Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 3)

Jan 19, 2018 16:18



Фелициан Мирбах-Рейнфельд - Кортеж Наполеона (1896)
                              Иллюстрация к книге американского историка Уильяма Миллигана Слоана (1850-1928) "Жизнь Наполеона Бонапарта"

Фелициан Мирбах, барон фон Рейнфельд (1853, Залещики, Австрийская империя - 1940, Клагенфурт, Австрия) - австрийский художник, график и иллюстратор. Один из основателей Венского сецессиона и Венских мастерских, директор школы Прикладного искусства в Вене. Известен, в частности, графикой на сюжеты Революционных и Наполеоновских войн.



image Click to view



André Dassary - Le Chant du Départ (hymne révolutionnaire et républicain)
                              Étienne Nicolas Méhul (pour la musique) et Marie-Joseph Chénier (pour les paroles)
                              Гимн наполеоновской Франции (Песня выступления - Le Chant du Départ)
                              Этьен Николя Мегюль на слова Мари-Жозефа Шенье





Скульптура "Французский гусар" (бронза, мрамор)
Автор - Сергей - k-nasledie - сайт livemaster



Наполеоновские войны - под этим названием известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном Бонапартом с разными государствами Европы, когда он был Первым консулом и императором (ноябрь 1799 - июнь 1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796-1797), и его египетская экспедиция (1798-1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам.



Ренцо Коломбо (1856-1889) - Бюст Наполеона Бонапарта

image Click to view



Nicolas Roze (1745 - 1819) - Vivat in aeternum
Coronation Music for Napoleon I
Аббат Николя Роз - Живи вечно
Коронационная музыка для Наполеона



Гусары - один из видов легкой кавалерии, распространенный во всех европейских армиях во времена наполеоновских войн. Основной задачей гусар была разведка, боевое охранение войск и обеспечение безопасности связи. В крупных сражениях гусары использовались для прикрытия флангов собственной армии, атак на тылы и фланги противника, преследование отступающего врага.

По мнению специалистов, лучшие гусары того времени были в австрийской армии, так как именно в ней служили венгры и хорваты, о чём шла речь в первой части сюжета. Были среди австрийских гусаров и поляки, но всё же большая их часть служила в армии Наполеона.

Интересны прусские гусары той поры, которых называли "чёрными гусарами" или "гусарами смерти". Чёрные - потому что форма у них была чёрного цвета, а "гусары смерти" - потому что на головных уборах они носили эмблему "мёртвая голова" и в бою не жалели жизни - ни чужой, ни своей.



Ежов Александр Николаевич - Чёрные гусары Фридриха Великого

Ежов Александр Николаевич (1966-2014) - российский художник, автор пейзажей, натюрмортов и батальных сцен. Художник журнала "Воин" с 2000-го года.
Жил и работал в Самаре. Участник реконструкции Бородинского и Аустерлицкого сражений.



Первые упоминания о прусских "гусарах смерти" относятся к эпохе прусского короля Фридриха II (1712-1786), прозванного Старым Фрицем. При нём был создан специальный 5-й гусарский полк. Униформа полка чёрного цвета была сделана по образцу венгерской. Знаменитую эмблему "мертвая голова" (череп со скрещеными костями) позаимствовали у австрийских пандуров, которая символизировала готовность к смерти. Позже другие подразделения, которые хотели заявить о своей беспримерной храбрости, тоже брали себе эту эмблему. Чёрный цвет формы и эмблема были выбраны не случайно.

Когда умер король Пруссии Фридрих Вильгельм I по прозвищу "Король-солдат", отец Фридриха II, его гроб был накрыт чёрным бархатным покрывалом с вышитыми на нём серебряной нитью черпами со скрещеными костями. Чёрный и белый цвета были родовыми цветами династии Гогенцоллернов, к которой пренадлежали короли Пруссии. Видимо, именно там стоит искать истоки дизайна униформы знаменитых кавалеристов, которые принесли славу не только королю, но и всей Пруссии.

Примечание. Пандуры: первоначально - телохранители венгерских магнатов;
позднее - в XVIII веке и до начала XIX века - иррегулярные пешие наёмные войска в Австрийской и Российской империях.



