Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 1)

Dec 10, 2017 15:27



Оскар Брюх - Гусары



image Click to view



Berlioz - Rákóczi March
                              Гектор Берлиоз - Венгерский марш (Ракоци-марш)

Ференц II Ракоци (II Rákóczi Ferenc), (1676-1735) - князь Трансильвании c 1704-го года и верховный князь конфедерации с 1705-го года, руководитель антигабсбургской национально-освободительной войны венгерского народа 1703-1711 годов.




Оскар Брюх (Oskar Brüch), родился в 1869-ом году в Вене (Австро-Венгрия) - австрийский художник, выпускник Военной Академии Марии Терезии в Винер-Нойштадте.

В 1891-ом году в чине лейтенанта он проходил службу в 6-м пехотном полку.
В 1894-ом - году перевелся в Военно-географический институт.
1895-1896 - обер-лейтенант Оскар Брюх написал тридцать четыре картины, иллюстрировавшие обмундирование тогдашней Австро-Венгерской армии. Во избежание ошибок в деталях обмундирования и для максимального ускорения сроков исполнения серии картин было сделано следующее: военнослужащих скомпоновали в группы, которые сфотографировал фотограф двора Его Императорского и Королевского Величества, он же камер-фотограф эрцгерцога Франца Фердинанда, Адольф Хубер (Adolf Huber). Оскар Брюх рисовал уже по фотографиям.
В настоящее время эти картины хранятся в Военно-историческом музее (Heeresgeschichtlichen Museum) в Вене.
Умер Оскар Брюх в 1943-ем году в Мелиде (Швейцария).



Статуэтка "Гусар"
Венгрия - Herend - середина XX века



Родина гусаров Венгрия. Впервые гусары как род войск появились в Венгрии при короле Матьяше Корвине (1443-1490), который в 1458-ом году приказал для защиты от турок образовать особое ополчение. Дворяне должны были выставить, по одной версии, по одному вооружённому всаднику на каждые двадцать боеспособных холопов, по другой - по одному вооружённому всаднику на каждые двадцать дворов.



Венгерский гусар XV-XVI веков

Гусары (от венгерского слова "huszár") - легковооружённые всадники XV-XX веков, отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик, доломан, рейтузы, сапоги.
В XV-XVII веках носили лёгкие доспехи, включая и неполные латы.

Доломан (долман) - часть гусарского мундира: короткая - до талии - однобортная куртка со стоячим воротником и шнурами, поверх которой надевался ментик. В XVII веке венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Западной Европы. Отсюда другое название доломана - венгерка.

Ментик (от венгерского слова "mente" - плащ, накидка) - короткая одежда вроде куртки, отороченная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана, а в летнее время, начиная с XIX века, ментики носили наброшенными на левое плечо и от сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки (раньше было принято ношение на обоих плечах).


После поражения в битве при Мохаче, часть Венгрии отошла Священной Римской Империи, получившей возможность призывать на службу венгерских гусаров.

Примечание. Битва при Мохаче (Mohácsi csata) - сражение, произошедшее 29 августа 1526-го года у Мохача, в Венгрии, в ходе которого Османская империя нанесла сокрушительное поражение объединённому венгро-чешско-хорватскому войску. Османская империя заняла Среднедунайскую равнину, включив в свои владения самое сердце Европы, которое турки планировали превратить в плацдарм для покорения новых территорий и дальнейшего распространения ислама.

В 1683-ем году случилось два важных события, связанных с гусарами. Первое - Австрия подверглась опустошительному набегу венгерских гусаров под предводительством союзника Османской Империи графа Имре Тёкёли, второе - участие польских гусаров под предводительством короля Яна Собесского в битве под Веной, в качестве союзника Священной Римской Империи, в которой гусары нанесли сокрушительный удар, обеспечивший победу.

Примечание. Венская битва произошла 11 сентября 1683-го года после двухмесячной осады Вены, столицы Австрии, войском Османской империи. Победа христиан в этой битве навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи на европейской земле, а Австрия на десятилетия стала самой мощной державой Центральной Европы.

