Аватар | Avatar

Dec 21, 2009 10:50



Вот ведь как интересно получается: для большинства нынешних кинозрителей слово "Аватар" обозначает картинку, которую человек берет себе для представления в интернете. И вот. Когда слышишь название фильма "Аватар" в этом смысле, то, наверное, идешь на фильм с совершенно одними ожиданиями. И, может быть, даже смотришь совсем другой фильм.

Потому, что первоначальное значение слова - живое  воплощение Бога на Земле - за новым значением уже как-то скрылось. А эта игра смыслов, конечно же, заложена Кэмероном в фильм. Вот так бывает.

Хороший режиссер Джеймс Кэмерон, земной и коммерческий, производитель блокбастеров и чемпион по кассе, взял и снял гениальное кино в форме блокбастера, которое - можно спорить! - еще и станет очередным чемпионом по кассе. Да, ребята, все так. Все обещания были правдой.
Мы как поселяне, привыкшие к воплям всяких пастушков: "Волки! Волки!" - а волков-то и нет, вот и не прислушиваемся уже к очередным камланиям: "Готовьтесь! Вы увидите то, чего вы никогда не видели! Этот фильм взорвет ваше сознание! Кино уже никогда не будет прежним!" - Да ладно! - думаем мы привычно и идем себе дальше.


Подумаешь! Джеймс Кэмерон! Ну да, "Чужие", да -  второй "Терминатор" и три да - "Титаник". То есть даже 11 раз "да" - по числу "Оскаров".
Ну, положа руку на сердце, при всех своих одиннадцати "Оскарах" и шести сотнях миллионов долларов в мировом прокате - что, "Титаник" сделал кино другим? Что-то в нем было сверхновое? Да ладно вам!
Тем более, в "Титанике" блистали звезды Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет, а здесь, кроме старушки Рипли - Сигурни Уивер - и посмотреть не на кого, сплошные нечеловеческие лица! Нет, все это рекламные зазывалы придумали, и мы на такие дешевые уловки не поддадимся! Так подумали все и пошли-таки в кино.

Ну, что сказать? Джеймс Кэмерон создал новый миф. Призвав на помощь всю мощь современной технологической цивилизации, вооружившись до зубов всеми возможными и невозможными средствами суперсовременных компьютерных и других кино-технологий, Кэмерон создал мощнейший анти-модерновый, анти-западный, анти-технологический миф. Убойной силы - по степени воздействия, по убедительности и неоспоримости. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

О том, что вырубать леса и убивать местных жителей, даже если они не похожи на нас, нехорошо, мы, вроде бы, знали и до просмотра фильма "Аватар". Но Джеймс Кэмерон эту - и еще несколько других простых истин - сделал зримыми настолько, что картинки эти вгрызаются в мозг и становятся его частью.
Идею добра, красоты, справедливости и первозданности Природы и Живого Кэмерон воплотил на 3D-экране настолько ощутимо, зримо и реально, что эта реальность заслонит все, что глаза видели прежде. Потому что зрелища такой яркости они не видели.

Мир чужой и далекой планеты Пандора ("всем одаренная" - по-гречески), живой и взаимопроникающий мир, единый организм, связанный вполне зримыми, а не невидимыми и воображаемыми, нитями - животные, люди, звери, камни, вода, небо, растения, цветы и грибы - это образ Рая.
Не чинный расчерченный на квадраты французский дворцовый Парк, но и не дикие, враждебные Джунгли. Или Джунгли - Маугли? Кэмерон отменяет Киплинга: белый человек не справился со своим бременем и пора сложить его с себя, пока на планете где-то еще есть джунгли и где-то люди еще живут в согласии с природой, а не с машинами.
Пока где-то они еще слышат голос земли, а не биржевого аналитика, диктующего цены на нефть и необходимость очистить от жизни еще один участок земли, чтобы оттуда выкачать что-то, необходимое машинам и деньгам.

Это все звучит очень обычно, академично, чуть ли не патриархально. Берегите природу, мать вашу! Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так увидеть, как показал Кэмерон - еще лучше. Кэмерон создал новый жанр. Визуальную оперу. Когда главным выразительным средством является  один канал восприятия, доведенный до совершенства. В классической опере это - аудиальный канал, слух - сладкозвучная музыка и голоса бельканто рассказывают о любви и смерти больше, чем игра актеров и те немногие слова, которые тебе посчастливится разобрать.

В фильме "Аватар" нет проблем с актерами и со словами. Сценарий интересный, энергичный, органичный - 3 часа пролетают так, что и не поймешь, что это 3 часа.  Диалоги звучат на удивление естественно - так и вправду говорят люди, а не придуманные картонные муляжи. Интрига, несмотря на предсказуемость, цепляет и держит, и тут - ни заскучать, ни расслабиться. Музыка хорошая, работает на тему, но не перебивает ее. Все так.
Но главное - зрелище. Степень погружения внутрь чужого мира - посредством эффекта 3D - очень сильная вещь.

И каков мир! Нельзя сказать, что ничего подобного мы никогда не видели. Рисованные фантазии великого японского мультипликатора Хайяо Миядзаки, его леса - в "Принцессе Мононоке"  и, особенно, в " Навсикае", его животные, реальные и фантастические, его летающие острова ( Небесный замок Лапута) - кажется, стали основой виртуального мира, нарисованного Кэмероном в "Аватаре".
Но сколько здесь подробностей, частностей, деталей, тонкостей и нюансов, сложных связей, прорисованных, проработанных, сочиненных так достоверно, что ты сразу влюбляешься в этот мир. Влюбляешься, как в человека, как в нового героя, прекрасного принца, лучшего из всех.

И эта красота, ее величие - самый сильный и неоспоримый аргумент в споре техники и природы. Истреблять такую красоту и сложность - варварство, преступление и мерзость. Недостойные человека. Нужно увидеть, чтобы понять.

И все сложные отношения героя фильма, существующего в двух мирах сразу, как свой среди чужих, чужой среди своих, с теми и с другими, и с самим собой, работают на тему. Джеймс Кэмерон создал мощнейший арт-снаряд, разносящий устои и аксиомы технологической цивилизации в пух и прах. И американские претензии на мировое господство, в частности. И представление западного человека о том, что его взгляд на мир - самый правильный и современный. И даже то, что самый современный - вовсе не значит "самый правильный".

Ну ладно, можно много вспоминать - и наших братьев Стругацких с их Пандорой, с их Лесом и их тахоргами. Идея живет, она находит все новых и новых своих представителей на земле. Своих Аватар. Но никогда еще идея добра, справедливости и сохранения окружающей среды как сохранения самого себя не была явлена миру с такой сокрушительной мощью.

Получит ли Кэмерон свои 11 Оскаров на этот раз - на совести Киноакадемии. Но то, что он сделал - это прорыв. Прорыв.

P.S. Аватар - духовное Существо, которое "опускается", когда человечество Его призывает, находясь в беде. Существуют человеческие, планетарные и космические Аватары. Последних можно назвать "Божественными Инкарнациями". Их учения расширяют наше сознание. Если они правильно понимаются и постепенно применяются, эти учения становятся следующим шагом вперед в эволюционном развитии человечества. (из словаря эзотерических терминов).

Аватар | Avatar: США, Великобритания - 2009



Моя система оценок

Вместе с этим смотреть: ну, наверное, Миядзаки.
Вместо этого смотреть: ничего вместо этого смотреть не надо, надо смотреть это, обязательно в кинотеатре, желательно - в 3D.

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

*5+*, США, фантастика, 2009, обзоры фильмов, Уивер, Кэмерон, Великобритания, кино

Previous post Next post
Up