Дневник Николая Второго. Русско-японская война.

Jul 04, 2019 13:36

Война глазами императора.

До 1904 года нет никакого упоминания о том, что вероятно начнется война.

Единственное, что может заставить задуматься, это то что Николай отмечает,

что выделил бюджет на постройку кораблей.

И очень переживает за Порт-Артур во время японо-китайской войны.

1895 4-го апреля. Вторник. ...В 2 ½ у меня было совещание из след[ующих лиц] - д. Алексей, Лобанов, Ванновский, Чихачов и Витте - относительно событий на Востоке.

Решили: настоять энергично на очищении японцами южной части Манджурии и Порт-Артура; если же они не послушаются совета, то принудить их к тому силой. Дай Бог только не втянуться в войну! ...

1897 7-го декабря. Воскресение. ...Провожу эти дни в волнении, т. к. в настоящее время на востоке совершаются важные события. Наша эскадра в Тихом океане заняла Порт-Артур и должна войти в Талиенван. Мы на это вынуждены непрошенным захватом бухты Киаучау немцами.

1898 13-го марта. Пятница. Получил обрадовавшее и успокоившее меня известие из Китая об успешном ходе и скором окончании наших переговоров относительно уступки России - Порт-Артура и Талиенвана. Кстати,день стоял солнечный, и я себя чувствовал повеселевшим и ободренным нравственно. Завтракали вчетвером.

16-го марта. Понедельник. Вчера совершилось давно желательное событие: Россия приобрела незамерзаемый порт на Тихом океане - Порт Артур и вместе естественный выход Сибирской железной дороги!

Наиболее утешительное то, что Господь благословил окончание этого дела, которое окончилось без всякого замешательства, а главное, без пролития нашей драгоценной русской крови! ...

Из-за отсутствия каких-либо мыслей автора дневника по поводу предстоящей войны с Японией, все начинается как бы внезапно.

1904

24-го января. Суббота. Мороз начал усиливаться и дошел до 13°. После завтрака поехали вдвоем на акварельную выставку. Вернувшись, погулял. Стана обедала и провела вечер с Аликс. Поехал в театр. Шла очень интересная [пьеса] «Retour de Jérusalem»*.

Вечером получил известие о прекращении переговоров с Япониею и о предстоящем отъезде ея посланника отсюда!

25-го января. Воскресение. День был серый, и шел снег. В 11 час. пошли с детьми к обедне. Завтракали с ними и Котей Оболенским (деж.). Много занимался и писал. Гулял в саду целый час. В 5 час. поехали к чаю в Аничков. Новых известий с Дальнего Востока не было.

Обедали: Николаша и Стана; долго сидели с ними.

26-го января. Понедельник. Утром у меня состоялось совещание по японскому вопросу; решено не начинать самим.

Завтракали: Ольга и Петя (деж.). Принимал долго губернаторов. Весь день находились в приподнятом настроении!

В 8 час. поехали в театр; шла «Русалка», очень хорошо. Вернувшись домой, получил от Алексеева телеграмму с известием, что этою ночью японские миноносцы произвели атаку на стоявших на внешнем рейде «Цесаревич», «Ретвизан» и «Палладу» и причинили им пробоины.

Это без объявления войны. Господь да будет нам в помощь!

27-го января. Вторник. Утром пришла другая телеграмма с известием о бомбардировании 15 японскими судами Порт-Артура и о бое с нашею эскадрою. Незначительные повреждения получили «Полтава», «Диана», «Аскольд» и «Новик». Потери незначительны.

В 4 часа был выход в Собор через переполненные залы к молебну. На возвратном пути были оглушительные крики «ура!».

Вообще отовсюду трогательные проявления единодушного подъема духа и негодования против дерзости японцев. Мама осталась у нас пить чай. После обеда к нам приехали Николаша и Стана.

28-го января. Среда. День прошел без известий с Дальнего Востока. По городу, конечно, ходили разные слухи, в особенности один - о поражении японского флота.

В 3 часа поехали вдвоем в Морской корпус, где я произвел всех старших гардемарин в офицеры. Посетив лазарет, уехали к себе в карете, облепленной кадетами.

Погулял. Пили чай у Мама. Читал до и после обеда, и отвечал на многочисленные телеграммы.

29-го января. Четверг. Сегодня было только одно грустное известие: минный транспорт «Енисей» на Талиенванском рейде натолкнулся на плававшую мину и был взорван, причем погибли - ком., кап. II р. Степанов, 3 офицера и 92 матроса. Ужасный случай!

Днем были у Мама. Вечер провели дома.

30-го января. Пятница. Перед завтраком большая толпа студентовс флагами подошла к Зимнему и начала петь гимн. Пошли в Белую залу и кланялись им из окна. В 3 часа приняли наследника хана Хивинскогосо свитою.