Прусские гусары смерти - Собственная работа MAFIT33 - одного из авторов Википедии

Во времена наполеоновских войн в Пруссии были сформированы 1-й и 2-й лейб-гвардейские гусарские полки всё с той же чёрной униформой, символом которых была "мёртвая голова".
1-й полк особо отличился в "битве народов" под Лейпцигом (16-19 октября 1813-го года). Впоследствии эти части стали личной охраной кайзеров и дожили до самого развала Германской Империи (1918).



Эрнст Юлиус Хенель - памятник герцогу Фридриху Вильгельму в Брауншвейге

Эрнст Юлиус Хенель (Ernst Julius Hähnel), родился в 1811-ом году в Дрездене - умер в 1891-ом году в Дрездене), - немецкий скульптор, профессор Дрезденской академии художеств.



В 1806-ом году в неудачной для пруссаков битве при Йене и Ауэрштедте герцог Брауншвейгский Карл Вильгельм Фердинанд, отец Фридриха Вильгельма, был смертельно ранен. Герцогство Брауншвейгское было оккупировано французами. В 1807-ом году Наполеон включил его в состав Вестфальского королевства под управлением своего брата Жерома.

Князь Фридрих Вильгельм Брауншвейг-Вольфенбюттельский в 1809-ом году в составе войск Пятой антинаполеоновской коалиции сформировал добровольческий корпус, названный Брауншвейгским чёрным корпусом. Добровольцев неофициально прозвали Чёрным легионом или Чёрными брауншвейгцами. Для финансирования этого проекта Фридрих Вильгельм заложил своё княжество в Олеснице.

В самом начале в добровольческом корпусе было 2300 солдат и он состоял из двух батальонов пехоты, одного егерского батальона, снайперской роты и смешанного кавалерийского контингента, включавшего гусар и улан. В том же 2009-ом году герцогу удалось временно освободить от французов Брауншвейг. Благодаря этому событию корпус и получил своё название. Однако вскоре герцог был вытеснен французами, но ему удалось вместе с корпусом бежать в Англию, где он поступил на службу к своему кузену, будущему королю Георгу IV.
На английской службе корпус был переименован в Брауншвейгский Олесницкий егерский и гусарский полки. Офицерский состав был представлен главным образом пруссаками.

В 1813-ом году, после поражения наполеоновских войск в России, Фридрих Вильгельм вернулся в Брауншвейг и восстановил права на герцогство, а заодно и пополнил ряды корпуса.
В 1815-ом году герцог вновь поступил на службу к англичанам и в составе войск Седьмой антинаполеоновской коалиции принял участие в новой войне с Наполеоном в Бельгии. Брауншвейгский корпус в этом сражении был отдельной дивизией в составе войск резерва. Полк же брауншвейгских гусар и эскадрон улан были присоединены к союзной кавалерии.

В битве при Катр-Бра (16 июня 1815-го года) брауншвейгцы сражались с отменной храбростью, но корпус понёс огромные потери. В бою погиб и сам герцог Фридрих Вильгельм. Именно эта битва прославила Чёрных брауншвейгцев.


История Чёрного корпуса стала темой картины "Чёрный брауншвейгский гусар" английского художника Джона Эверетта Милле.

Картина "Чёрный брауншвейгский гусар" или "Чёрный брауншвейгец" (The Black Brunswicker) написана в 1860-ом году, хранится в Ливерпуле в Художественной галерее леди Левер. Моделью для этой картины художнику послужила одна из дочерей знаменитого английского писателя Чарльза Диккенса (1812-1870).

На картине изображён эпизод из наполеоновских войн: гусарский офицер из Брауншвейгского корпуса на балу у герцогини Ричмонд прощается с любимой девушкой перед отправлением на верную смерть в битве при Катр-Бра. На заднем плане картины как примета своего времени присутствует гравюра с известной картины Жака Луи Давида (1748-1825) "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1801).



Джон Эверетт Милле (John Everett Millais), (1829-1896) - английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.