В 1686-ом году император Леопольд I начал реорганизацию армии Священной Римской Империи, в ходе которой в 1688-ом году на смену традиционному гусарскому ополчению численностью около трёх тысяч гусар из Венгрии и Хорватии пришёл регулярный гусарский полк из тысячи человек, отобранных графом Адамом Чобором (Adam Czobor).

Мадьярские гусары Священной Римской Империи - 1762 год
Гусарские головные уборы сделаны из меха.
В те годы в состав Священной Римской Империи входили: Австрия, Венгрия, Южная Германия и ещё ряд стран.

Гусарские полки Священной Римской империи, со времени вхождения части Венгрии в её состав, затем Австрии, а затем Австро-Венгрии состояли в основном из венгров.



Венгерские гусары принимали активное участие в войне против Наполеона в составе австрийской армии.



Эдён Тулль - Йожеф Симони со своими гусарами переправляется через подожженный Аркольский мост, спасаясь от французов, 17 ноября 1796-го года

Эдмунд Тулль или Эдён Тулль (Tull Ödön), (1870, Секешфехервар, - 1911, Будапешт) - венгерский художник, график. Работал преимущественно в области пейзажной живописи, писал маслом и акварелью, занимался литографией.

Автор дизайна венгерских почтовых марок 1900-го года выпуска с изображением императора Франца Иосифа I, коронованного венгерской короной.



Битва при Арколе - сражение французской армии под командованием генерала Наполеона Бонапарта с австрийской армией под командованием фельдцейхмейстера, полного генерала, Йозефа Альвинци, происходившее с 15 по 17 ноября 1796-го года. Битва закончилась разгромом австрийской армии.



Статуэтка "Гусар"
Венгрия - Herend - вторая половина XX века

image You can watch this video on www.livejournal.com



Сыновья человека с каменным сердцем - художественный фильм производства Венгрии (1964)
по одноименному роману классика венгерской литературы Мора Йокаи (1825-1904)

В школьные годы с большим удовольствием читала романы Мора Йокаи и смотрела венгерские фильмы, поставленные по некоторым из них.

Роман "Сыновья человека с каменным сердцем" затрагивает период 1848-1849-х годов, когда по Европе прокатилась волна революций, названная в истории "Весной народов". Движения эти носили антифеодальный и национально-освободительный характер. Они также выдвигали лозунги национального объединения - в Германии и в Италия, или выход из таких империй, как Австро-Венгерская и Российская, - Венгрия и Польша. Эти революции были быстро подавлены.

Венгерские гусарские полки первыми покинули Вену и присоединились к восставшим венграм.





Венгерский художник середины XIX века - Világosi fegyverletétel - Капитуляция в Вилагоши
Венгерская капитуляция в Вилагоши 13 августа 1849-го года перед генералом Паскевичем

Австрийское правительство, потерявшее надежду подавить восстание, обратилось за помощью к императору российскому Николаю I, которого беспокоило активное участие в Венгерской революции польских отрядов и ветеранов Польского восстания (1830-1831), которые могли перекинуть огонь восстания на западные русские губернии - бывшие территории Речи Посполитой.

В апреле 1849-го года русская армия, под началом генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского, двинулась в Галицию, где позиции венгерских повстанцев были наименее прочными.
На момент вмешательства русской армии венграм удалось создать вполне боеспособную, массовую и хорошо вооружённую армию. Основой этой армии стали венгерские гусарские полки, находившиеся до этого на службе у императора Австрии. Тем не менее, венгерская армия не смогла эффективно противостоять русским войскам и продержалась всего два месяца.

После поражения венгерской армии под Коморном, 1 (13 по новому стилю) августа 1849-го года Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856) принял капитуляцию мятежников. 25 сентября он торжественно вернулся в Россию, написав в рапорте императору: "Венгрия у ног Вашего Императорского Величества".

За успешное окончание этой кампании, рескриптом от 4 августа 1849-го года, Паскевичу было предоставлено право пользоваться теми же воинскими почестями, какие воздаются только особе Его Императорского Величества.



Иоганн Штраус-отец - Марш Радецкого
Венский филармонический оркестр
За дирижёрским пультом - Герберт фон Караян, Даниэль Баренбойм, Франц Вельзер-Мёст, Сейджи Озава

Замечательное видео, смонтированное из четырёх фрагментов исполнения этого марша на новогодних представлениях разных лет
в Золотом зале Венской филармонии.

