Отчет о нашем восьмом собрании - о вечере "Песни Победы" (анонс был
тут).
Прздник наш получился - не интернациональным, а самым интер-возрастным. Собрались петь военные песни представители четырех поколений. Самые младшие и самый старший - были сюрпризами и придали празднику такую широту и трогательность, которые заранее трудно заложить в программу.
Потому что в середине вечера к нам приехал настоящий ветеран и участник войны, 1924 года рождения Владимилен Исакович Наумов, папа нашего Бориса Наумова, он специально приезжает каждый год 9 Мая из Израиля. Приехал и в этот раз, и выбрался к нам. И пел с нами военные песни и рассказывал нам о войне.
Вот что рассказал нам Владимилен Исакович: - "Это праздник не наш - ветеранов, а всех, потому что он жизнь оставил всем, для этого мы одержали эту победу".
По поводу песни "По танку вдарило болванкой…" - это, оказывается, не фигура речи, а реальный снаряд - противотанковая болванка, с которой Владимилену Исаковичу приходилось встречаться: "Командир дал приказ идти вперед навстречу танкам, а я не знал, что навстречу. И я пошел. Иду, а навстречу танк немецкий. И он по мне вдарил болванкой противотанковой. То есть так показалось - прямо по мне. У меня радиостанция переносная была на плечах. А в чем было дело, зачем и куда мы шли, я узнал гораздо позже, уже в наши дни, из мемуаров нашего командования - непосредственно нашей бригады. Вот в чем было дело: мы освободили Киев, прошли дальше, а там немцы устроили засаду - поставили вагончик со спиртом. Наши как нашли этот вагончик, напились все и полегли, а немцы в это время нанесли контрудар.
А наша противотанковая контрбригада остановила немцев и к Киеву они второй раз не прошли.
Наши разведчики в Германии узнали, что немцы подготовили газовое устройство для начала газовой войны и уже доставили эту установку на Украину. И нашей гвардейской бригаде был приказ: пойти к речке Горынке и отбить эту газовую установку. Немцы свои силы бросили, чтобы защитить ее, а нас поставили, чтобы не пропускать. Чтобы не допустить начала газовой войны. В этом бою погиб командир орудия, наш командир, по фамилии Прощай...
Поэтому я главной целью жизни всегда считал, чтоб ничего такого больше не было. В этом году приехал в Россию, в Москву, на открытие памятника дорогого командира, генерала Драгунского. Он после войны руководил курсами "Выстрел".
А я ведь был с ним знаком, ну как знаком - как можно быть знакомым с командиром. Мы были бригада противотанковая бронебойная, резерв главного командования, нас передали в распоряжение 55-й танковой бригады под командованием Драгунского. Это было на реке Висла. Мы подошли к ним и пошли вслед за танками. Дошли до дороги. Там тянутся немцы в сторону наших позиций. Открыли огонь. Мы все равно, перескочили через Вислу, и вдруг - бомбежка, пушки уничтожают нас, осталось нас совсем мало. И что же? Мы окружены. А это - август 44-го, ничего себе, окруженьице, в такое время!
Тогда Драгунский отдал приказ: создать малые группы и пробиваться к своим. Мой товарищ там остался. Мы прятались в снопах. Август же был, снопы уже стояли. Вот его сноп так очередью и прошили. Другой парень спрятался в католический храм. А еще одни был, офицер, капитан - он переоделся в немецкую форму и так, в ней, перебежал на нашу сторону. СМЕРШ его к нам привел, ну, мы подтвердили, что он - наш парень, все время с нами был. В этой операции Драгунский своими решительными действиями спас многих из нас.
Потом, из мемуаров, я узнал, что после этой операции Драгунский с маршалом Рыбалко вступил в пререкания: - "Что ж вы нас послали, ведь никого за нами не было, я-то думал, что за нами главные силы, и людей повел на смерть!" А Рыбалко ответил ему: "Не мог тебе сказать правды, это была разведка боем". Сам Драгунский об этом узнал после боя. А я - только много лет спустя, из мемуаров Драгунского.
...А в январе 1945, в мой день рождения, началось наступление 1-го Украинского фронта. И там уж и до Берлина, и до Праги дошли.
К Драгунскому я в этот раз пришел, к его памятнику, он стоит в Солнечногорске, как человеку, одному из тех, кто построил этот город. Я потому и приехал, чтобы почтить его память. В конце войны генерал Драгунский подошел к Берлину, вместе с танками Белорусского фронта, и был одним из тех, кто окружил и, по сути, взял Берлин. А потом на Прагу пошли".
А среди нас были представители более молодого поколения, дети войны, 41-го года рождения. Так вот, один из них, Вячеслав Шубов, тоже был знаком с генералом Драгунским. Уже много позже, понятное дело, после войны, когда попал к генералу Драгунскому на курсы "Выстрел" на военные сборы, лейтенантом.
Вячеслав Шубов: - "Замечательный человек был, небольшого роста, с большим юмором. И очень простой в обхождении человек. Вот он нам рассказывал, как вышел из своей квартиры в Москве и пошел в магазин - жена послала, допустим, за кефиром. И тут у магазина подходит человек, то есть - два человека, предлагают сообразить на троих и внести свой вклад в общую сумму. Генерал усмехнулся, дал им рубль и пошел себе в магазин, не договариваясь о встрече. Потом, спустя, может, полчаса, выходит - эти двое тут как тут, уже с бутылкой, караулят его, уже как товарища своего, без него не начинают. Ну и генерал - не обижать же людей, не рассказывать же, что - вот я, генерал армии, с вами, хануриками, пить не буду - отошел с ними в скверик и все честь по чести… Потому что настоящий человек был".
И снова - слово Владимиру Исаковичу Наумову: - "Как я познакомился с Катюшей и с Андрюшей. Мы только подходили к берегу Дона, не знали еще Катюш. Видим, идут такие машины, наши ли, немецкие ли, не понятно - не знакомые. Мы залегли. Тут залп, грохот страшный, мы думали - ну все, это новое немецкое оружие, нам конец. А тут смотрим - они идут рядом с нами и палят по другому берегу. Наши, значит. Вот и познакомились. А Андрюша - немецкий 6-ствольный миномет. Вот как я с ним познакомился: лето, стояла пшеница. Ты в ней идешь - тебя не видно, а пшеница шевелится, и немцы с другого берега видят, где шевелится, и стреляют. Вот по мне и дали лично залп из Андрюши. Но по мне они не попали. А я очень горд - на меня потратили, можно сказать, от смерти кого-то уберег!"
Песни, конечно, спели не все, которые собирались, зато вспомнили много неучтенных.
Особенно тряхнули стариной родители - дети войны около 1940 г.р., обычно на наших вечерах они чувствуют себя аксакалами и старейшинами. А тут прибыл Владимилен Исакович, почти двадцатью годами старше их, участник боев, рядом с которым они опять оказались мальчишками. И дали же жару эти мальчишки! У них тоже сыгранность и спетость уже измеряется веками - вот недавно они отмечали 50-летие дружбы, как раз 0,5 века, так что по части спеть хором боевую песню могут тягаться хоть с хором Александрова, хоть с Пятницкого.
Из самых младших детей с нами пели дочки и внучки Толстых - Дина и Таня Кургановы. Таня спела неизвестную военную песню про котелок и сыграла на флейте "лучайный вальс" растрогав до слез старших слушателей. (И какую-то собаку из ближнего дома, собака в звуках флейты услышала что-то родное и подпевала им почем зря, не смотря на то, что вальс был не собачий:).
А среднего - 12-летнего - возраста дочка Юля трепыхалась со всей силой протестного подростка - дома, чтобы не идти. А потом пришла и пела по-взрослому, безо всяких ужимок и скепсиса. Ничего, потом вспомнит, когда вырастет, как вместе с родителями, с бабушками и дедушками пела военные песни и слушала военные рассказы настоящего ветерана.
А мы? Мы спели "Какая долгая зима в сорок втором году", и "Ну, что с того, что я там был", и "Вспомните, ребята!", и Высоцкого, и Анчарова, и Окуджаву полной мерой - всего более 30 песен… И спели, помимо песен, включенных в программу, - и Катюшу, и Три танкиста, и День Победы, и Дорогая моя столица, и уже после всего, когда, казалось, перепеты все песни - переложенный на студенческие слова марш "Прощанье славянки", как раз из своей студенческой станкиновской молодости.
В общем, искомое чувство совместного парения было достигнуто. В память о Великой Войне и в честь Великой Победы.
Жаль, что не все из вас были с нами!
См. также про клуб киноУХО:
Где собирается клуб киноУХО: Москва, Нагорный бульвар, дом 3, библиотека № 166 -
Как пройти в библиотеку? Что было:
клуб киноУХО - 1: вечер памяти Иосифа Бродского 28 января 2010 (см.
анонс,
отчет,
видео)
клуб киноУХО - 2: песенный фестиваль "Дубровский" в день памяти Пушкина 10 февраля 2010 (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 3: кино-вечер "Чехов-анти-Чехов", 1 марта 2010 (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 4: день Святого Патрика. Ирландцы среди нас! (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 5: аниме-вечеринка "Мой сосед Тоторо" (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 6: День космонавтики, вечер "Кино-космос" (см.
анонс, отчет - см.
Космическая серия)
клуб киноУХО - 7: Рерберг и Тарковский (см.
анонс,
отчет)
клуб киноУХО - 8: Песни Победы (см.
анонс, отчет - вы его читаете)
клуб киноУХО - 9: Приглашение к путешествию (см.
анонс - это будет 26 мая)