Музей ВВС Таиланда, RTAF, Бангкок, часть II

May 23, 2012 17:30

Часть I




В музее имеется только один экземпляр японской техники - Tachikawa Ki-36/55 (1942-1950), использовались как учебные, разведывательные и самолеты связи.









Всего в тайских ВВС было несколько типов японских самолетов.
    Mitsubishi Ki-30 Ann/Nagoya (1940-1949)















    
    Mitsubishi Ki-21-I Sally/Nakajima (1941-1949).









Nakajima Ki-27b Nate/Ota (1942-1949). Говорят, что "обломки Ki-27, которые сейчас экспонируются в музее авиации Таиланда к самим ВВС Таиланда отношения не имеют. Это обломки самолета, принадлежавшего японским ВВС,  найдены местным рыбаком около Накхон Си Таммарата в январе 1981 года". МЫ этих обломков не видели, можеттолько в этой куче они лежат?







Nakajima Ki-43-IIb Hayabusa (1942-1949)










Также к японским поставкам можно отнести передачу Martin 166 захваченных японцами в голландской Ост-Индии.


Про морскую авиацию расскажу в теме про музей ВМФ Таиланда! Т.е отдельно!

Каждая страна гордится своей военной историей, Таиланд, не исключение. Конечно, возникает правильный вопрос, а какова она, эта история? Мы, мол, знаем, что Таиланд был на стороне стран Оси, по сути, враг и все такое. Но не все так однозначно, как водится.
    Вот, например, Болгария, аля, братская страна, но она не просто на стороне Оси была, она входила в этот блок. Конечно, многие возразят, Болгария нам войны не объявляла. Нет, не объявляла, но участвовала в войне никак не за нас. Более эмоционально было тут. Ну, а такие мелочи как болгарские СС, вообще не в счет, братья-славяне же, и из «наших» там были.
    Что касается Таиланда, то тут такая каша, что без пол-литра не разберешься.
    Некоторые авторы, в частности Jan Forsgren, называет Таиланд - «вынужденным союзником Японии», очень удобный термин. Применимый, фактически ко всем государствам Европы, при этом надо учитывать, что Таиланд, так и не потерял во время ВМВ независимость, в отличие, этих самых европейцев. Да вынужденность-то натянутая. Разве с натяжки Японии тайцы пошли во Французский Индокитай в 1940-м, чтобы оттяпать часть Лаоса и Камбоджи? Конечно нет, Таиланд возвращал себе то, что французы отрезали у Сиама в свое время. При этом, тайцы не шли единым фронтом с Японией, которая откусив от вишистских владений Северный Вьетнам, особо дальше не дергалась, строя планы будущей войны, решая вопрос с направлением - Север или Юг.  
Франко-тайский конфликт обособлен, хотя он и закончился при посредничестве Японии, последняя, никак не влияла на боевые действия. Хотя, тут можно допустить, что сами столкновения между Японией и французами в Северном Вьетнаме, и вывяленная в этих столкновениях слабость французских ВВС, подтолкнула правительство Пибуна Сонгхрама к действиям против Франции.
    Кстати, интересный момент, некоторые апологеты изменения даты начала ВМВ, не считают, франко-тайский конфликт ее составляющей, но упорно пихают советско-финскую в рамки ВМВ.
    Поскольку ВВС, это военно-воздушные силы, то сам музей ВВС Таиланда надо рассматривать еще и с точки зрения участия Таиланда в боевых действиях, а не только с точки зрения представленных аппаратов.

Эпизод 1. Тайско-Французская война 1940-1941 г.

Итак. Первое боевое крещение Тайские ВВС приняли в так называемой тайско-французской войне 1940 - 1941 гг., хотя многие именуют данный конфликт Войной в Индокитае 1940 - 1941 гг., приплюсовывая туда и стычки между японцами и колониальными французскими войсками правительства Виши.