"Марш Радецкого" написан Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия австрийским войскам под командованием фельдмаршала Иоганна Йозефа Венцеля Радецкого (1766-1858), возвращавшимся после подавления восстания в Италии в 1848-ом году.
Позже этот марш стал парадным маршем гусарского полка Радецкого.

Получается так, что и генерал-фельдмаршал Паскевич, и фельдмаршал Радецкий занимались одним и тем же делом, только в разных местах Австрийской империи, потому и марш этот здесь вполне уместен.



Почтовая марка Венгрии, посвящённая 150-летию фарфоровой мануфактуры "Herend"



Существует множество картин австрийских и венгерских художников, посвящённых Первой мировой войне в целом и участию в ней гусарских полков в частности.

Художников специально отправляли в действующую армию, чтобы они в своих картинах запечатлели происходящее на полях сражений.

Эти картины интересны не только с художественной стороны, но и с исторической. Особенно мне как львовянке, поскольку большинство из них изображают бои за Галицию.

Военное счастье в той войне бывало и на стороне русских войск и на стороне австрийских, но есть одна любопытная особенность: даже в тех военных эпизодах, в которых австрийская армия терпела поражение, художники изображали события так, что можно было трактовать их противоположным образом.

Карл Александ Вильке - Красные дьяволы                                                                                     Венгерская гусарская форма начала XX века
                               (Венгерские гусары)

Карл Александр Вильке (Karl Alexander Wilke), родился в 1879-ом году в Лейпциге, - немецко-австрийский художник, иллюстратор и сценический дизайнер. Работал в различных журналах и издательствах.
В марте 1938-го года Вильке, который был членом НСДАП, через три дня после того, как Германия осуществила аншлюс Австрии, был назначен Национальным руководителем Австрии по культуре. С 1941-го года работал в Кюнстлерхаусе (Вена).
Умер в 1954-ом году в Вене.





Альторьяи Гёбель Янош - Гусары в Первой мировой войне

Альторьяи Гёбель Янош (Altorjai Göbel János), (1886, Орсова, Австо-Венгрия (ныне Румыния) - 1931, Рим, Италия), - венгерский художник. Окончил Колледж изящных искусств, Будапешт.



Карл Франц Бауэр - Схватка в Галиции

Карл Франц Бауэр (Carl Franz Bauer), (1879-1954), - австрийский художник и карикатурист, получивший образование в Венской академии художеств.



Галицийская битва началась 5 (18 по новому стилю) августа 1914-го года. По масштабу задействованных сил это было огромное сражение между русскими войсками Юго-Западного фронта, включавшего пять армий под командованием генерала Иванова, и четырьмя австро-венгерскими армиями под командованием эрцгерцога Фридриха.
Русские войска перешли в наступление по широкому (450-500 км) фронту, имея центром наступления город Львов. Боевые действия больших армий, происходившие на протяжённом фронте, разделились на многочисленные независимые операции, сопровождаемые как наступлениями, так и отступлениями обеих сторон.



Карл Франц Бауэр - Битва под Люблином - Венгерские гусары против русской пехоты



Действия на южной части границы с Австрией вначале складывались неблагоприятно для русской армии (Люблин-Холмская операция). К 19-20 августа (1-2 сентября) 1914 года русские войска отступили на территорию Царства Польского (Российская империя), к Люблину и Холму.

Действия в центре фронта (Галич-Львовская операция) оказались неудачными для австро-венгров. Наступление русских началось 6 (19) августа и развивалось очень быстро. После первого отступления австро-венгерская армия оказала ожесточённое сопротивление на рубежах рек Золотая Липа и Гнилая Липа, но вынуждена была отступить. Русские 21 августа (3 сентября) взяли Львов, 22 августа (4 сентября) - Галич. До 31 августа (12 сентября) австро-венгры не прекращали попыток отбить Львов, бои шли на 30-50 км западнее и северо-западнее города (Городок - Рава-Русская. Теперь это районные центры Львовской области (Украина), а тогда это была Австро-Венгрия), но окончились полной победой русской армии.



