Тамара Лемпицкая - Автопортрет в зелёном "Бугатти" (1925)
Click to view
Frank Sinatra- I've got you under my skin
Фрэнк Синатра - Ты под кожей у меня (Ты вросла в меня)
In spite of a warning voice that comes in the night and repeats, repeats in my ear:
"Don't you know, little fool, you never can win.
Use your mentality, wake up to reality."
But each time that I do, just the thought of you makes me stop before
I begin, cause I've got you under my skin.
Несмотря на предостерегающий голос, который среди ночи всё шепчет и шепчет мне в ухо:
"Разве ты не знаешь, дурачок, что никогда не сможешь выиграть.
Включи мозги и вернись в реальность."
Но каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, мысль о тебе останавливает меня,
Потому что ты под кожей у меня.
Деметр Чипарус - статуэтка в стиле арт-деко
Деметер Чипарус (Dumitru Chipăruș), родился в городке Дорохой (Румыния) в 1886-ом году, - румынский и французский скульптор эпохи арт-деко.
1909 - Демерт отправился учиться в Италию.
1912 - перебрался во Францию, где посещал занятия в Парижской Академии Изящных искусств.
1914 - Чипарус впервые выставил свои работы на Парижском салоне.
Первые серии скульптур, запущенные в производство, были модные в то время изображения детей, выполненные в традиционной манере.
В 1920-х годах Деметр Чипарус окончательно сформировал свой стиль, соответствующий всем признакам арт-деко. В скульптурах мастера присутствуют древнеегипетские и восточные мотивы, вошедшие в моду после открытия могилы Тутанхамона в 1922-ом году.
С началом Второй мировой войны интерес к предметам роскоши резко падает. Если до этого все модели Чипаруса выкупались бронзолитейными заводами, то, начиная с 1940-го года, он не продал ни одной модели и работал исключительно для себя.
Умер Деметр Чипарус в 1947-ом году в Париже.
Художественный интерес к работам Деметра Чипаруса вновь возник в 1970-е годы, а начиная с 1990-х годов он постоянно только возрастает.
В России крупнейшей коллекцией работ Чипаруса обладает Русский Дом Art Deco - собрание насчитывает более 100 работ румынского мастера.
Картины Тамары Лемпицкой
"Искусство и высшее общество она любит в равной мере. Что вы всегда увидите в её работах? Свет Караваджо, формы Фернана Леже и губную помаду Шанель."
Жан Кокто
Художница Тамара Лемпицкая, Тамара де Лемпицка, Тамара Лемпика (английская транскрипция польской фамилии) - самый яркий представитель стиля арт-деко в живописи и сама она - живое воплощение этого стиля во всём.
Тамара Лемпицкая (Tamara Łempicka) - псевдоним Марии Гурвик-Гурской (Maria Gurwik-Górska), - польской, французской и американской художницы, которая родилась в 1898-ом году то ли в Москве, то ли в Варшаве, благо, что Царство Польское тогда входило в состав Российской империи.
Правда, фамилия Лемпицкая настоящая, которую Мария получила будучи замужем за известным петербургским адвокатом Тадеушем Лемпицким. Пана Тадеуша некоторые биографы Тамары называют графом, но, скорей всего, это одна из мистификаций самой художницы, на которые она была так горазда.
Художница родилась в богатой семье: её мать - дочь варшавского банкира Бернарда Деклера, а отец, как сказано в русской Википедии, предприниматель польско-еврейского происхождения, а в польской - mecenas (меценат - так в Польше называют юристов) из русских евреев. Так что, Мария Борисовна Гурвик-Гурская-Лемпицкая, называя себя падчерицей России, была не так уж и не права.)))
В 1914-ом году Мария приезжает в Петербург и живёт у своей тёти, там же знакомится с Тадеушем Лемпицким и в 1916-ом году выходит за него замуж. В этом же году она родила дочь Марию-Кристину, которую впоследствии, живя во Франции, называла Кизеттой.
Рассказ о дальнейшей жизни Марии вполне мог бы стать сюжетом для авантюрного дамского романа. После октября 1917-го года Тадеуш Лемпицкий был арестован вместе с другими представителями "чуждого элемента". Подавляющее большинство арестованных впоследствии были отпущены на свободу, но на это ушло время, которого у Марии не было - она решила срочно выехать всей семьёй за границу. Для того, чтобы добиться скорейшего освобождения мужа она воспользовалась помощью шведского консула, с которым провела ночь.