Кстати, в литературе встречается интересный эпизод при «дележе» Вьетнама между Виши и Японией. 24 сентября японцы высадили десант в Хайфон, десант прикрывался, естественно, авиацией, которая после десанта патрулировала пространство. 25 сентября группа Ki-27 из 84-го сентая (эскадрилья) наткнулась на французский разведчик "Потез-25" и прикрывавший его "Моран". Завязался бой. Разошлись на равных: японцы сбили разведчик, а пилот французского истребителя Тиволье записал на свой счет одну победу. Это был бы единственный воздушный бой компании, если бы сержант-шеф Лабузье, уже после того как сайгонская администрация и японцы пришли к соглашению, 20-го октября не сбил бы одиночный Ki-21. Данную победу «замяли», дабы не вызывать «наезда» от японцев. Кстати Лабузье участник испанской войны на стороне республиканцев, имел несколько побед, воистину французы странный народ, перекрашиваются на раз.


    Вернемся к тайским ВВС. Поначалу тайские ВВС снабжались за счет французов, в 30-е переметнувшись под крыло США, а затем после того как последние открестились от помощи прояпонскому Таиланду, снабжение тайских ВВС взяла на себя Япония. Отсюда такое разнообразие моделей самолетов у Таиланда в тот период.

Сам конфликт между Таиландом и Французской администрацией начался 3-го октября 1940-го с нападения японских диверсантов в французской форме на тайские пограничные посты. В ответ Таиланд ввел войска в приграничные районы французского Лаоса и Камбоджи.

И.В. Можейко (он же Кир Булычев) в своей книге «Западный ветер - ясная погода» утверждает, что в ноябре таиландские войска топтались на границе. Может они, и топтались, но авиация Таиланда активно действовала. В течение октября тайская авиация активно перемещалась в зону конфликта.
  В начале октября командование RTAF перевело на северо-восток страны 36 "Корсаров" 32-й, 34-й, 42-й и 43-й эскадрилий в качестве ответной меры на взросшую активность французов в этом районе. Самолеты разместили на аэродромах Удон Тани, Убон и Нахон Фаном. На последнюю базу перелетели и девять истребителей "Хок III" 70-й эскадрильи. На юге в боевую готовность на авиабазе Чантабури привели "Кертиссы" 71-й и 72-й эскадрилий и V-93S 44-й. Этим подразделениям вменили в обязанность патрулирование побережья до границы с Камбоджей во взаимодействии с военно-морскими силами, командование которых снабдило летчиков копиями справочников "Jane's Fighting Ships" 1939-40 гг. издания для облегчения опознавания с воздуха кораблей французского флота. В завершение начальной подготовки к "большой драке" девятку "Хоков II" 80-й эскадрильи перевели на аэродром Прачинбури недалеко от столицы страны.(М.Б. Быков «Война в Индокитае 1940-1941 гг.»)

Первый «пустой» бой состоялся 28 ноября 1940-го года - французский разведчик под прикрытием трех «Моранов» проводил разведку вдоль Меконга в районе лаосско-тайской границы. Группа самолетов была атакована одиночным «Корсаром» 42-й эскадрильи RTAF с экипажем в составе флайт-лейтенанта Санита Нуанмани и сержанта Брайона Сукомонджана. «Корсар» обстрелял самолеты прикрытия, которые в свою очередь «контратаковали» тайский самолет, как выяснилось потом, французские пилоты не перезарядили свои пулеметы (!). Поэтому «Корсар» выпутался из нервного боя без проблем, подоспевая пара из 70-й тайской эскадрильи уровняла силы, но стороны продолжать не стали и разошлись без потерь.