Затем другая толпа пришла на набережную и кричала «ура!», чтобы мы показались. Видели ее потом из окон Аничкова. Трогательные проявления народных чувств и в полном порядке!

31-го января. Суббота. Имел три доклада. После завтрака опять приходили толпы, в кот. было [много] школьной молодежи и со стороны площади, и с набережной.

Удалось погулять. Ксения и Сандро приехали к нам. Дядя Владимир пил у нас чай. Много занимался. Обедали у Мама.

Вечером получил скверное известие о другой гибели: крейсер «Боярин» натолкнулся на нашу подводную мину и затонул. Все спаслись, исключая 9 кочегар. Больно и тяжело!

1-го февраля. Воскресение. Шел снег, но не было холодно. Первую половину дня все еще находился под грустным впечатлением вчерашнего;досадно и больно за флот и за то мнение, которое может о нем составиться в России!

Ходили к обедне. Завтракал Чакрабон, вернувшийся из Сиама. Гулял. Принимал Рожественского, Сандро и Абазу. Пили чай у Мама. Много занимался. Вечером приехали Стана, Николаша и Петюша.

Это начало войны. Николаю еще интересно. У него с войнами такая же тенденция, как и с детьми. В начале это захватывает его с головой, но чем дальше, тем сильнее он отстраняется.

Ожидание от войны

С 8 февраля вот уже и начинается обычная жизнь с редкими сообщениями о войне.

8-го февраля. Воскресение. Алексеев донес, что покинул [Порт-]Артур и переезжает в Мукден. Были у обедни в 10 час. и затем поехали в Царское Село подышать свежим воздухом.

Погода стояла отличная. Миша и Ольга приехали. Гуляли вместе и отдельно. Всего я пробыл на воздухе около 3 час. и насладился проведенным там временем. Вернулись в город в 4 ½ ч. Дядя Владимир пил с нами чай. Читать пришлось немного.

Обедали у Мама и провели с нею вечер.

15-го февраля. Воскресение. Встали поздно. В 11 час. пошли к обедне.
Завтракали: кн. Оболенская и Юрий Трубецкой (деж.).
Мороз стоял крепкий - 12° с красным солнцем.
В 2 ½ поехали в Музей Штиглица на открытие выставки исторических
и драгоценных вещей. Осматривали ее в течение полутора часа с большим
интересом. Масса красивых предметов. Вернулись домой к чаю. Занимал-
ся до и после обеда.

31-го марта. Среда. Утром пришло тяжелое и невыразимо грустное
известие о том, что при возвращении нашей эскадры к [Порт-]Артуру
брон. «Петропавловск» наткнулся на мину, взорвался и затонул, причем
погибли - адм. Макаров, большинство офицеров и команды. Кирилл, лег-
ко раненый, Яковлев - командир, несколько офицеров и матросов, все
раненые, - были спасены.

Целый день не мог опомниться от этого ужасного несчастья. После
завтрака Аликс легла в постель из-за простуды.
В 2 ½ пошел на панихиду по графине А. А. Толстой, которая скон-
чалась сегодня утром. Затем посетил т. Михень и д. Владимира. Обедал
один и занимался.

А погиб не только Макаров, но и Верещагин. Да-да, тот самый.

Но Николаю, видимо, этот факт не интересен. У него снова все быстро наладилось.

11-го апреля. Воскресение. Утром лил летний проливной дождь; тем не менее вышел в сад. За обедней Татьяна приобщилась Св. Тайн. После завтрака погода прояснилась, и мы отправились на острова.

Гулял на Елагине рядом с коляской. Воздух был чудный. Вернулись домой в 3 ½. Пошел снова в сад. Занимался до 8 ч. У Мама был фамильный обед.

Милица, Николаша и Петюша провели с нами вечер.

12-го апреля. Понедельник. Утром был туман, кот. рассеялся к 10 час. Доклады и занятия продолжались до часу. Завтракали одни. Долго разговаривал с Рожественским. Гулял с детьми. Много занимался. Милица сидела у Аликс. Читал весь вечер.

22-го апреля. Четверг. В час ночи поехал на тот же ток, посчастливилось на этот раз, и я убил пять глухарей. Ночь стояла чудная. Вернулся домой в 5 ¼.

Спал до 9 ¾. Было три доклада. Завтракали одни. Гулял долго. После чая подарил Аликс немного вещей. Обедали и провели вечер вдвоем.

1-го мая. Суббота. День выдался отличный. Имел три доклада до завтрака и два после. Завтракал Кирилл. Гулял и катался на пруде. Зелень подвигается вперед успешно. К обеду поехали в Гатчину, где я простился с Мама перед моею поездкою на юг. Вернулись домой в 10 ½ с Петей, кот. проехал в Петербург.

А теперь, чтоб не сильно утомиться обычным жизнеописанием Николая, просто пройдемся по ключевым точкам войны.

