Как обычно, конец лета, или, скорее, начало осени ознаменовано Венецианским фестивалем.
Кстати говоря, старейший кинофестиваль на планете, в 1932 году его основал сам Муссолини, тоже понимал, как любой нормальный тиран, а попросту - правитель, отвечающий за все, что важнейшим из искусств является кино (и цирк).
И что же? Фестиваль ли, нет ли, продвижение ли кино Муссолини - но как выстрелило итальянское кино вскоре, какими именами, мастерами и направлениями?!
Перечислять нет необходимости, достаточно сказать "Феллини": главные режиссеры мирового кино родились в Италии. Когда-то. Но теперь почти все умерли.
А фестиваль остался. Хороший, крепкий. Не Канн, который задает моду, не Оскар, который презентует технологии, но нам никакого скепсиса в отношении Венеции позволять себе нельзя.
Это любимый русский кинофестиваль. То есть - самый лояльный к русским. Тарковский, Кончаловский, Михалков, недавние Звягинцев и Герман-младший - это только те, что на слуху. А так - и Соловьев, и Иоселиани, и Козинцев с "Гамлетом" и даже Александр Роу с "Морозко" - всех не перечесть, реально любимые и заслуженные советские режиссеры, операторы, актеры, не специально-фестивальные, а вполне широкоизвестные и всенароднолюбимые. Ну, Олег Борисов, Вадим Юсов…
Ладно, не будем углубляться, любят нас в Венеции, любят, грех жаловаться, нигде так больше не любят.
В этом году тоже поназвали выше крыши: в основной конкурс - полюбившегося, опять же, Алексея Федорченко. Это тот самый Федорченко, который в 2005-м году обманул венецианское жюри и получил приз за "Первых на Луне" как за документалку, хотя вовсе, вроде бы, и не скрывал, что это - псевдо-документ, фальсифицированная и альтернативная история и состаренная пленка.
Или это они, остроумные и лукавые венецианцы, так пошутили - в общем, фокус удался, им Федорченко понравился и запомнился. (И нам, кстати говоря, тоже). И вот пригласили в основной конкурс его "Овсянок", судорожно выдернув фильм практически из киноаппарата "Кинотавра", куда Федорченко "Овсянок" заявил, привез, но - не показал: венецианские отборщики сказали "ша". Кинотавры обиделись, имеют право.
Ну вот, а теперь новая псевдодокументальная и фантасмагорическая история о том, как какой-то весьма прозаический дяденька весьма поэтично везет хоронить жену в таинственные леса, где когда-то проводили они вместе медовый месяц, эти самые "Овсянки", экранизация фантасмагорического же романа казанского автора Дениса Осокина - будет соревноваться с Софией Копполой (фильм "Где-то") и Франсуа Озоном (фильм "Ваза", а в нем - Денев и Депардье!)
В основном конкурсе еще двое французов, (один из них - увенчанный Венецией в 2007-м году с фильмом "Кус-кус и барабулька" Абдель Кешиш), как водится, много итальянских картин - 4, (ну, упомянуть хочется за выдающее название "Одиночество простых чисел" Саверио Костанцо), есть Том Тыквер ("Беги, Лола, беги!") с фильмом "Трое" и Такаши Миике - "13 убийц", присутствуют Чили, Китай, Греция и Канада и - неожиданно много американских фильмов: практически больше всех.
К вышеупомянутой Копполе приплюсуем еще Джулиана Шнабеля, (недавно получившего с фильмом "
Скафандр и бабочка" каннскую пальмовую ветвь за режиссуру), Винсент Галло (известный актер, но неизвестный режиссер), Келли Рейхард (если вам это о чем-нибудь говорит), и Монте Хеллман, довольно уже пожилой, но молодой в душе трэшер, продюсер, кстати говоря, "Бешеных псов" - первого фильма небезызвестного Квентина Тарантино.
Кстати - потому, что Квентин Тарантино в этом году возглавляет жюри Венецианского кинофестиваля. Так что привез своих показаться в Европу, да.
Еще раз кстати - сам Тарантино ничего в Венеции пока не получал. А вот когда он в 2004-м году председательствовал в каннском жюри, главный приз тогда дали Майклу Муру за "Фаренгейт 911".
А в программе полуночных фильмов покажут еще и "Мачете" Родригеса… Ну да, ну да.
А открывается сегодня фестиваль фильмом Дарена Аронофски - который в позапрошлом году отхватил "Льва" с "Рестлером", а в этот раз будет поражать воображение балетом - фильм "Черный лебедь" с Натали Портман, Вайноной Райдер и Венсаном Касселем, заявленный как "триллер о большом балете". (Навскидку, вот его и хочется посмотреть больше всего.)
Так, есть еще балерины в Венеции - наша Диана Вишнева в короткометражке "Бриллианты", в программе "Горизонты" его представит одиозный и загадочный Рустам Хамдамов. (Настолько загадочный и настолько одиозный, великий режиссер почти без фильмов, что о нем надо говорить отдельно - и мы это сделаем!) Гениальный художник и ретро-стилизатор, Хамдамов, понятное дело, не мог обойти вниманием Ренату Литвинову - и не обошел! Она тоже блеснет в "Бриллиантах", (как до этого - в "Вокальных параллелях", в 2005-м представленных Хамдамовым в Венеции же).
Так что, получается, венецианские отборщики своих не бросают. Раз заметив, пристально следят за творчеством, поддерживают вниманием, пестуют и поливают. Ну, правильно делают, это, по крайней мере, внятная фестивальная политика! (А не как те же Канны в свое время поматросили Хамдамова и бросили…)
Еще двое наших участников покажут короткометражки в программе экспериментального кино "Горизонты" - известные в Европе мастера видео-арта Виктор Алимпиев с фильмом "Слабый Рот Фронт" и группа "Провмыза" с фильмом "Воодушевление" - но это уже, скорее, не фильмы, а видео-инсталляции и новые видео-формы и видео-жанры, созданные не для темноты кинозала, а, может быть, для выставки… Пусть жюри разберется.
Еще интересно, как это будет - не в смысле призов, а - посмотреть бы скорей -экранизация "Норвежского леса" Харуки Мураками, снятая в Японии, (не японским, а вьетнамо-французским режиссером Гран Ан Хунгом).
И китайский средневековый триллер о судье Ди "Детектив Ди и тайна призрачного огня".
И Дастин Хофман в фильме "Вариант Барни".
В общем, программа фестиваля рождает много ожиданий и предвкушений.
Правда, предвкушение победы наших не очень-то сильно ощущается. Разве что чуть-чуть, легким дуновением от присутствия в жюри Ингеборги Дапкунайте?
Но посмотреть будет на что!
Венецианский кинофестиваль 2010. Начало
Смотри также:
Венецианский кинофестиваль 2009. Что у нас в программе Вот и в Венеции покажут
фильмы про танцы. Минимум две штуки.
киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
КинофестивалиФильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн Офисные кресла - Здесь:
офисная мебель для персонала. Стенки кухни диваны и др.