Ингеборга Дапкунайте (наш человек в жюри Мостры) не подвела и своею собственной рукой выдала приз за лучшую операторскую работу российскому фильму "Овсянки". За оператора Михаила Кричмара приз получил режиссер Алексей Федорченко. Здорово, конечно.
Если не считать того, что означенные "Овсянки" собрали весь букет всевозможных призов различных критических сообществ, зрительских симпатий, католических конгрессов и друугих далеко не самых далеких от кино людей - всех, кроме жюри. Которое, между прочим, после просмотра фильма аплодировало стоя, вторя 15-минутным овациям зрительного зала, во главе с далеким от поэтической метафизики "Овсянок" председателем - Квентином Тарантино.
Но у маршалов, как обычно, есть свои внуки, а у любого председателя в любом конкурсе - свои друзья. Земляки.
Как бы тогда, может, и затеваться не стоит: выбрали жюри, отобрали фильмы в конкурс - и не глядя уже можно призы раздавать. По территориально-производственному признаку.
Потому что в нашем случае Венеции 2010 главный приз получила София Коппола не потому только, что она из Америки, как и Квентин, и ровесница его и подруга, принадлежит к одному поколению… Еще и тематика фильма-победителя такая: о своих для своих.
То есть всем нам, конечно, интересно, как там мается от кризиса среднего возраста - как говорят голливудские психоаналитики, или с жиру бесится - как говорят обычные люди - голливудская звезда в шикарном отеле в Лос-Анжелесе. Эти пальмы… Эти пляжи… Эти супер-модели… Опять икра… В общем, интересно, конечно же.
А вот Квентину еще и … как бы это сказать… душу греет: практически это все о нем. О них. О нас же сняла фильм Соня! - думает Квентин, и скупая мужская слеза выползает из-под неснимаемых черных очков. Ну как не порадеть родному человечку! (Кстати говоря, ну взяла бы Соня да и пригласила бы, к примеру, на роль самого себя в фильм о шикарном отеле самого Квентина. Или какую-нибудь другую соразмерную, со-харизматичную звезду…)
Ладно, что там говорить! Просто, кажется мне, это непрофессионально - снимать фильмы о самих себе. Играть самих себя. И еще и призы за это раздавать в Венеции.
Ну, типа, Копполе можно с самого рождения приз выдавать - за удачный выбор родителей. Все радуются, что она снимает фильмы. Ну, снимает. Но это ж никакие не открытия.
И хваленые "Трудности перевода" - хороший фильм. Наши дети великих режиссеров снимают хуже, да. Но - не шедевр ни фига.
А про эту голливудскую Сладкую Жизнь давать призы в Венеции просто … неприлично. А, тут еще девочка есть, она придает истории новую остроту и выпуклость? Да бросьте вы!
В конкурсе было так много реально бьющих наповал фильмов, болезненных и новых, серьезных, как по теме высказывания, так и по форме, неожиданных откровений!
Это и испанский Серебряный Лев - "Печальная баллада для трубы" Алекса Де Ла Иглесиа, смертельная битва клоунов в разгар гражданской войны; и чилийский фильм "Post mortem", запредельно жесткий и болезненный взгляд на путч 1973 года; и китайская "Канава" - беспрецедентно документальный художественный фильм о китайских исправительных лагерях смерти.
И наши поразившие всех до глубины души "Овсянки" - поразившие нездешностью, не от мира сего посылом, который таковым и является, ведь это - экранизация книги утопленника, и рассказывает об обрядах и традициях, связывающих этот мир - с тем.
И не понятно, где лучше.
В общем, много было показано - дойдет ли до зрителей? - фильмов исключительных и поразительных. При таком раскладе дать гран-при по знакомству, как будто, картине, удостоенной лишь вежливых признаний в добротности и профессионализме, на тему уж очень заезженную и обычную, слишком камерную и не требующую от съемочной группы никакого глубокого погружения - ведь это и так является их жизненной тканью…
Обидно. Как будто ты растешь, и давние детсадовские обиды растут вместе с тобой: почему лучшим зайчиком назвали Петечку, хотя он и слова забыл, и ушко у него одно вбок загнулось, и танцевать он выбежал не с той стороны? Да потому, что у Петечки мама в родительском комитете! Мама, мама, а ты у меня почему не в родительском комитете?
Венецианский кинофестиваль 2010. Итоги
P.S. Отдельное спасибо Венецианскому кинофестивалю за “
Аватар". На фестивале работала секция 3D-кино, были показаны фильмы, жюри наградило ряд картин, например, "
Как приручить дракона", и в специальном заявлении отметило фильм "Аватар".
Наконец-то хоть какое-то профессиональное сообщество заявило то, что для непрофессиональных зрителей стало ясно, как только фильм вышел на экраны: что "Аватар" стал вехой в истории кино, что он стал технологическим и - прошу заметить! - художественным прорывом, совместив коммерческую и - подчеркнуть тремя жирными чертами! - художественную эффективность 3D-кинематографа.
Чего будем ждать от пост-фестивальной афиши? Ну, например, фильма "Ваза" Франсуа Озона - пусть это мейнстримный водевиль, пусть водевиль (мы любим водевили), а с Катрин Денев и Жераром Депардье - так спасибо, что водевиль, а не, упаси Бог, экзистенциальная драма!
Еще итальянская интеллектуальная комедия "Страсти" Карло Маццакурати - про режиссера, которому против воли приходится ставить гигантский городской утренник.
Еще - "Буря" фантастической Джулии Темор. После "Фриды" и - еще более того! - "
Через вселенную" - от этой женщины-режиссера еще долго каждый новый фильм будешь ждать, как чуда. Пусть говорят, что в этот раз его не произошло, но увидеть это своими глазами и убедиться - необходимо.
Так, еще, а, может быть, и в первую очередь! - да увидит российский зритель "Черного лебедя" Дарена Аронофски. Большой балет, "Лебединое озеро", тут уже борьба не белого клоуна с рыжим, а белого лебедя с черным, Натали Портман в пачке, Венсан Кассель вспоминает и восстанавливает знакомые с детства навыки танцовщика (вот как, оказывается!), и удостоенное призом Марчелло Мастрояни молодое дарование - Мила Кунис.
И - "Овсянки".
Кажется, просмотр этого фильма может помочь нам понять не только время, самих себя и проч. - честно говоря, помочь это понять может практически каждый фильм. А "Овсянки", хоть Федорченко и открещивается, и не хочет числить себя в строю "нашего нового кино", но-таки это самое, несмотрибельное и совершенно вроде бы другое, чем "Овсянки", кино, они, "Овсянки", нам помогут понять. О чем пытались нам сказать все эти люди? (Или - те. Те, которые не "Овсянки", а "наше новое кино".)
Что они пытались выразить своими деревянными губами и неумелыми руками?
Они тоже пытались говорить и показывать о любви и о смерти. Что это, как бы, одно, что это, как бы, похоже. Но только у них - у большинства - не получилось. Не далось. А вот Федорченко мы посмотрим - и поймем по-другому всю обойму. Правильнее поймем. Давайте посмотрим.
В этот день в 2009 году:
Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковатьсяВ этот день в 2007 году:
Поезд на Юму | 3:10 to Yuma киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн