Неоднократное обсуждение темы скоростного трамвая в Москве, закрытие 23-го маршрута на Ленинградском проспекте заставляет обратить внимание на развитие городских транспортных систем в Европе. Вот почему то, что мы увидели в Цюрихе - крупнейшем город Швейцарии с населением 400 тыс. человек, а в агломерации - до 1,2 млн., - обескураживает полностью! Основа городского общественного транспорта здесь - трамвай, на долю которого достается 65% городского общественного траффика. Трамвайная система Цюриха включает 13 городских маршрутов и является крупнейшей в Швейцарии.
Протяжённость трамвайной сети Цюриха составляет 113,1 км (в двухпутном исчислении). Ширина колеи - 1000 мм (стандарт для узкоколейного рельсового транспорта в Европе). При совмещенном размещении путей на улице, предназначенной для автомобилей и другого колесного транспорта, такая колея позволяет пропустить рельсы между колес автомобилей и автобусов, что несомненно более комфортно и безопасно.
Различные проекты по строительству трамвая в Цюрихе выдвигались начиная с 1860-х годов. Первая линия конки появилась в Цюрихе в сентябре 1882 года. Она имела стандартную европейскую ширину колеи (1435 мм). В марте 1894 года в городе были открыты сразу две линии электрического трамвая с метровой колеей (1000 мм). Поначалу системы конки и электрического трамвая обслуживались двумя различными частными компаниями. Однако уже в середине 1896 года было основано предприятие, которое до сих пор обслуживающее большую часть цюрихской трамвайной системы. Тогда же обе линии электрического трамвая были выкуплены городом, и началось активное строительство новых линий. Вскоре, в начале 1897 года, линии конки также были выкуплены. В июне-октябре 1900 года вся система конки была электрифицирована, перешита на метровую колею и включена в сеть электрического трамвая. К началу XX века сеть трамвайных линий в центральной части Цюриха стала близкой к современной.
Во 2-й половине XX века трамвайная система неоднократно подвергалась угрозам со стороны планов ее частичной замены автобусами, троллейбусами, пре-метро и полноценным метрополитеном, но по большей части ей удалось благополучно избежать демонтажей. Единственной серьёзной потерей можно считать закрытие трамвайного маршрута 1, который в 1954 году был заменён автобусным, а затем, в 1956-1958 годах - троллейбусным. В 1962 году жители Цюриха на референдуме отвергли проект строительства пре-метро (Tiefbahn), предусматривавший перевод трамваев в подземные трассы в центре города. В 1973 году на аналогичном референдуме был отвергнут проект строительства полнофункционального метрополитена (U-Bahn). В 1976 году, впервые с 1954-го, была открыта новая трамвайная линия, по которой был продлен маршрут 4.
С этого периода магистральное транспортное сообщение в Цюрихе почти полностью возложено на трамваи. Большое внимание стало уделяться совершенствованию организации трамвайного движения. С течением времени трамвайная система Цюриха добивалась все больших и больших успехов в увеличении относительной доли общественного транспорта в общем объеме городских пассажирских перевозок, которая в Цюрихе составляет 65% и является самой высокой в мире. Совокупность ключевых факторов, лежащих в основе этого успеха, получила известность как «Цюрихская модель» общественного транспорта, которую впоследствии стали перенимать многие города Европы и мира. Считается, что цюрихский трамвай сыграл важную роль во всемирном распространении «трамвайного ренессанса» в начале XXI века.
Все вагоны цюрихского трамвая являются односторонними (то есть имеют кабину водителя и двери только на одной стороне, что дает возможность трамваям двигаться только в одном направлении и требует организации разворотных колец на конечных станциях), приспособлены под ширину колеи 1000 мм и к питанию от электрической сети постоянного тока напряжением 600В.
Цюрихский трамвай отличается идеальной организацией движения. Практически все маршруты (кроме 10) являются диаметральными - это значит, что они соединяют два относительно противоположных района города, проходя через его исторический центр. На всех маршрутах действует тактовое расписание, соблюдаемое с точностью до 1 минуты. Трамваи работают примерно с 5 часов утра до 1 часа ночи. Интервал движения на большинстве маршрутов составляет около 5 минут в рабочие дни и около 10 минут - в выходные и праздничные (поздним вечером интервалы увеличиваются). Продажа проездных билетов осуществляется в автоматах, имеющихся на каждой остановке, и в специальных билетных кассах, расположенных на крупных пересадочных узлах. На трамваях Цюриха действует единая система проездных билетов для всего кантона Цюрих. Также действуют проездные билеты, действительные на всей территории Швейцарии. Почти вся трамвайная сеть расположена в пределах внутренней городской тарифной зоны Цюриха. Единственным исключением является линия маршрута 10, ведущая в аэропорт Цюриха.
На каждой трамвайной остановке имеются специальные посадочные платформы в один уровень с низким полом современных вагонов типа «Кобра», облегчающие посадку и высадку инвалидов в колясках. Многие остановки (например, Paradeplatz, Central, Bellevue) представляют собой весьма сложные пересадочные узлы с несколькими платформами для различных направлений движения трамваев. Почти все остановки оборудованы электронными табло, постоянно показывающими время, остающееся до прибытия 4 ближайших маршрутов в каждом направлении согласно расписанию.
Click to view
Одиночные вагоны типа «Карп» (включая прицепы к ним), выведенные из эксплуатации в декабре 2006 года, на следующий год были переданы в дар городу Винница на Украине и продолжают работать в трамвайном хозяйстве Винницы, о чем вы можете прочитать в ЖЖурнале у
Виталия Трубникова. Один состав был оставлен в Цюрихе и передан в трамвайный музей. Сочленённые вагоны типа «Мираж» также постепенно выводятся из эксплуатации. Они еще используются на некоторых маршрутах как поодиночке, так и в составе сцепок из 2 однотипных вагонов. На базе этого типа существуют также прицепные вагоны без кабины, прозванные «Слепая корова». В связи с поступлением новых вагонов типа «Кобра» все «Миражи» будут выведены из эксплуатации и также отправлены в Винницу.
Сочленённые вагоны типа «Трам 2000» до сих пор составляют основу вагонного парка. Они эксплуатируются в 3 вариантах - поодиночке, с прицепным вагоном соответствующего типа и в сцепке из 2 однотипных вагонов. Часть этих вагонов в 2004-2005 годах была перестроена с добавлением средней низкопольной секции. Такие вагоны были прозваны «Нежность».
Современные полностью низкопольные многосекционные вагоны типа «Кобра» принадлежат к новейшему поколению трамвайного подвижного состава и используются только в Цюрихе. Они имеют длину 36 м и 7 низкопольных дверей, равномерно распределенных по всему вагону. Эти вагоны не имеют колёсных осей и тележек - вместо этого одиночные колёса также равномерно распределены по всей длине вагона. Такая конструкция уменьшает как износ колёс при прохождении кривых, так и уровень шума и скрипа во время движения.
Click to view
Исторически все пассажирские вагоны предприятия VBZ имеют бело-синюю окраску (белая верхняя часть, синяя - нижняя), соответствующую цветам флага кантона Цюрих. Небольшая часть вагонов несет специальную рекламную окраску, меняющуюся из года в год. Вагоны предприятия VBG имеют лишь узкую продольную синюю полосу посередине высоты вагона (под окнами) на общем белом фоне.
Этот интересный яркий трамвай был замечен еще раз, вместе с троллейбусом:
Click to view
И что же вы думаете? Разве не может появиться желание испытать на себе возможности цюрихского трамвая? Об этом - в следующий раз!!!
Made on a Mac