Чёрный корпус принял участие и отличился во многих значительных сражениях и кампаниях, однако в результате трудностей с восполнением потерь и снабжением корпус был распущен в начале 1820-х годов.



Статуэтка "Прусский гусар"
Италия - Capodimonte - середина XX века

Вензель на ташке правильный и "мёртвая голова" на месте, только цвета... Я, конечно, понимаю, что красный ментик, жёлтые сапоги и прочие красивости оживляют статуэтку, но где же правда жизни, спрашивается?)))





Альфонс Лалоз - Выезд из Фонтенбло (1902)

Альфонс Лалоз (Alphonse Lalauze), (родился в 1872-ом году в Париже - умер в 1936-ом году в Милли-ла-Форе), - французский живописец и иллюстратор. Специализировался на военной тематике. Кавалер ордена Почётного легиона.





Альфонс Лалоз - Аустерлиц (фрагмент)

Наполеоновские войны вынесли наверх представителей третьего сословия, стремившихся сначала к всеобщему равенству, а потом яростно сражавшихся за право стать привилегированным сословием. Все эти сыновья торговцев, юристов, мастеровых и крестьян, благодаря своему императору и собственной воинской доблести стали генералами и маршалами, графами, баронами, герцогами и пэрами. Один из них даже стал основателем небезызвестной европейской королевской династии: Жан-Батист Бернадот (1763-1844), сын адвоката, маршал Франции, князь Понтекорво (1806-1810) стал королём Швеции и Норвегии (1818).

Говорят, что при подготовке к бальзамированию на его руке обнаружили татуировку на французском языке: "Смерть королям!". Однако есть и другая версия, гласящая, что это художественный вымысел, а вытатуировано же было "Да здравствует республика!". Как по мне, то это отличается только по формулировке, а смысл тот же. Однако соблазн властью оказался выше принципов.)))
Представители династии Бернадотов, потомки наполеоновского маршала, до сих пор сидят на королевском троне Швеции.

image Click to view



Марш Великой Армии

В наполеоновской армии не было таких знаменитых гусарских полков, как Чёрные брауншвейгские гусары, но зато были очень знаменитые отдельные гусары.
Биография каждого из них - увлекательный авантюрный роман. О жизни каждого из них можно снимать и фильмы-экшн, и мелодрамы.



Жан-Батист Эдуард Детайль - Французские гусары с захваченным знаменем

Жан Батист Эдуард Детайль (Jean Baptiste Édouard Detaille), (1848, Париж - 1912, Париж), - французский академический художник и баталист, отличавшийся точностью и реализмом в изображении деталей. Командор ордена Почётного легиона.





Статуэтка "Полководец гусар Богарне Эжен"
Германия - Rudolf Kammer - середина XX века

Принц Эжен (Евгений) де Богарне (Eugène Rose de Beauharnais), (1781, Париж - 1824, Мюнхен) - пасынок Наполеона (сын его первой жены Жозефины де Богарне), вице-король Италии, крупный военачальник, дивизионный генерал. В отличие от многих иных военачальников Наполеона, родился в аристократической семье.

После брака матери Эжена с Наполеоном в феврале 1805-го года Эжен Богарне получил титул принца Французской империи и орден Почётного легиона, а в июне 1805-го года - титул вице-короля Италии.

После первого отречения Наполеона (апрель 1814-го года) Эжен Богарне всерьёз рассматривался Александром I в качестве кандидата на французский престол.

Дав слово не поддерживать более Наполеона, Эжен Богарне не принимал участия в его реставрации во время "Ста дней" (начиная с 1 марта 1815-го года), за что в июне 1815-го года был пожалован Людовиком XVIII титулом пэра Франции.




Иоахим Мюрат (Joachim Murat), (1767, Лабастид-Фортюньер, Ло, Франция - 1815, Пиццо, Калабрия, Неаполитанское королевство) - наполеоновский маршал, великий герцог Берга (1806-1808), король Неаполитанского королевства
(1808-1815). Мюрат родился в семье трактирщика, был женат на сестре Наполеона Каролине Бонапарт.

