Девушка, которая играла с огнем и Взрывала воздушные замки

Sep 30, 2010 14:59



Две серии продолжения очень хорошего фильма " Девушка с татуировкой дракона".
Первую Девушку снимал один режиссер, датчанин Нильс Арден Оплев. Двух других -  другой, швед Дэниэл Альфредсон. А все эти фильмы, если кто не знает - экранизация международного бестселлера "Миллениум", написанного шведом Стигом Ларссоном о современной Швеции.

У датчанина фильм о Швеции получился несравненно лучшим.

При этом сохранен весь антураж, места действия и, самое главное, исполнители - великолепные Нуми Рапас и Микаэл Нюквист. О том, что "Девушка с татуировкой дракона" станет для них прорывом в большой Голливуд, не надо даже догадываться и строить предположения: Микаэля Нюквиста уже пригласили в 4-ю  серию Невыполнимой Миссии на роль главного злодея. Наверняка и до Рапас очередь скоро дойдет.
Другое дело, на пользу ли им это пойдет: как это часто бывает, звезды национальных кинематографий, которые на родине делают что-то значительное и являются уникальными индивидуальностями, в Голливуде превращаются в целлулоидных функционалов. Злодеев или красавиц с национальным колоритом, и все. (Что далеко ходить - Пенелопа Крус из таких. Сравнить ее значение и роли в испанском кино с тем, что она делает в Голливуде, невозможно.)


Ну да ладно, чего ходить вокруг да около, что с фильмами-то, со второй и третьей девушкой?
А ничего. То есть если бы не было первой "Девушки", был бы просто такой достаточно пресный детектив-триллер о станной супер-девушке хакере…
Нет, видите, героиня все-таки выбивается как-то из ряда вон, все-таки она не похожа на других супер-женщин, она странная… Хотя бросьте! - вон через пару лет "Девушку с татуировкой дракона" экранизируют в Голливуде, Лизбет Соландер сыграет, к примеру, Анджелина, и все встанет на свои места.

На самом деле, актриса Нуми Рапас обладает уникальной энергетикой, совершенно ни на кого не похожей и странной. От нее веет холодом и страхом, она вызывает одновременно жалость и восхищение, она в соседних кадрах может быть прекрасной и уродливой… Вот именно ты будешь смотреть на нее и думать: какая же она красивая все-таки! И через пять минут: какая же она все-таки уродина!
Ее глаза загораются и потухают, совершая эти превращения. Тело напрягается, излучая гибкость и силу, или безвольно деревенеет, как будто все процессы внутри него замедляются и прекращаются, потухают. И все это происходит на твоих глазах, изменения в Девушке удивительная актриса Нуми Рапас  передает, как никто.

Да, получается, сама Девушка, героиня всех трех серий, придуманная Стигом Ларссоном, настолько уникальна, что достойна внимания, что бы с ней не происходило. Но: в первой серии и происходило с ней и вокруг нее - очень много всего интересного, и не только на ней зацикленного.

Первый фильм оставляет впечатление сложной сетевой конструкции, много всего, много пересечений и переплетений, столкновений, воспоминаний, аллюзий, совпадений… На первом плане - история расследуемого сейчас преступления сорокалетней давности, но из-под этой истории все более мощно проступает история самой расследовательницы, перекликаясь с теми событиями, в которые она погружается в своих поисках. А еще - история ее напарника, история их знакомства, история его обвинения и преследования, которые привели его к встрече с этой странной Девушкой…. Видите, как много всего?

А две следующие серии уже просто и прямо, без обиняков, как простой крепкий даже не детектив, а, скорее, боевик, рассказывают об этой Девушке. И здесь, получается, нет и шока первой встречи - она, Девушка, здесь ровно такая же, как и в первом фильме. Нам долго и подробно рассказывают историю ее взаимоотношений с отцом и преступной деятельности отца в прошлом и настоящем, и их противостояния и борьбы…

Но это уже - прямая линия, а не сложная многофигурная композиция. Нет загадочности, нет таинственности, нет даже особенного гения места - Швеции, так отчетливо присутствующего в первом, типа датском, фильме. (Об этом меня любезно предупреждал joker93 в комментарии к моему посту о первом фильме).