1) Оборона Порт-Артура

Началась она 17 июля, а закончится только в конце декабря.

17-го июля. Суббота. Серый прохладный день. Имел три доклада до завтрака, а после принял гр. Кутайсова. Пошли гулять, встретили Мама, кот. искала грибы. Много занимался. Обедали вдвоем у меня в кабинете. К вечеру небо прояснилось.

28-го июля. Среда. Погода поправилась. Утром получил от Стесселя телеграмму из Порт-Артура об удачном отбитии штурма японцев на наши передовые позиции. После завтрака долго гуляли вдвоем. Встретили Мама и Ольгу, кот. катались на двухколеске. Ездил в байдарке, а Миша в «Гатчинке». Вечером сделали хорошую прогулку в коляске.

29-го июля. Четверг. Утром был дождь, к 12 ч. погода поправилась. Завтракала т. Маруся. Гуляли долго, побывали на Ферме у Ксении и пили чай у Мама. Немного покатался на велосипеде. Обедали и провели вечер вдвоем.

Получил известие о выходе эскадры из Порт-Артура во Владивосток. Помоги им, Господь, в добрый час.

А дальше стало совсем не до войны - у Николая родился сын. Он будет радоваться и считать ему зубы.

21-го августа. Суббота. Утром получил телеграмму Куропаткина о том, что японцы большими силами обошли наш левый фланг к сев.[-]вост. от Ляояна и одновременно атаковали позицию у города. Он приказал очистить его и отступить к северу.

Тяжело и непредвиденно!

Имел три доклада. После завтрака еще один - Протасова. Гулял. Читал до 8 ч. Вечером Милица и Стана сидели у Аликс.

1-го октября. Покров Пресвятой Богородицы. Погода была серая и прохладная. В 11 час. поехали к обедне. Завтракал Андрей (деж.). Принял Мирского, гулял и в 6 час. принял Коковцова.

Читал много. Обедал в спальне. Наступление наших войск к Ляояну было остановлено японцами; наша армия отошла несколько назад. Потери у нас, по-видимому, большие.

2-го октября. Суббота. День простоял ясный и совсем теплый. Имел три доклада. Завтракали: Е. А. Нарышкина, П. В. Жуковский и Руднев (деж.). Сделал хорошую прогулку верхом с Ники в Павловск. Читал до 8 час. Обедал в спальне.

Сегодня около полудня 2-я эскадра Тихого океана вышла из Либавы в дальнее многотрудное плавание. Благослови путь ея, Господи, дай ей прийти целою к месту назначения и там выполнить ея тяжелую задачу на благо и пользу России.

Обстрел российскими судами английских рыбаков отразился в дневнике вот так.

12-го октября. Вторник. Агентские телеграммы наполнены подробностями обстреливания нашею эскадрою рыбачьих судов у Доггербанки в Немецком море. Англия сильно волнуется, газеты мечут громы!

Досадно не иметь точных сведений.

Погулял перед докладами. После завтрака долго принимал кн. Оболенского - финл. ген.[-]губ. Вечер провели вдвоем.

Дальше прогулки, охота. Но вопрос с Англией решать все-таки надо.

15-го октября. Пятница. В 12 час. у меня было непродолжительное совещание с д. Алексеем, Ламздорфом и Авеланом по поводу дерзкого поведения Англии и мер, которые следовало принять. Д. Алексей завтракал с нами. Катался с Аликс, погода была мягкая. Потом погулял. Вечером читал и писал.

16-го октября. Суббота. Вчера посланное нами в Англию предложение передать рассмотрение дел о стрельбе в Немецком море [на рассмотрение] Гаагского суда возымело действие. Паршивые враги наши сразу сбавили спеси и согласились. Завтракала т. Вера и Андрей (деж.). Шел дождь, и было очень тепло. Гулял. Занимался много. После обеда провели вечер вдвоем.

По вышеизложенному кажется, что Николай бодро уделал обстрелянных англичан, но остается не понятным в чем именно, потому что вроде как все закончилось вот так «Россия согласилась выплатить британским рыбакам 65 000 фунтов стерлингов. Тем не менее, по настоянию Великобритании, для расследования обстоятельств происшествия был создана международная следственная комиссия, состоявшая из пяти адмиралов различных национальностей, «комиссаров». Это первый в истории опыт создания международной следственной комиссии для расследования военного инцидента».

Дальше опять гулял, охотился, немного поездил по городам дабы благословить иконкой войска.

А потом Порт-Артур сдали.

21-го декабря. Вторник. Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов!

Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то, значит, воля Божья!

3) Мукденское сражение

Пока шло сражение царь, естественно гулял и охотился, ни одним словом не выдав мыслей о том, как же идет война.

Когда сражение было проиграно, он написал.