Поскольку французы располагали незначительными силами, Пибун Сонгхрам вполне здраво рассудил, что лучше распылить эти силы, при этом убив двух зайцев в своих территориальных стремлениях. Он устремил часть своих сил на Камбоджийские территории. «1» декабря тайские «Корсары» атаковали сторожевик «Берил», сбросив 14 бомб без попаданий, потеряв один самолет, тайцы ретировались (по данным А. Котлобовского «Франко-тайский конфликт 1940 года»).   Однако имеется другое описание данного боя:
На юге боевые действия открылись 1 декабря. С берегового наблюдательного поста возле небольшого тайского городка Трат в территориальных водах Таиланда были обнаружены три французских корабля. С авиабазы Чантабури взлетели три "Хока III" 72-й эскадрильи, вооруженные 110-фунтовыми (50 кг) бомбами. Когда самолеты появились над целью, флагман французской группы открыл достаточно сильный зенитный огонь, который, впрочем, не помешал тайским пилотам произвести бомбометание с пикирования, но ни одна из бомб в цель не попала; атакующие отметили лишь несколько так называемых "близких промахов". Следом за первой вылетела вторая тройка истребителей (теперь превратившихся в пикировщиков), также отбомбившаяся безрезультатно. Лишь третьему звену повезло: по возвращении летчики доложили о попадании в один из кораблей группы, которая к этому моменту уже легла на обратный курс в сторону Камбоджи. В ночь на 2 декабря французское радио подтвердило факт повреждения одного из своих кораблей (М.Б. Быков «Война в Индокитае 1940-1941 гг.»).

Разница в описании боя, колоссальная. Это можно объяснить тем, что авторы пользовались источниками противоборствующих сторон. Та же история повторяется с описанием боя у Ко-Чанга: по французским источникам (доклад контр-адмирала Терро), они потопили чуть ли не весь флот Таиланда, тайцы же более объективны (об этом бое подробно будет рассказано при описании музея ВМС Таиланда), поэтому я склоняюсь к достоверности второго описания.
«1» декабря произошел воздушный бой одиночного тайского «Хока» с двумя «Потэ», после того как к «Хоку» присоединились два «Кертиса» тайский перевес привел к уничтожению одного самолета вишистов. В тот же день на юге «Корсары» атаковали артиллерийские позиции в районе Меконга. Затем до 8-го декабря стороны взяли паузу, в течение которой производили различные перегруппировки.



Далее бои пошли по интересному сценарию. Более мощные силы ВВС Таиланда стали активно действовать днем на штурмовках и бомбардировках сухопутных позиций, французы-же стали действовать ночью, чтобы не встречаться с превосходящими силами ВВС противника.
Наиболее напряженные бои произошли 8-16 декабря, это было похоже на концовку боксерского раунда, стороны выкладывались полностью, несмотря на скромные силы по сравнению с событиями ВМВ. Далее привожу хронологию по материалам Быкова и Котлобовского:

8-е декабря.
8 декабря, когда в 11:35 группа тайских "Корсаров", эскортируемая тройкой "Хоков 75N", атаковала армейский лагерь возле Вьентьяна. Французских истребителей в небе не было, но нападавших встретил сильный зенитный огонь, помешавший прицельному бомбометанию; при этом легкие повреждения получил V-93 ведущего группы флайт-лейтенанта Санита Нуанмани.


9 декабря.
5:00 четверка французских самолетов сбросила на Нахон Фаном около десятка бомб различных калибров. Одновременно артиллерия подвергла город интенсивному обстрелу. В 6:20 в этом же районе три "Потэ 25ТОЕ" были атакованы тройкой тайских "Корсаров" 42-й эскадрильи. В результате стычки пилоты RTAF заявили о сбитом французском самолете, который, якобы, упал или вынужденно сел возле лаосского города Тахек. Час спустя над Нахон Фаномом появилась пара "Потэ 25ТОЕ" эскадрильи ER 1/596, сразу подвергшаяся атаке одиночного "Хока III" из 70-й эскадрильи, но французы неплохо отстреливались и итогом воздушного боя на сей раз оказалось легкое ранение пилота "Кертисса". "Потэ" не получили повреждений. После полудня "навестить соседа" отправились уже тайцы: три "Корсара" в сопровождении одного "Хока 75N" попытались атаковать французский аэродром возле Тахека. Одновременно другая группа в таком же составе вылетела для нанесения удара по аэродрому у Саваннахета, но из-за плохой погоды самолеты на полпути повернули назад. Первой же четверке вообще не повезло: во время посадки на своей базе в Удоне в условиях плохой видимости один V-93 разбился.