А что есть в продолжении? Есть несколько очень мощных сцен возмездия. Когда - да! Получи, фашист, гранату! Редко бывает, когда зло наказывается так наглядно, так равноценно и так заслуженно.



Вообще, вся серия фильмов по "Миллениуму", это видно по откликам, задевает совершенно разные пласты коллективного бессознательного. Разные пласты задевает одинаково сильно.
Вот я смотрела 1-ю серию, не зная истории, книги и названия ее оригинального: "Мужчины, которые ненавидят женщин". Меня феминистская тема затронула гораздо меньше, чем то, что обе девушки - и героиня, и та, чье исчезновение сорокалетней давности она расследует - пострадали от насилия отцов. Мало того, в том, давнем преступлении, обвинение, так или иначе, выстраивается, счет выставляется всей семье, в недрах которой это насилие процветало и переходило от отца к сыну, как семейная традиция.

В последующих сериях мы и в отношении главной героини получаем подобную династию: у ее преступного отца, оказывается, есть не менее преступный сын, практически монстр. С которым ей тоже предстоит сразиться. И это уже не остросоциальная тема тяжких преступлений, которым женщина подвергается в современном обществе. Это уже кармические, родовые тяжбы и связи, которые и сейчас не менее актуальны, чем во времена царя Эдипа.

И еще: неординарная героиня, Лизбет Соландер, ее история, приоткрывает завесу тайны над происхождением супергероев. Не сказочного супермена, который, понятное дело, прилетел из космоса во время метеоритного дождя. А более реальных, хотя и не менее мифологизированных современным кинематографом, персонажей: суперагентов, супершпионов, суперполицейских и суперхакеров. Откуда, почему человек становится таким? Откуда что взялось?
История Лизбет Соландер очень доходчиво рисует психологическое рождение супер-девушки.



Жертва насилия может сломаться и погибнуть. А может выковаться вот в такую Сталь. Когда жажда мщения и необходимость самой себя защищать превращаются в этот сплав силы и интеллекта. Поэтому ей чужды сантименты и совершенно объяснима ее эмоциональная закрытость вплоть до холодности. Закрытость  и холодность - еще одна степень неуязвимости.
Кстати говоря, и о генетике не надо забывать: отец, пусть и гад он распоследний в отношении жены и дочери, но он - шпион, супер-агент. А это предполагает уже какие-то навыки и предрасположенность. Так что у девочки было, от кого.

Явление Лизбет Соландер - это символ того, какой неостановимой мощью может стать унижение и оскорбление. И какой необоримой силой - униженные и оскорбленные. Это не оправдывает насилие. Это должно заставить насильников задуматься. Когда сильный, трижды сильный, без всяких сомнений сильный обижает, унижает и использует свою силу во зло, как будто спровоцированный своей безнаказанностью: а кто его накажет, он же - самый сильный?
Получается, что в этот момент он может вызвать к жизни такую силу, что мало не покажется.

Вот какие мысли вызывает история Девушки с татуировкой дракона, которая играла с огнем и взрывала воздушные замки. (По другим сведениям, разворошила осиное гнездо). И последние станут первыми.

Девушка, которая играла с огнем и Взрывала воздушные замки: Германия, Дания, Швеция - 2009



Моя система оценок

Вместе и вместо этого смотреть: Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor

В этот день в 2009 году: Белая мгла | Whiteout (тоже про супер-девушку)
В этот день в 2008 году: Психологический тренинг в Казантипе 2008 (О! А это про то как я сама пыталась стать супер-девушкой. Приятно вспомнить)

Не всем девушкам дано играть с огнем и взрывать замки, пусть и воздушные. Многие самоотвержено трудятся на должности бухгалтеров. Им в помощь - ведение бухучета на предприятии.

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали
Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

триллер, *3*, Дания, 2009, обзоры фильмов, Швеция, драма, детектив, кино, криминал, Германия

Previous post Next post
Up