демонстрации фильма, он прошел в кабинку киномеханика и пальцем закрыл появившиеся в кадре поясняющие титры, которые были наложены на пленку против его воли. Публика валом валила из зала. Газеты на утро вышли с разгромными статьями. Фильм не получил ничего. Жанна Моро из друга превратилась на долгие годы во врага. Зильберман разорился, слишком много вложив в провалившийся фильм, и в отместку арестовал все материалы, не допустив, чтобы этот фильм увидели где-нибудь еще. Мосфильм и студия Круг, которые с советской стороны участвовали в копродукции, тоже понесли убытки… Правда, пришедшие за них счета совпали с распадом Союза, и всеобщий крах похоронил все недостачи…
Я предлагаю, вопреки хронологии, фильм «Анна Карамаофф» посмотреть последним, чтобы показать побольше, если останется время. А пока - пройдемся по следующим вехам творческого пути этого удивительного режиссера.
После оглушительного провала и буквально исчезновения готового фильма Рустам Хамдамов на несколько лет задержался в Париже. Вот тогда он и поработал с модными домами достаточно плотно. Но все же и достаточно быстро вернулся в Россию. Уже в новую реальность. Здесь стали проходить его выставки. Частные галереи и коллекционеры были заинтересованы в том, чтобы Хамдамов жил и творил где-то поблизости. Они ему начали вручать призы и премии, гранты, всякие «Триумфы» и «Национальное достояние».
Но на фильмы денег по прежнему не находилось. Курьез: свой следующий фильм, «Вокальные параллели», Рустам Хамдамов начал снимать в 1995м году на студии Казахфильм. Одну из центральных ролей играет в нем Рената Литвинова, она и текст к своей роли большей частью сама писала, так вот, произносит этот текст она в фильме на казахском языке - вы сейчас в этом сможете убедиться. Так что же? Этот, совсем вроде бы не затратный в производстве фильм, снят как фильм-концерт на фоне казахской ориентальной экзотики, великие оперные певицы советской эпохи, постаревшие, но не утратившие божественный голос, поют арии из лучших опер мира, а конферанс, связки между этими выступлениями осуществляет Рената Литвинова. В роли то ли себя самой, то ли - циничной и трезвой реальности и повседневности, которая берется поучать и расставлять по местам неадаптированных к реальности гениев.
Так вот, снимался этот фильм без малого 10 лет - великий режиссер, имеющий уже очень много влиятельных и состоятельных друзей, никак не мог найти деньги на его завершение. То Казахфильм, увидев рабочие материалы, открестился от фильма и отказался иметь к нему какое-то отношение. (Любопытно, что и сейчас, когда фильм уже состоялся и стал участником внеконкурсной программы Венецианского кинофестиваля-2005 года, в полном каталоге всех фильмов, вышедших когда-либо на студии Казахфильм, «Вокальные параллели» не значатся!) Тут и кризис 1998 года сыграл свою роль, потом негативы потеряли… В общем, было так: придет откуда-то малая толика денег - доснимут еще чуть-чуть.
Очень помогли в конце концов друзья-режиссеры Ираклий Квирикадзе и Денис Евстигнеев.
Квирикадзе: «Это было очень красиво, но никто из нас не понимал, как из этого делать кино? Мы жили абсолютным неверием в то, что мы делаем. Мы превратились в детей, которые раскладывают кубики. Воля, свобода передвижения визуального была абсолютно безграничная. Хулиганили в свое удовольствие. Котенка кинули на клавиши случайно, но вырезать этот момент не стали. Это неподчищенное хулиганство и стало определяющей эстетикой фильма.»
Давайте сейчас посмотрим
Рустам Хамдамов. Вокальные параллели -
скачать (622 Мб).