Рудольф Альфред Хёгер (1877-1930) - Столкновение венгерских гусаров и русской пехоты - октябрь 1914-го года

Рудольф Альфред Хёгер (Rudolf Alfred Höger), родился Моравии в городке Просниц (тогда Австро-Венгрия), - австрийский художник-баталист и мастер жанровых картин.
Вполне вероятно, что во время Первой мировой войны он был членом группы художников в новостном пресс-агентстве империи. В период 1914-1917 он создал много работ, которые сейчас находятся в коллекции Военно-исторического музея (Heeresgeschichtlichen Museum) в Вене. Это картины написанные на Восточном и Балканском фронтах.
Жанровые картины Хёгера изображают, по большей части, сцены из жизни XVIII века и написаны они в стиле рококо.
Художник умер в Вене в 1930-ом году.



До 31 августа (12 сентября) австро-венгры не прекращали попыток отбить Львов, бои шли на 30-50 км западнее и северо-западнее города (Городок - Рава-Русская), но окончились полной победой русской армии. С 29 августа (11 сентября) началось общее отступление австрийской армии, более походившее на бегство, так как сопротивление наступающим русским было незначительным. Русская армия сохранила высокий темп наступления и в кратчайший срок захватила огромную, стратегически важную территорию - Восточную Галицию и часть Буковины.
К 13 (26) сентября фронт стабилизировался на расстоянии 120-150 км западнее Львова.

Австро-Венгрия потеряла веру в силы своей армии и в дальнейшем не рисковала приступать к крупным операциям без помощи германских войск.



Венгерские гусары против русских пушек - битва под Лимановой 1914-го года

Сведений о художнике - авторе картины не нашла.



3-15 декабря 1914-го года - битва под Лимановой (городок Лиманова сегодня это Польша, а тогда была Австро-Венгрия), в ходе которой была уничтожена 15-я кавалерийская дивизия из состава российской императорской армии.



Ф. Холлерер - Героическая смерть полковника Оттмара Мюра

Ф. Холлерер (F. Hollerer) - австрийский художник-визуалист. Других сведений о нём не нашла.



Военная операция началась 3 декабря 1914-го и захватила линию протяжённостью около ста километров - от Вислы до главного хребта Бескидов.

Бескиды - система горных хребтов в северной и западной части Карпат, расположенная в пределах территории современных Польши, Украины, Словакии и Чехии (тогда Австро-Венгрия).

В рамках этой операции наиболее известно сражение отряда спешившихся венгерских гусаров на укрепленном холме Яблонец, который был занят русскими войсками. Именно там погиб полковник Отмар Мюр (Othmar Mühr), которому австрийский император Франц Иосиф I впоследствии дал имя "фон Лиманова". Битва за Лиманову стала первой крупной победой австро-венгерских войск при поддержке Германии. Весть об этом событии распространилась по всей Австро-Венгерской империи и подняла боевой дух её армии.



Рудольф Альфред Хёгер - 22 июня 1915-го года австро-венгерские войска 2-й армии под командованием генерала от кавалерии Эдуарда фон Бём-Эрмоли освободили город Львов (за машиной командующего следуют гусарские полки)



19 апреля (2 мая) 1915-го года австро-германские войска нанесли мощный удар по центру южного фланга русских армий в Австро-Венгрии, в районе Горлице, в общем направлении на Львов. Численное превосходство австро-германских войск, неудачное маневрирование и использование резервов русским командованием, нарастающая нехватка снарядов и полное преобладание германской тяжёлой артиллерии привели к тому, что к 22 апреля (5 мая) русский фронт в районе Горлице был прорван.

Начавшийся отход русских армий продолжался до 9 (22) июня. В Привисленском крае были оставлены Радомская и Келецкая губернии, фронт прошёл через Люблин (за Россией). Из территорий Австро-Венгрии была оставлена большая часть Галиции.

Только что взятый Перемышль был оставлен 3 (16) июня, а Львов - 9 (22) июня, за русскими войсками осталась только небольшая (до 40 км глубиной) полоса с городком Броды (сегодня это районный центр Львовской области (Украина), а тогда - Австро-Венгрия), весь регион Тернополя и небольшая часть Буковины. Столь крупная военная неудача сопровождалась потерей русской армией боевого духа и массовой сдачей в плен.