10 декабря.
Один "Корсар" атаковал летающую лодку LN-130 к-на Мишеля, но ее экипаж сумел отстоять свой корабль и даже заявил об уничтожении вражеской машины.
Французские самолеты бомбили Удон, но результатом этих действий стала только гибель двух гражданских лиц в городе, а военные объекты не пострадали. Ответный ход был уже традиционен: вскоре после рассвета большая группа "Корсаров" атаковала аэродром противника у Вьентьяна. Однако тайцам успех сопутствовал в еще меньшей степени: нанести какой-либо ущерб не удалось. Мало того - на отходе от цели сильным зенитным огнем был подожжен самолет все того же Санита Нуанмани, а его воздушный стрелок погиб. Раненому пилоту удалось перетянуть через Меконг и покинуть горящую машину на парашюте уже над своей территорией в районе городка Нон Хай, но 23 декабря он скончался в госпитале от ожогов и ран, приобретя к этому времени славу национального героя.



12 декабря
 В 1:00 12 декабря несколько "Потэ 25ТОЕ" бомбили Нахон Фаном. Поднявшийся на перехват "Хок III" из 70-й эскадрильи был в первой же атаке сбит оборонительным огнем, его пилот пайлот-офицер Юан Суксерм погиб. Четыре часа спустя одиночный бомбардировщик сбросил свой груз на городок Сакон Нахон, другая машина вновь бомбила Нахон Фаном и, наконец, третий "француз" (предположительно - "Потэ 542" из эскадрильи ЕВ 2/42) обрушил четырнадцать бомб на город Мукдахан. Эти налеты имели только моральный эффект, так как не пострадали даже гражданские лица. Однако командование RTAF не собиралось и далее позволять противнику безнаказанно сыпать "подарки" на головы своих граждан, и днем три "Хока 75N" 60-й эскадрильи, накануне переведенные из Удон Тани в Убон, с подвешенными бомбами вылетели на "свободную охоту" над территорией Лаоса, пытаясь обнаружить места базирования французских бомбардировщиков. Облетев последовательно несколько полевых аэродромов и не обнаружив на них самолетов врага ("Потэ 25ТОЕ" в Лаосе днем так хорошо маскировали, что обнаружить их с воздуха было практически невозможно, а тяжелые самолеты французов совершали ночные рейды с баз в центральном Вьетнаме, вне пределов досягаемости тайских истребителей), пилоты отбомбились по лаосским городкам Паксе, Чампасак и Салаванг.
Гидросамолет LN-130 к-на Мишеля участвовал в воздушном бою, с истребителем "Хок - III" из 70-й эскадрильи. Победа опять, как и 10 декабря, была на стороне экипажа Мишеля, а тайский пилот в этой схватке погиб.



13 декабря
Перед рассветом несколько "Потэ 25ТОЕ" на этот раз действительно успешно ударили по авиабазе Убон, уничтожив на стоянке "Хок 75N" командира звена тайских истребителей флайнг-оффицера Пана Суванарака. Это был, пожалуй, первый весомый результат, достигнутый бомбардировщиками французских ВВС с момента начала налетов. Днем два оставшихся "Хока 75N" снова "рыскали" над Лаосом в поисках вражеских самолетов на земле, но опять безуспешно.



14 декабря
Группа "Корсаров" и "Хоков III" получила приказ нанести бомбовый удар по Саваннахету под прикрытием одиночного "Хока 75N", но при взлете с аэродрома Убон в предрассветной темноте моноплан врезался в разбегающийся "Хок III", пилот которого погиб на месте; оба самолета оказались разбиты. Позднее этим же днем два новых "Хока 75N" 60-й эскадрильи перелетели в Убон для восстановления боеспособности звена Пана Суванарака.