Тогда появление Хамдамова на Мостре прошло как будто незамеченным, хотя фильм его вот именно средствами кино и оперы говорит очень ярко, сочно и выразительно как раз о судьбе высокого искусства, защитником и покровителем которого, вроде бы, являются кинофестивали, подобные Венецианскому. Вообще, хорошо бы этот фильм посмотреть целиком. Если будет такое желание, обращайтесь, устроим по следам наших выступлений просмотр каждого из представленных фрагментов - целиком. Только, понятное дело, на каждый надо будет отвести отдельный вечер.
А пока - осталось рассказать немного. Мы и хотели этот вечер провести немного раньше, пару недель назад, когда в Венеции проходил очередной кинофестиваль, а в программу экспериментального кино «Горизонты» был приглашен новый фильм Рустама Хамдамова «Бриллианты». Мы хотели издалека поддержать нашего гения и послать ему свои флюиды. Но - не сложилось у нас по разным причинам. И его фильм «Бриллианты» остался незамеченным в экспериментальной программе Венецианского кинофестиваля. Может быть, он недостаточно экспериментальный.
В нем снова снялась Рената Литвинова - и еще наша знаменитая балерина Диана Вишнева. Этот фильм - первый в карьере Хамдамова, который снимался быстро и четко, без простоев, задержек и недостатка финансирования. Успел к фестивалю в срок. За дело взялся 1-й канал и Константин Эрнст в качестве продюсера. Сегодня мы этот фильм смотреть не будем.
Если вам интересно продолжить знакомство с творчеством мастера, то - вот такая информация: в эти дни, в галерее на Солянке - вот по такому адресу - проходит выставка работ Рустама Хамдамова, в процессе которой демонстрируется и фильм «Бриллианты»:
solgallery@yandex.ru, Телефон: (495) 621-5572, адрес: 109028, Москва, ул. Солянка, 1/2, стр.2 (вход с ул. Забелина)
12:00-20:00, ежедневно, кроме понедельника. С 17 сентября по 17 октября.
А мы с вами сейчас посмотрим фильм «Анна Карамазофф». Ну, по уже показанным фрагментам вы поняли немного, как надо смотреть этого режиссера? Вдумчиво и внимательно. Ловите его образы, считывайте их, сличайте с тем, что уже есть внутри вас. Не расстраивайтесь, если вас не трогает. А если трогает, то пытайтесь понять, что и почему. Этот режиссер не отвечает на вопросы. Он их задает. А отвечая на них, вы уже сами получаете какой-то новый опыт. Как тогда задался вопросом Кончаловский: «Почему его фильм тревожит, трогает, волнует и даже приводит в смятенье?» От себя добавлю, что эту цитату из Кончаловского я нашла и повторяю именно потому, что ощутила тоже: смятенье. Вот такое редкое чувство и труднопроизносимое слово имеет прямое отношение к творчеству этого режиссера.
Рустам Хамдамов. Анна Карамазофф -
скачать (1,36 Гб).
Клуб киноУХО - Что было:
клуб киноУХО - 1: вечер памяти Иосифа Бродского 28 января 2010 (см.
анонс,
отчет,
видео)
клуб киноУХО - 2: песенный фестиваль "Дубровский" в день памяти Пушкина 10 февраля 2010 (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 3: кино-вечер "Чехов-анти-Чехов", 1 марта 2010 (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 4: день Святого Патрика. Ирландцы среди нас! (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 5: аниме-вечеринка "Мой сосед Тоторо" (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 6: День космонавтики, вечер "Кино-космос" (см.
анонс, отчет - см.
Космическая серия)
клуб киноУХО - 7: Рерберг и Тарковский (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 8: Песни Победы (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 9: Приглашение к путешествию (см.
анонс)
клуб киноУХО - 10: Метрополис. Фриц Ланг (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 11: "Коралина в Стране Кошмаров" (см.
анонс)
клуб киноУХО - 12: "Тренер" (посвящается футболу) (см.
анонс)
клуб киноУХО - 13: Рустам Хамдамов (см.
анонс, отчет вы сейчас читаете)