Ну и всё же о билбордах

Apr 04, 2018 15:06

Совершенно не понимаю, как мой любимый Дмитрий Быков разглядел в Трёх билбордрах соцреализм. Фильм, напротив, в очередной раз демонстрирует пронзительное отличие западного художественного дискурса от отечественного - советского и постсоветского. Последнее время мне всё чаще случается не соглашаться с Быковым по отдельным миниатюрным вопросам, хотя ( Read more... )

кино, судьбы Родины

Leave a comment

Comments 17

orangtua April 4 2018, 12:25:29 UTC
Ну обобщения слишком широкие. Можно сравнивать МакДону и Звягинцева, можно Рязанова и сборную команду LA. Но толкать спичугу о достоинстве, как краеугольном камне у амеров и об отсутствии оного у русских это "примитивное мракобесие и расизм".
Я могу накидать вам амеровской жути почище "Левиафана" и русских/советских фильмом светлых оптимистичных и чистых даже в раскладе а-ля билбордовская суровая суровость.
Взять хотя бы "ДМБ" - инфернальный фильм, снятый об инфернальном времени. Насыщенный безнадегой по самое небалуй. Но он светл и оптимистичен. И если роетесь в поисках нашего краеугла, то он в фильмах типа ДМБ, а не лефиафанах и нелюбовях

Reply


nyakahime April 4 2018, 14:42:26 UTC
Я бы вспомнила неотъемлимую составляющую часть социума, непосредственно влияющую (или проистекающую?) на сознание: религия. Православие - оно ж про страдание. "Бог страдал и нам велел".

Reply

kenichi_kitsune April 4 2018, 14:46:01 UTC
Да, безусловно. Скорбь - квинтэссенция православия среди иных авраамических. Однако, скажем, у Толстого или Куприна полно героев, которые всё же как-то пытаются в себе эту формулу вывести на новый уровень. Или вон Кураев. Или Тутта Ларсен =). Хотелось бы в кино побольше такого тоже.

Reply

nyakahime April 4 2018, 22:45:41 UTC

Мне возможно кажется, но сейчас наш кинематограф, мягко говоря, переживает явно не расцвет.

Reply

kenichi_kitsune April 5 2018, 07:38:00 UTC
Любому искусству сложно переживать расцвет, если в интеллектуальной среде происходит глубокий сон разума. Искусству в качестве топлива нужны идеи и смыслы: пусть даже чисто эстетические, пусть не сущностные, но настоящие. Сейчас генерации смыслов не происходит вообще. Сплошные болотистые симулякры и истерический абсурдизм.

Reply


wwolf_69 April 4 2018, 23:38:47 UTC
Достоинство - довольно тонкая материя, и в разных культурах у него разное мерило. Человек считает себя человеком исходя из заложенных в него критериев. Вот эта вот "человечность в человеке на любом уровне социальной лестницы" - это мечта общества в определенный период времени (надеюсь, что на нас он не закончится)

Социализм, насколько я знаю, такой мечты не поддерживал. Точнее, декларировал, но реализовывал весьма злобно, так что да - соцреализмом тут и не пахнет.

Reply

kenichi_kitsune April 5 2018, 08:37:15 UTC
Человеческое достоинство, разумеется, умственный плод определённой культуры (мы можем назвать её условно "европейской", но это будет неточно); но при этом оно обладает достаточно легко вербализуемыми свойствами, которые будут понятны и в других культурах. Другое дело, что в этих самых других культурах такие свойства совсем не обязательно будут являться ценностью или моральным императивом ( ... )

Reply

wwolf_69 April 5 2018, 08:50:45 UTC
Вот именно.

То, что голливуд уже много лет дает фоном, для большей части продукции в советском кино было прорывом. Случайным.

Кстати о Быкове... Я частенько проглядываю комментарии читателей на флибусте, и заметил некоего sauh'а. Этот юзер все книги комментирует мнением о них Быкова, причем комментирует много и упорно.