Антон Маруссиг - Герой-гусар (Hős huszár) - Венгерский гусар Самуэль Кралик обращает противника в бегство
Это почтовая открытка, которая среди других прочих продавалась для сбора средств в пользу Австро-Венгерского Красного Креста во время Первой мировой войны.

Антон Маруссиг (Anton Marussig), (1868-1925) - австрийский художник. Родился и умер в австрийском городе Грац.



Не знаю, в какое время имел место этот военный эпизод, но главное, что хотел сказать художник, это то, что гусары сражались героически, не щадя своей жизни.



Рудольф Альфред Хёгер - Кайзер Вильгельм награждает героев (гусаров венгерского гонведа)

Примечание. Гонвед - вооружённые силы Венгрии.



То, что немецкий кайзер награждает венгерских гусаров, вполне логично, ибо именно благодаря немецкой помощи австро-венгерским войскам удалось одержать победы на полях Галиции против русских войск, как бы неприятно это было для нас - русских. Но и венгерские гусары как составная часть австро-венгерского войска внесли свой вклад в эти победы.





Барон Йожеф Симони (Simonyi József), (1771-1832), которому посвящена приведенная выше картина Эдёна Тулль "Йожеф Симони со своими гусарами переправляется через подожженный Аркольский мост, спасаясь от французов, 17 ноября 1796-го года", - знаменитый венгерский гусарский полковник, герой многих сражений в войнах против турок и наполеоновских войск, легендарный кавалерист и, как называли его современники, "храбрейший рыцарь".
Среди множества наград барона Симони есть и русский орден Святого Георгия.

Но, несмотря на все его заслуги перед Австрией, в 1830-ом году Военный апелляционный суд утвердил в его отношении приговор: два года тюрьмы

за неоправданную жестокость в обращении со своими подчинёнными с лишением обвиняемого всех званий и наград. Возможно, на это решение суда повлияло и то, что на судебном заседании полковник назвал Габсбургов пьяницами.

Бывшие товарищи барона Симони, в том числе и главнокомандующий, выражали ему своё сочувствие. Охрана заключенного была возложена на главнокомандующего, который обедал с бароном каждый день. Однако старый гусар не пережил позора и унижения и умер в тюрьме 23 августа 1832-го года.



Некоторое время полковник Симони служил в Дебрецене, где его имя очень почитают и поныне - отмечают дни рождения и памяти знаменитого гусара. А недавно в городе появился семейный четырёхзвёздочный отель "Óbester" (Полковник), названный в честь полковника Симони. Отель принадлежит местному бизнесмену Йожефу Боросу.
Гусарская тема - история и традиции венгерских гусаров, в оформлении отеля отражена в картинах и фресках, написанных местными художниками. В отеле есть большая фреска, на которой местные политики и бизнесмены, в том числе мэр Дебрецена и главный архитектор города, изображены в гусарской форме.



А вы говорите "новые русские"... "Новые венгры" тоже ничего себе ребята.)))



Статуэтка "Гусар"
Венгрия - Hollohaza - вторая половина XX века

Сегодня гусары в Венгрии это символ и бренд - нечто вроде русских медведей и матрёшек.

image Click to view



Magyar Huszár Hagyományőrzők - 2015 - Sóskút
Современные венгерские реконструкторы изображают гусаров XIX века

Sóskút - это деревня в Пештском уезде, Венгрия.



image Click to view



Monarchia Keringő - 2016 - Huszárkarüsszel
Показательные выступления венгерских спортсменов-конников, одетых, конечно же, в гусарскую форму.



Статуэтка "Гусар на коне"
Венгрия - Hollohaza - вторая половина XX века



Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 2)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 3)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 4)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 5)

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 6)



Альторьяи Гёбель Янош - Наступающие гусары с мечами наголо



image Click to view



Имре Кальман - Эй, гусар
Фрагмент из фильма "Принцесса цирка" (1982), поставленного по одноимённой оперетте

Мистер Икс - Игорь Кеблушек (поёт Владимир Мальченко)
Князь - Николай Трофимов

акварель, живопись, Венгрия, гусары, кино, история, декоративно-прикладное искусство, художники

Previous post Next post
Up