25-го февраля. Пятница.

Опять скверные известия с Дальнего Востока: Куропаткин дал себя обойти и уже под напором противника с трех сторон принужден отступить к Телину. Господи, что за неудачи.

Имел большой прием. Вечером упаковывали подарки офицерам и солдатам санитарного поезда Аликс на Пасху.

4) Цусима

Сражение проходило 14-15 мая 1905 года.

14-го мая. Суббота. Девятая годовщина этого знаменательного для нас обоих события [ коронация]. В 10 час. пошли к молебну. Затем имел три доклада. Завтракал гр. Гейден (деж.). Еще принял Лобко.

Гуляли и катались в шлюпке. Погода стояла чудная безоблачная. После чая долго занимался. Обедали в 8 ч. и покатались.

15-го мая Воскресенье. Утро стояло великолепное. Были у обедни и завтракали со всеми. К 2 часам приехал Сандро на своем моторе. Мы сели в него и ровно через час прибыли к Финскому домику за Гатчиной. Мама с другими приехала туда.

Был очень хороший пикник, несмотря на теплый дождь. К 5 час. погода поправилась. Сделал большую прогулку пешком. Обед был вкусный из приготовленных только любителями блюд. В 9 Сандро отвез нас на Балтийский вокзал. Приехали домой к 11 час.

16-го мая Понедельник. После трех докладов приняли вдвоем 30 раненых и ампутированных солдат. Завтракали д[ядя] Алексей и Кирилл (деж.). Ездил верхом, гулял и катался в байдарке. Сегодня стали приходить самые противоречивые вести и сведения о бое нашей эскадры с японским флотом - все насчет наших потерь и полное умолчание об их повреждениях. Такое неведение ужасно гнетет!

Ольга, Петя и Кирилл обедали. Ездил в Павловск с ними.

17-го мая Вторник. Тяжелые и противоречивые известия продолжали приходить относительно неудачного боя в Цусимском проливе. Имел три доклада. Гуляли вдвоем. Погода была чудная, жаркая. Пили чай и обедали на балконе. Вечером долго принимал Булыгина и Трепова.

18-го мая Среда. Дивная погода. После доклада принял 90 офицеров, окончивших Мих[айловскую] арт. академию и офиц. арт. школу. Завтракал Сергей. Миша приехал проститься, т. к. вечером уезжает в Берлин на свадьбу кронпринца и Сесиль. Сделал хорошую прогулку верхом. На душе тяжело, больно, грустно. Обедали на балконе и покатались в Павловске.

19-го мая Четверг. Теперь окончательно подтвердились ужасные известия о гибели почти всей эскадры в двухдневном бою. Сам Рожественский раненый взят в плен!!

День стоял дивный, что прибавляло еще больше грусти на душе. Имел три доклада. Завтракал Петюша. Ездил верхом. Обедали: Ольга, Петя, Воронов - ком. Примор. драг, полка и его жена.

5) Поражение в войне.

17-го августа. Среда. Ночью пришла телеграмма от Витте с извещением, что переговоры о мире приведены к окончанию. Весь день ходил как в дурмане после ЭТОГО!

Поехали в Красное Село на Егерский праздник, который сошел прекрасно. После завтрака снялись группой с офицерами. Погода была хорошая, но дул сильнейший восточный ветер, который согнал всю воду в заливе. Долго читал. Обедали у Мама. Николаша сидел у меня.

18-го августа Четверг. Сегодня только начал осваиваться с мыслью, что мир будет заключен и что это, вероятно, хорошо, потому что так должно было быть!

Получил несколько поздравительных телеграмм по этому поводу. Имел три доклада. Завтракали: Булыгин и Чагин (деж.).

Аликс ездила в Царское. Принял Ламздорфа. Гулял. Погода стояла холодная с сильнейшим ветром; вода очень поднялась. После чая принял Палиуына.

Обедали вдвоем в 8. Занимался целый вечер.

25-го августа. Четверг. День стоял теплый и отличный. Был занят докладами с 10 час. до 12. Завтракали одни с детьми.

В 2  во Дворце начался выход к молебну по случаю заключения мира. Должен сознаться, что радостного настроения не чувствовалось!  Вернувшись домой, отправился верхом на короткую прогулку.

Ники и Елена приехали и посидели с нами в саду до чая. Покатался в «Гатчинке» до бакена. Море было как зеркало. Обедали у Ксении с гостями. Читал весь вечер.

Ну и как результат, очень дипломатичное отношение сдержанного и тактичного царя к японцам.

1-го апреля. Среда. 1909 год.

Хороший весенний день. Погулял. Принял Никольсона. В 12 приехал японский принц Куни - маленький уродливый толстяк. Накормил его завтраком на 24 прибора.

А параллельно с этими событиями проходила первая революция. И об этом мы еще поговорим, конечно же.