Иоахим Мюрат, один из лучших маршалов Наполеона, начинал свою карьеру в легкой кавалерии. Он говорил, что настоящий гусар никогда не доживает до тридцати пяти лет. Однако же сам дожил до сорока пяти, хотя и умер насильственной смертью.

В кампании 1813-го года Мюрат принял участие в ряде сражений как маршал Наполеона, после разгрома в битве под Лейпцигом вернулся в своё королевство на юг Италии, а затем в январе 1814-го года перешёл на сторону противников Наполеона. Во время триумфального возвращения Наполеона к власти в 1815-ом году Мюрат хотел вернуться к Наполеону в качестве союзника, но император отказался от его услуг. Эта попытка стоила Мюрату короны. Осенью 1815-го года он, по версии следствия, попытался силой вернуть себе Неаполитанское королевство, был арестован властями Неаполя и расстрелян.

"Не было более решительного, бесстрашного и блестящего кавалерийского начальника... Он был моей правой рукой, но, предоставленный самому себе, терял всю энергию. В виду неприятеля Мюрат превосходил храбростью всех на свете, в поле он был настоящим рыцарем, в кабинете - хвастуном без ума и решительности."

Наполеон Бонапарт

Франсуа Жерар
                         Портрет Иохима Мюрата (1805)
               Национальный музей Версаля и Трианона



Барон Франсуа Паскаль Симон Жерар (François Pascal Simon, Baron Gérard), (1770, Рим, Италия - 1837, Париж, Франция), - французский художник эпохи ампира, ведущий портретист наполеоновского двора, держатель модного салона.




Жан Ланн (Jean Lannes), (1769, Лектур, Франция - 1809, Эберсдорф, Австрия), - французский военный деятель, 1-й герцог Монтебелло (1808), маршал Империи (1804), участник революционных и наполеоновских войн. Родился в в семье крестьянина, впоследствии ставшего мелким буржуа - торговцем недвижимостью.

Именно Ланну Наполеон был обязан победой в сражении под Фридландом (14 июня 1807-го года). В этой битве 26 000 французов под командованием маршала Ланна удерживали позиции против 80 000 русских под командованием генерала Беннигсена до тех пор, пока на поле боя не подошёл сам Наполеон со свежими силами.

13 мая 1809-го года французы вошли в Вену. В сражении при Эсслинге 22 мая 1809-го года Ланн опрокинул австрийские войска, но затем был отрезан от главной армии и начал медленное отступление. Использовав небольшое затишье, Ланн решил обойти поле битвы со своим старым другом, генералом Пузе. Однако практически сразу Пузе был сражён шальной пулей в голову. Ланн присел рядом с телом друга, но в этот момент и он был смертельно ранен ядром - ему раздробило обе ноги. Маршал был перевезён через Дунай на остров Лобау, где ему ампутировали левую ногу. Ланну стало лучше, но ненадолго, затем у него началась гангрена и он впал в беспамятство.

31 мая 1809-го года маршал Ланн умер. Перед смертью к нему вернулось сознание и он смог попрощаться с Наполеоном словами: "Живите и спасите армию!".

"... император держал его на руках, когда ему ядром раздробило обе ноги, и во второй и последний раз в своей жизни Наполеон плакал."

Академик Евгений Викторович Тарле (1874-1955) - "Наполеон"

Жан-Шарль Никос Перрин
                                                                                                                                                      Портрет маршала Ланна



Жан-Шарль Никос Перрин (Jean-Charles Nicaise Perrin), (1754, Париж - 1831, Париж), - французский художник, представитель неоклассицизма, автор картин на библейские и исторические сюжеты. Во время Империи писал аллегории патриотического характера.





Бутиньи Поль-Эмиль - Наполеон перед умирающим маршалом Ланном после битвы при Эсслинге 1809-го года

Поль-Эмиль Бутиньи (Paul-Emile Boutigny), (1853, Париж - 1929, Париж) - французский художник, создатель картин на военно-исторические сюжеты.