15 декабря
15 декабря самолеты RTAF впервые атаковали наземную цель на территории Камбоджи: три "Корсара" сбросили бомбы на городок Чом Ксан, расположенный недалеко от лаосско-камбоджийской границы. Французы ответили ударом трех самолетов по Мукдахану, который еще раз бомбили этой же ночью, как и Нахон Фаном. Тайские зенитчики заявили о нескольких попаданиях в один из бомбардировщиков, и, скорее всего, они не ошиблись, так как по окончании рейда один сильно поврежденный "Потэ 25ТОЕ" разбился при посадке на аэродром Тахек.



Эти ночные рейды стали последними случаями появления французских самолетов над территорией Таиланда в 1940 году.
В тот же день 50-я эскадрилья RTAF (шесть бомбардировщиков "Мартин 139"), базировавшаяся на аэродроме Дон Муан недалеко от Бангкока, начала подготовку к выполнению первого боевого задания. Приказ командования предписывал произвести бомбардировку лаосского города Синг Хуан, расположенного в 175 километрах к северо-востоку от Вьентьяна, и близлежащей авиабазы Бан Син, на которой, как предполагали, находились тяжелые самолеты французов. Пилоты "Потерянной эскадрильи", как они сами называли свое подразделение из-за его малочисленности, провели весь день за изучением маршрута предстоящего полета, в то время как механики готовили матчасть.

16 декабря
8:30 три "Мартина" вылетели из Дон Муана. Их сопровождала шестерка вооруженных бомбами "Хоков 75N" 60-й эскадрильи. Группа совершила промежуточную посадку для дозаправки на авиабазе Хорат и в 13:45 продолжила полет к цели. При этом бомбардировщики шли на высоте 3500 м, а истребители - на 1000 м выше. После часового полета самолеты вышли к авиабазе Бан Син, на которой обнаружили несколько ангаров разной величины, а также замаскированные самолеты, тип которых определить с воздуха не удалось. Тайцы снизились до 3000 м и разделились: бомбардировщики стали разворачиваться для атаки, истребители же барражировали чуть выше. "Мартины" один за другим прошли над аэродромом, сбросив первую серию бомб на ангары, вторую - в повторном заходе - на взлетную полосу. Зенитный огонь, и так достаточно вялый и неточный, после первого прохода бомбовозов почему-то прекратился вообще. Затем группа повернула на Синг Хуан, где с высоты 2700 м обрушила оставшиеся бомбы на несколько наиболее крупных зданий в центральной части города и рассыпала также множество агитационных листовок, а истребители бомбили городские здания с пикирования. После этого группа вернулась в Таиланд, где вновь разделилась: истребители приземлились на аэродроме Хон Каен, а бомбардировщики продолжили путь до Хората и затем, дозаправившись, - до родной базы Дон Муан. На обратном пути у одного из "Мартинов" воспламенился двигатель, но экипаж, выключив его, сумел успешно довести и посадить машину на одном моторе. Не считая этого происшествия, все самолеты, участвовавшие в рейде, не получили повреждений.

В течение дня 16 декабря "Корсары" RTAF бомбили различные цели в городах Тахек, Саваннахет, Тонг и Салаванг в Лаосе и Чом Ксан в Камбодже, но ощутимых результатов достигнуто не было. Эти налеты явились последним проявлением активности тайской авиации, после чего до первых чисел января 1941 года в конфликте наступило затишье, которое воюющие стороны постарались в полной мере использовать для восстановления сил и улучшения организации своих ВВС.
   Как ни странно, Таиланд объявил войну Франции только 24-го декабря.