Так вот, из этих цитат солнечный интроверт Быков ну никак не создает впечатление глубокого критика :-)

Reply

kenichi_kitsune April 5 2018, 09:00:30 UTC
Быков - отличный критик. Таковым его делает какая-то просто дьявольская работоспособность, которой я страшно завидую. Он постоянно, непрерывно генерирует соображения и высказывания, оперирует огромной базой источников и сравнивает всё со всем. Да, побочный эффект такого подхода - изрядный процент его выводов, мягко говоря, спорен, а иногда и забавен. Но при этом процент действительно ценных или просто любопытных мыслей изряден не меньше. Тот факт, что с ним мне хочется спорить, а не только соглашаться, говорит как раз в его пользу. Единственное, в моих глазах, слабое место Быкова как исследователя и аналитика гуманитарного пространства в том, что он абсолютно ничего не понимает в видеоиграх. Ни как в искусстве, ни вообще. Это довольно грустно, потому что литературы он блестящий знаток, а тут упускает чрезвычайно важную культурную пластушину, и картина мира в его по-настоящему замечательном уме получается не полной. Но, думаю, ещё не вечер. Придёт рано или поздно.

Reply


xusagi April 5 2018, 12:11:36 UTC
Это, конечно, не соцреализм. Где победа человека над обстоятельствами? Нет ее. Но в главной героине есть стойкость, и этим она похожа, конечно, на железных коммунистов из прозы 20-30-х гг.
А Лефиафан просто плохое кино, и главное чудовище в нем - сценарист.

Reply

kenichi_kitsune April 5 2018, 13:33:30 UTC
Мне понравился вот этот лейтмотив: настоящая победа происходит у человека внутри, над самим собой, а не над внешними обстоятельствами. И когда она (эта победа) случается, то внешние обстоятельства уже не так важны (как и не показанная формальная развязка фильма: действительно, не имеет никакого значения, чем закончится их поездка).

Reply


falcina April 6 2018, 15:49:28 UTC
Русский фильм по мотивам "Реальной любви" - это "Елки". И "Тариф новогодний". Может, фильмы и послабее, но зато оптимизм из них так и прет. А "Ирония судьбы" вообще про другое. Ты ее лучше с "Днем сурка" сравни, или с каким-нибудь фильмом с Ричардом Гиром.
Билборды и Левиафана не смотрела.

Reply

kenichi_kitsune April 7 2018, 11:19:28 UTC
А почему с "Днём сурка"? Т.е. да, там тоже есть элементы модели "святочной истории", но всё же это фильм не про любовь и новый год, а про умение ценить возможности.
"Ёлки" и "Тариф" - именно что по мотивам, поэтому их сравнивать с прямым оригиналом не интересно. Мне как раз нравится, что структурно, сюжетно "Ирония судьбы" и "Реальная любовь" совершенно разные, но эмоциональная и культурная функция - практически идентична.

Reply

falcina April 8 2018, 16:39:38 UTC
С "Днем сурка" - потому что это тоже иронично-философский фильм о жизни. В СССР их целая подборка таких - "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Обаятельная и привлекательная" и еще несколько. То что действие одного из них происходит под Новый Год, не меняет его жанр и суть.
А "Елки" и "Тариф" - именно святочные истории. Их вторичность - дело десятое и тоже не меняет им жанра.
Так что, у "Иронии" и "Реальной любви" РАЗНАЯ эмоциональная и культурная функция. Просто "Иронию судьбы" одно время принято было крутить по ТВ на новый год. Вместе с "Чародеями" и "Карнавальной ночью".

Reply

kenichi_kitsune April 9 2018, 08:16:41 UTC
Как раз жанр святочной истории не обязательно связан с новогодними праздниками: его отличительная черта в том, что героям даётся (чаще всего волшебный) шанс воплотить свои мечты. "Золушка" - это святочная история. "День сурка" - тоже. "Майкл" с Траволтой - тоже. В "Иронии судьбы" актором волшебства выступает советская манера строить однотипные дома, в "Реальной любви" - мистер Бин, и так далее.

В функциональном же смысле "Реальная любовь" - точно такой же фильм, который показывают в рождественские праздники, как и "Ирония судьбы". И там, и тут присутствует как и элемент "ощущения новогоднего чуда", так и социальная сатира. "Ёлки" и "Тариф" копируют механистический конструкт "Реальной любви", но не её суть. Ну и опять же для меня лично "Реальная любовь" заняла именно ту нишу, которая исторически у нас отдана "Иронии судьбы": это новогоднее кино для новогоднего настроения. Именно поэтому для меня эти два фильма очень сопоставимы.

Reply


Leave a comment

Up