Мишель Ней (Michel Ney), (1769, Зарлуи - 1815, Париж), - один из наиболее известных маршалов времён Наполеоновских войн, герцог Эльхинген (duc d'Elchingen) и князь Москворецкий - во как! - (prince de la Moskowa). Наполеон называл его "le Brave des Braves" - "храбрейший из храбрых".
Родился в семье бондаря. В 1788-ом году рядовым вступил в гусарский полк.

В апреле 1814-го года после взятия Парижа уговорил императора отречься от престола. Людовик XVIII назначил его членом военного совета и пэром и поручил ему начальство над шестой дивизией.

Когда Наполеон возвратился с острова Эльбы, Ней обещал Людовику XVIII привести Наполеона живым или мёртвым, но 17 марта 1815-го года, увлекаемый всей своей армией, он перешёл на сторону Наполеона. "Словно плотина прорвалась, - говорил Ней, - я должен был уступить силе обстоятельств". Весьма непоследовательный был персонаж.)))

В битве при Ватерлоо проявил чудеса храбрости. Под ним было убито пять лошадей, но Ней в изодранном мундире, с лицом, почерневшим от пороховой гари, всё ещё пытался собрать оставшихся солдат для атаки с криком: "Смотрите, как умирает маршал Франции!". Вернувшись в Париж после поражения, он в палате пэров советовал призвать Бурбонов обратно. Скрываясь бегством в Швейцарию, был арестован 19 августа 1815-го года и привезён в Париж.

Ни один генерал не хотел судить полководца. Ней отрицал компетенцию военного суда в этом деле и требовал передачи его в палату пэров.

Портрет Мишеля Нея в гусарском мундире
                                                                                                                                                             Написан по заказу семьи Нея уже после его смерти

Военный суд, который состоял из бывших соратников Нея, вынес решение о своей некомпетентности в данном деле. Дело было передано в палату пэров.

Из ста шестидесяти одного пэра только один высказался за невиновность маршала. Сто тридцать девять голосов было подано за немедленную смертную казнь без права обжалования приговора.

7 декабря 1815-го года Ней был расстрелян как государственный изменник неподалёку от Парижской обсерватории. Своим расстрелом руководил он сам.



Жан-Леон Жером - Казнь маршала Нея (1865)

Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme), (1824, Везуль, Верхняя Сона - 1904, Париж), - французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к неогреческому стилю).



Наполеон на острове Святой Елены вспоминал Нея:

"Ней был человеком храбрым. Его смерть столь же необыкновенна, как и его жизнь. Держу пари, что те, кто осудил его, не осмеливались смотреть ему в лицо."




Жан-Батист Франчески (Франсши-Делонн) (Jean-Baptiste Francisqui), (1767-1810) - французский военный деятель, бригадный генерал (1805), барон (1810), участник революционных и наполеоновских войн. Имя генерала Жан-Батиста Франчески выбито на Триумфальной арке в Париже. Родился Жан-Батист Франсши-Делонн в семье штукатура.

В феврале 1805-го года Жан-Батист Франчески назначен командиром 8-го гусарского полка. В составе лёгкой кавалерии 4-го корпуса Великой Армии участвовал в Австрийской кампании 1805-го года. Отличился при Ульме, и особенно при Аустерлице. Когда он со своим полком проезжал мимо Наполеона, последний сказал: "До сих пор мой гусар! ... Всегда и везде! ... Всегда бесстрашный! ... Всегда готовый обнажить саблю!".

За успешные действия в этой кампании был произведён в бригадные генералы.

28 июня 1809-го года по дороге на Мадрид, близ испанского города Самора, генерал попал в засаду и был взят в плен. Сначала его доставили в Севилью, а затем в тюрьму в Гренаде. В 1810-ом году его перевозят в Картахену. В тюрьме генерал писал стихи, обращённые к оставшейся во Франции жене. Плохие условия содержания под стражей подорвали его здоровье - 23 октября 1810-го года он умер.
Получив известие о смерти мужа, Анна-Аделаида - жена Жан-Батиста Франсши-Делонна, отказалась есть, отчего и умерла в 1811-ом году.