Боевые действия возобновились 4 января 1941 года, а до этого стороны проводили реорганизацию ВВС и перегруппировку сил.
    Основные события происходили на суше, где тайская армия перешла в решительное наступление, но у нас речь об авиации, поэтому будем о ней.



Утром, как всегда, шесть французских «Потэ 25ТОЕ» сбросили бомбы на Убон и Мукдахан, в ответ, по принципу качелей, выступили тайцы. Группа "Корсаров" RTAF «успешно» атаковала французский аэродром возле Саваннахета «удачно» разбомбив четыре макета самолетов. Но на следующий день тайцы повторили налет, но уже по реальным самолетам, результат один истребитель уничтожен, один поврежден. Таким образом, французы в Лаосе лишились двух из трех имевшихся истребителей, а вскоре и единственный оставшийся «Моран» убыл во Вьетнам.
    На камбоджийском фронте наступление 1-й армии началось 6-го января под прикрытием 75-го крыла, навстречу двигались части 2-й армии под прикрытием 45-го. Наступил черед бомбардировочной авиации, вернее новинки японского авиапрома, закупленного в октябре 1940-го тайцами бомбардировщика Ki-30.



Боевой дебют Ki-30 в составе тайских ВВС состоялся утром 7 января. Винг-коммандер Фуэн Роннапакас Риддагани лично повел группу из двадцати трех самолетов на первое задание. Все "Нагойи" благополучно вернулись обратно, отбомбившись по различным целям в Камбодже. На следующий день девятка Ki-30 в сопровождении трех "Хоков 75N" направилась к Сием Реапу. Над целью нападавших встретил сильный зенитный огонь, и несколько "Нагой" получили повреждения. Когда группа уже легла на обратный курс, ведущий эскорта флайнг-оффицер Пан Суванарак заметил четыре истребителя MS-406, взлетающие на перехват с соседнего аэродрома Накорн Ват. Развернувшись, он спикировал на "Мораны", при этом за лидером последовал только один из ведомых, сержант Тонгу Гиаттибут, третий же пилот не заметил маневра ведущего, и его "Хок" продолжал следовать прежним курсом. Во время разворота Пан временно потерял из вида самолеты врага, а потом обнаружил французов уже атакующими его истребитель. Тонгу Гиаттибут предпочел выйти из боя, так что Пану пришлось вступить в схватку со всей четверкой противников. Поначалу ему удавалось, искусно маневрируя, избегать попаданий, но долго так продолжаться не могло. В конце концов длинная пулеметная очередь настигла тайский "Хок". Пули попали в правое крыло, левую стойку шасси и прошили фюзеляж позади кабины, едва не задев пилота. К счастью Суванарака, повреждения оказались не очень серьезными (результаты попаданий могли быть плачевными, имей французы на своих самолетах штатные пушки "Испано"), и тайский офицер продолжил воздушный бой. Когда стычка переместилась в район города Сисофон, "Мораны" прекратили преследование одинокого "Хока" и вернулись домой, а Суванарак успешно посадил свою машину в Дон Муане.(М. Быков)

Французы не хотели отсиживаться и предприняли налет на базы тайских ВВС в Убоне, Хорате и Сисакете. Аэродромы противника бомбили "Фарманы 221" эскадрильи ЕВ 2/41, "Потэ 542" из ER 2/42, а также "Луары 130", стартовавшие на задание с водной глади озера Тонле Сап. В результате ударов было, по французским источникам, уничтожено до десяти самолетов противника на земле, а также приведены в негодность аэродромы в Хорате и Сисакете. В районе Хората, уже по данным тайской стороны, средства ПВО сбили один бомбардировщик.



