Часть I Часть II Эпизод второй: пограничная стычка у Nakhon Phanom, 21 ноября 1941 года.
Несмотря на «мир» между администрацией Французского Индокитая и Таиландом, французы не останавливались в своей деятельности по контролю за территорией. 21 ноября в 8:00 пять французских «Моранов» бомбили провинцию Nakhon Phanom. Зачем, не известно, может партизан гоняли? На перехват были выпущены три тайских самолета (2 «Хоука» и «Корсар»). В результате атаки тайцы завалили один «Моран», остальные ретировались из воздушного пространства Таиланда.
Эпизод третий: «Битва» у Prachuap Khiri Khan и другие события 8 декабря 1941 года.
В литературе это столкновение Таиланда и Японии именуется инцидентом, но тайцы иначе как битвой не называют. Их право.
События разворачивались следующим образом, 7 декабря корабли японского флота, за два часа до нападения на Перл-Харбор, обстреляли английскую базу в Кота Бару на территории Малайи. Одновременно десантные суда встали напротив Сингоры и Паттани. Японцы и тайцы «уже на берегу» в 1940-м договорились о том, что Таиланд предоставит свою территорию при вторжении в Малайю, но все карты спутали британцы. Черчилль, в своем стиле раздачи обещаний, заявил наивному Плеку Пибунсонграму, что нападение на Таиланд будет расценено Великобританией, как нападение на нее. Мало того, британцы рассматривали (как, впрочем, и японцы) как проходной двор для своих целей в Бирме.
Японцы напомнили тайцам о договоренности, мол, обещали сервитут, предоставляйте! Тайцы собрали парламент. Пока суть да дело, Хисаити Тэраути принял решение высадить морские и воздушные десанты в Таиланде независимо от того, будет ли тайская армия оказывать им сопротивление. А чтоб Бангкок был сговорчивее, японцы отправили к столице девять Ki-30 в сопровождении 11-ти Ki-27. На перехват поднялись три «Хока», которых японцы без труда сбили, пилоты погибли. Так же, возле Бангкока высадился десант, которому противостояли только полицейские.
Накхонситхаммарате (район Сингоры), где располагался штаб 6-й таиландской дивизии и 39-й пехотный батальон оказал самое ожесточенное сопротивление японцам.
Высадка в Prachuap Khiri Khan преследовала цель захвата аэродрома. Аэродромные части (5-е эскадрлья) отчаянно сопротивлялись десанту, включая воздушную поддержку. Есть данные о том, что японцы сбили два «Хоука». Пока шли разборки по линии дипломатии, персонал аэродрома потерял 40 человек мужчин и 2 женщин.
В других точках высадки Паттни, Сонгкхла и др. тоже шли ожесточенные бои, которые закончились в полдень, когда поступил приказ прекратить огонь, и было достигнуто соглашение о перемирии.
Итоги: 3 (5) самолетов сбито у тайских ВВС, 9 японских самолетов повреждено (аварии при посадке), у тайцев убито 180 человек. Есть данные, что японцы потеряли около 300 человек.
21 декабря 1941 г. заключен военный союз между Японией и Таиландом, 25 января Таиланд объявил войну Великобритании и США.
Для информации, при сражении у Кота Бару, когда британцы попытались защитить Таиланд «как себя», тайцы уже обратили оружие против них, правда это были только таможенники и пограничники.
Эпизод (или эпизоды) четвертый: 1942-1944 г. против Китая, Великобритании и США.
Тайская авиация привлекалась японцами к бомбардировкам позиций британских войск в Бирме, партизанских баз и путей снабжения. Истребители Таиланда прикрывали японские рейды, поднимались на перехват американских бомбардировщиков и истребителей. Точных материалов по общей деятельности тайской авиации в этот период не нашел, но в музее есть упоминание о трех эпизодах, вернее двух боях и просто констатации бомбардировок округа Шан в Бирме.
1. Бомбили по средствам Ki-21-I Sally, сама операция называлась «Компания в провинции Шан», которая началась в феврале 1942 года и продолжалась до февраля 1943-го.
2. 11 ноября 1944-го произошла стычка между тайскими и американскими пилотами.
Описание таково:
Девять истребителей Р-51 из 25-й истребительной эскадрильи и восемь "Лайтнингов" из 449-й истребительной эскадрильи (обе входили в состав 51-й Истребительной группы 14-й Воздушной Армии) выполняли разведывательный полет над железной дорогой Чианг Мей по направлению к мосту Бан Дара, атакуя по пути все обнаруженные цели. Они уничтожили один паровоз и сбили над Лампангом одномоторный самолет. На перехват вражеской группы поднялась пятерка Ki-27 16-й Истребительной эскадрильи под командованием лейтенанта Ча-лермкиата Ваттакангкуна. Последовавший бой плохо закончился для тайских пилотов. На стороне американцев был численный перевес. 2-й лейтенант Камрон Блеангкам и сержант Чуладит Детканчорн атаковали Р-38. Камрон сбил "Лайтнинг", но его самолет получил тяжелейшее повреждение и рухнул на землю. Следом был сбит и истребитель Чуладита. Оставшиеся три Ki-27 завязали бой с "Мустангами". На самолете командира тай-цев лейтенанта Чалермкиата был поврежден двигатель и он совершил вынужденную посадку. Его истребитель был сразу обстрелян Р-51 и полностью уничтожен. Подобная судьба постигла и его ведомых - сержант Нат Сунсорн был убит, а самолет сержанта Тара Каймука упал в девяти милях от Лам-панга. Все четыре выживших в этом бою тайских пилота получили различные ранения. Американцы признали потерю одного Р-38, ещё два Р-51 получили повреждения.
Естественно, тайцы настаивают на том, что таки сбили Р-51.
- 27 ноября 1944 тайцы заявляют о победе над В-29. Хотя американцы, категорически отвергают, что его сбили, типа, поврежденный упал и не 27-го, а 2-го ноября, во время налета на Бангкок, и поврежден он не Интапурой, а Терсдаком Воррсапом. Хотя, возможно боя было два. В общем, в разных источниках по разному. Ссылки будут в конце обзоров.
Эпизод пятый: высадки и сброс грузов партизанам в интересах Великобритании и США.
В конце войны тайцы втайне договорились с союзниками об использовании авиации для заброски агентов и снабжения каренов, и пилотов для содействия 13-й воздушной армии США при проведении операций в Бирме. Но налеты союзников на тайские аэродромы продолжались, и союзники не делали различий между японскими и тайскими самолетами, что привело к уничтожению и повреждению 13 самолетов.
Таиланд вышел из войны в апреле 1945-го. Война кончилась, а силы RTAF фактически иссякли, но ненадолго. После победы у стран победительниц вооружения было с переизбытком. И Таиланд стал обзаводится, за счет Великобритании и США, еще не совсем устаревшими образцами. К тому же, началась «холодная война», вчерашние союзники закрыли глаза на тайское «поведение» и стали поставлять в страну свои самолеты, поскольку под боком у Таиланда начинался вьетнамский конфликт, да и в самом Сиаме не все было гладко. Например, в 1948 году в Сонг Ла произошло восстание с подачи лидера коммунистов Малайи Чин Пенгом, кстати, в подавлении участвовали оставшиеся в RTAF Ki-43. В Юго-Восточной Азии бороться с партизанами без авиации никак.
Итак, тайцы получили (за деньги), следующие «ошметки» с учетом модификаций. Кое-что представлено в музее.
Далее уже пошло по-другому и активнее. Этот экземпляр найде в море, причины падения не известны.
Продолжение следует...