Луиза Аделаида Десно
          Портрет генерала Жан-Батиста Франсши-Делонна



Луиза Аделаида Десно (Louise Adélaïde Desnos), урождённая Робин (Robin), (1807, Париж - 1870 или 1878, Париж), - французская художница.




Граф (1808) Антуан Шарль Луи де Ласалль (Antoine Charles Louis de Lasalle), (1775, Мец, Лотарингия, Франция - 1809, близ Ваграма, Австрия), - легендарный французский кавалерийский командир периода революционных и наполеоновских войн (1806), дивизионный генерал по прозвищу "Гусарский генерал" (Le général hussard). Родился в дворянской семье.

В сражении при Ваграме (5-6 июля 1809-го года) Ласаллю было поручено прикрывать знаменитый фланговый марш маршала Массена. Рядом своих атак Ласалль несколько раз останавливал австрийскую кавалерию. Вечером Ласалль опрокинул несколько неприятельских каре, прорвал австрийскую линию при Леопольдау (околица Вены) и вслед за последней атакой на корпус австрийского генерала Иоганна фон Кленау отдал трубачу приказ играть сбор. В этот момент Ласалль был сражён пулей раненого венгерского гренадера.

Накануне битвы, открыв свой багаж, он нашёл курительную трубку поломанной, портрет жены и бутылку с ликёром разбитыми. Своему адъютанту, командиру эскадрона Коэтлоке, он сказал: "Я не выживу в этот день".

Блестящий кавалерийский генерал, храбрый до самозабвения, решительный, обладавший необыкновенными глазомером и быстротой, великолепный авангардный начальник, решавшийся на самые отчаянные предприятия и в то же время умевший высоко ценить жизнь своих подчинённых и

Жан Батист Эдуард Детайль
                                        Портрет генерала Антуана Шарля Луи де Ласалля

братской заботливостью о них успевший снискать их глубокую любовь и уважение, - таков был Ласалль, этот поистине рыцарь без страха и упрёка.

В письме к жене Ласалль писал: "Моё сердце - для тебя, моя кровь - для императора, а моя жизнь - для чести".
Генералу Ласаллю принадлежат фразы: "Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!" (Tout hussard qui n’est pas mort à trente ans est un jean-foutre) и "Гусар, который не курит, - дрянной солдат" (Un hussard qui ne fume pas est un mauvais soldat).





Статуэтка "Жан Андош Жюно - французский военный деятель, генерал-полковник гусар"
Германия - середина XX века

Жан Андош Жюно (Jean Andoche Junot), (1771-1813), - французский военный деятель, генерал-полковник гусар (1804), дивизионный генерал (1801). Руководил французским завоеванием Португалии и взятием Лиссабона, за что 15 января 1809-го года получил победный титул герцога Абрантеса (duc d'Abrantès). Имя генерала высечено на Триумфалььной арке.
Родился в семье торговца лесом.

Генерал был отчаянным храбрецом, не жалевшим себя в бою, - он был многократно ранен, три раза получил тяжёлые ранения в голову, после чего его мучили невероятные головные боли.

К июлю 1813-го года состояние здоровья Жюно было расстроено окончательно и Наполеону не оставалось ничего иного, как отправить генерала на заслуженный отдых.
Жюно вернулся домой в Бургундию, в отцовский дом в Монбаре, где во время одного из приступов жуткой головной боли выбросился из окна. Смерть наступила не сразу, и ещё несколько дней Жан Андош несказанно мучился - после ампутации поврежденной в результате падения ноги у него началась гангрена. Он умер 29 июля 1813-го года.

Когда Наполеону сообщили о смерти Жюно, он сказал: "Это был храбрый парень, этот Жюно. Он ходил в огонь, как на бал".



Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 1)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 2)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 4)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 5)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 6)



Жан Батист Эдуард Детайль - Виват Император! (Атака Четвёртого гусарского полка в сражении при Фридланде 14 июня 1807-го года)



image Click to view



Фрагмент из 4-х серийного фильма "Наполеон" (2002)
производства 11-ти телекомпаний и киностудий европейских стран

гусары, живопись, Франция, декоративно-прикладное искусство, Наполеон, художники

Previous post Next post
Up