Отбомбившиеся французы сели на базе в Сием Реапе, 11 января было решено накрыть их там во время дозаправки. На выполнение задачи вылетели 9 Ki-30 под прикрытием «Кертисов Хавок 75», в результате, состоялся бой, любопытный с точки зрения персоналий и последствий.
    Появившись над целью в 6:45, группа действительно обнаружила на летном поле два "Фармана" и семь истребителей MS-406, четыре из которых с появлением тайцев пошли на взлет. Девятка Ki-30 с пикирования сбросила бомбы на стоянку самолетов врага, уничтожив один "Фарман" и повредив другой. Три "Морана" также получили незначительные повреждения. Когда "Нагойи" выходили из пикирования, их атаковала набравшая высоту четверка истребителей во главе с шеф-адъютантом Тиволье. Пара "Хоков" бросилась на защиту своих подопечных, но не смогла помешать французам сбить один бомбардировщик, который рухнул на землю рядом с аэродромом. Его экипаж - пилот сержант Бооньям Бансуксават и стрелок сержант Боон Суксаби - погиб. В завязавшемся бою истребителей больше преуспели тайцы: после нескольких попаданий загорелся мотор "Морана" шеф-сержанта Вильема Лабусьера- известного "солдата удачи", успевшего к тому времени уже стать асом (пять побед в воздушных боях в гражданской войне в Испании, где он добровольцем воевал на стороне республиканцев). Француз вышел из боя и повел поврежденный истребитель на расположенный неподалеку аэродром Накорн Ват, где и приземлился без осложнений. Других потерь стороны не понесли, хотя по возвращении каждый из пилотов "Хоков" доложил о сбитом самолете врага. Французы также заявили о двух победах.(М. Быков)



Приведенные данные немного корректирует Котлобовский. Победы, заявленные тайцами, записаны на счет сержанта Сангвана, прапорщика Тонгкама и его ведомого сержанта Бленгкама, при этом подбитый Лабусьер был ранен, а тайцы заявили еще и об уничтожении F 221 и зенитной батареи.



13 января тайцы повторили налет, но французы уже переместили бомбардировщики на предполагаемое направление удара тайцев в Камбодже, так что результата тайцы не добились. 12 января 2-я королевская тайская армия углубилась в Лаос, армию поддерживало 40-е авиакрыло. В этот период до 16-го января стороны, французы ночью, тайцы днем, бомбили друг друга с переменным успехом.
16-го произошел эпизод, повлиявший на исход морского боя у Ко Чанга, произошедшего 17-го января. Цитирую М. Быкова:
16 января, через несколько часов после полудня, одиночный "Луар" 130 эскадрильи 1/CBS был послан в разведывательный полет вдоль южного побережья Камбоджи и Тайланда в поисках кораблей Королевских Тайских Военно-морских сил. Когда французский гидросамолет появился в районе тайской военно-морской базы Саттахип, с аэродрома Чантабури поднялся на перехват истребитель "Хок III" из 72-й эскадрильи. Набрав необходимую высоту, пилот "Кертисса" флайнг-оффицер Брасонг Кунадилок вскоре заметил противника. Позиция для атаки у тайца была очень удачной: несколько выше разведчика и между ним и клонящимся к закату солнцем. Спикировав на "француза", Брасонг выпустил очередь - и промахнулся. Вторая трасса тоже прошла мимо цели. Пилот "Луара", с некоторым опозданием осознавший, что его атакует истребитель врага, перевел машину в пологое пикирование. Тайский летчик последовал за летающей лодкой, но удача сегодня окончательно его оставила: при попытке открыть огонь в третий раз вышел из строя синхронизатор пулеметов и оружие отказало. Раздосадованный Брасонг Кунадилок еще некоторе время следовал за неуязвимым теперь "Луаром", затем вернулся на свой аэродром. Эта техническая неисправность впоследствии дорого обошлась тайской стороне, поскольку экипаж разведчика доставил французскому флотскому командованию весьма ценные сведения: корабли ВМС Таиланда обнаружены рядом с островом Ко Чанг...

О самом бое у Ко Чанга расскажу в отчёте про музей ВМФ и поездке на Ко Чанг. Отмечу только то, что после относительного успешного боя, французы, вместо того, чтобы развить успех и добить тайский флот, свалили с места сражения, опасаясь тайской авиации. Которая, в свою, очередь не сильно отличилась, наилучший результат показал капрал Чамраем Мунгпасеарт, который на своем «Корсаре» положил две 50-кг бомбы у борта крейсера «Ламмот-Пике», говорят, что даже попал. Другой «удачный» удар закреплен за неудачником прошлого дня Кунадилоком, он якобы попал 250-кг бомбой во флагмана, но бомба не разорвалась.  Остальные, из-за зенитного огня, успеха не достигли.

В дальнейшем авиация сторон занималась сопровождением сухопутных операций и взаимными бомбардировками. Тайцы бомбили аэродром Накорн Ват силами Ki-30, а также цели в Сием Риапе силами «Хоков» с подвешенными для этих целей 15-кг бомбами.
    Французы ответили бомбардировками Убона, Хората и Сурина. Также проводились операции по поддержке окруженным французским войскам, бипланы Pote-25 TOE проводили штурмовки наступающих тайских войск.
    На этой стадии к налетам привлекались истребители MS-406, два из которых 21 января 1941-го года были повреждены над территорией Камбоджи стрелковым (!) оружием, причем один тяжело (пилоты Орватт и Бурда).
    24 января, в день привлечения сторонами Японии в качестве посредника при заключении перемирия, состоялись последние стычки между ВВС Франции и RTAF.
    Утром, тайцы произвели налет тремя «Мартин 139» с поддержкой девяти Ki-30. Отбомбившись, самолеты пошли домой, однако винг-коммандер Риддагани на Ki-30 вышел из строя для осмотра результатов бомбардировки. Тут его атаковали четыре «Морана», после длительного боя, расстреляв весь боезапас, французы свалили, ни попав в тайский самолет ни разу (!).   
    Около полудня «Мораны»  атаковали пару «Корсаров» над территорией Камбоджи. Тайцы опять уклонились от атак, правда, один из воздушных стрелков был ранен.
    Последний бой произошел уже вечером тайская тройка ввязалась в бой с тремя «Моранами», прикрывавшими разведчик «Потэ 25». В ходе боя истребители сторон друг другу повреждений не нанесли, однако ведущий звена тайцев флайг-оффицер Чалермкиат уничтожил стрелка разведчика и повредил сам самолет, который разбился и сгорел при посадке на свой аэродром, даны факт французами отрицается.



    До подписания перемирия 28 января авиация сторон в боевое соприкосновение не вступала, однако бомбила наземные цели.
Французы бомбили Чантабури, Сурин и Араньяпратет 25 января днем и 27-го ночью. Последней боевой операцией колониальных ВВС стал разведывательный полет трех "Моранов" эскадрильи ЕС 2/596 (ведущий - лейтенант Орватт) вдоль линии фронта утром 28 января, за несколько часов до перемирия. Самолеты RTAF продолжали поддерживать свои войска, в последний раз вылетев силами трех "Мартинов" 50-й эскадрильи под прикрытием тройки "Хоков 75" из 60-й на бомбардировку Сисофона в 7:10 28 января. Группа вернулась без потерь. В 10:00 вступило в силу перемирие. (М. Быков).



9 мая был подписан мир, в результате которого Франция Виши потеряла 64 750 км территорий в Лаосе и Камбодже.
Итоги:
Таиланд заявляет о 5 сбитых в воздухе и 17 уничтоженных на земле самолетов. Свои потери оценивает Таиланд оценивает в 3 сбитых и 5-10 уничтоженных на земле, плюс один заблудившийся и захваченный «Корсар», небоевые потери - 3 самолета.
Французы заявляют о четырех сбитых (два на счету аса Лабустьера) и пятнадцати уничтоженных на земле. При этом, как водится, французы открещиваются от потерь.

Продолжение следует.

картинка, Таиланд, путешествие, музей, война, отпуск, ВВС, фото

Previous post Next post
Up