Из Петербурга Мария и Тадеуш выехали раздельно, а потом встретились в Копенгагене. Они поселились в Париже, но деньги скоро закончились, а пан Тадеуш, будучи не в состоянии заработать, чтобы содержать семью, стал заглядывать в бутылку. Пришлось Марии, привыкшей к роскоши, думать о том, где брать деньги. Она решила рисовать, хотя раньше никогда не училась живописи, и продавать картины. Совершенно авантюрное предприятие, тем более в Париже, где своих голодных художников, что называется, без Нестера двестеро. Но что значит талант, а ещё больше - характер. Имея связи в высших кругах русской эмиграции и обладая умением обзаводиться новыми, Мария - теперь уже Тамара или ТомА, стала рисовать портреты своих знакомых и - о удивление - продавать их, причём за очень большие деньги. Она очень быстро становится знаменитостью.
Большие деньги, большие возможности, новые знакомства и круговорот парижской жизни... Всё это не способствует добрым отношениям Тамары с мужем, матерью и дочерью, которая жила и воспитывалась у бабушки.
Теперь художница называет себя на французский манер Тамара де Лемпицка. Она заводит романы направо и налево, как с мужчинами, так и с женщинами.
Тамара Лемпицкая - Прекрасная Рафаэлла (1927)
К примеру, эту девушку - парижскую проститутку, уснувшую летней ночью на бульварной скамейке, Тамара подхватила на улице и увезла на своей машине в другую жизнь. Правда, машина была жёлтым "Рено", а не зелёным "Бугатти" - "Бугатти" у неё никогда не было, но ведь мечтать не вредно, не так ли?)))
Бедный пан Тадеуш не выдерживает напора такой "славы" - в 1927-ом году он разводится с женой и отбывает в Варшаву.
На память о нём остался его портрет кисти Тамары с непрорисованной левой рукой - той рукой, на которой было когда-то обручальное кольцо. Тамара иронично назвала картину "Портрет мужчины с недорисованной рукой".
Такая вот маленькая женская месть.)))
Парижская богемная и салонная жизнь Тамары шла своим порядком, пока на её горизонте не замаячил очень богатый персонаж - барон Рауль Куффнер - потомственный пивовар и скотовод из бывшей Австро-Венгрии (просто-таки барон Коломан Зупан из кальмановской "Марицы"), к тому же ещё и вдовец.
Поначалу он не заинтересовал Тамару, но когда барон заказал ей портрет своей любовницы - танцовщицы Наны де Гиррера, в ней проснулся азарт охотника: почему всеми возможностями богатства этого барона пользуется какая-то актрисулька, когда такая Бурёнка нужна ей самой.
Тамара сказала барону, что возьмётся за эту работу, если ей понравится Нана, но танцовщица ей категорически не нравилась, что и неудивительно, ибо как может нравиться препятствие на пути к осуществлению задуманного, потому и рисовала она её, что называется, без любви к модели.
Барон, тем не менее остался доволен и очень щедро расплатился с художницей.
Портрет Наны де Гиррера слева, портрет барона Рауля Куффнера справа.
Тамара же, не будь она женщиной, решившей отбить у соперницы мужчину, пошла на очень тонкий ход: она повторно пригласила Нану позировать ей, на этот раз для картины под названием "Группа из четырёх обнаженных".
Тамара Лемпицкая - Группа из четырёх обнаженных
Вообще обнажёнка Тамары Лемпицкой очень напоминает рубенсовскую мясную лавку с поправкой на кубизм, который художница подхватила, как инфлюэнцу, беря уроки у парижского кубиста Андре Лота (1885-1962).
Утверждают, что барон, увидев эту картину, потерял интерес к своей любовнице. Жан Кокто (1889-1963) - французский кинорежиссёр, поэт и писатель, в тесном кругу друзей, среди которых была и Тамара, поднял бокал за самое изощрённое убийство в истории со словами: "Наша несравненная ТомА убила соперницу, написав её портрет. Кто здесь ещё на такое способен?"
Конечно, всё это преувеличение, свойственное артистическим натурам. Просто барону, привыкшему желать недостижимого и получать желаемое, во что бы то ни стало нужно было покорить Тамару, изображавшую безразличие, если не личными качествами, то хотя бы своими деньгами. Одно дело танцовщица, другое дело светская львица и знаменитая художница. Если деньги есть, то все танцовщицы мира будут твоими, а внимания таких роковых женщин, как Тамара, добиться не так-то просто, но тем ценней победа.
В 1933-ем году Тамара Лемпицкая вышла замуж за барона. Они жили, не меняя своих привычек, на два дома - каждый у себя. Тамара получила титул и финансовую стабильность, а Рауль - престижную жену, соответствующую его материальному положению. Их отношения складывались на удивление ровно. Тамара по-прежнему заводила романы, рисовала и была востребована на этом поприще, но тут началась Вторая мировая война и все, кто имел к тому возможности, потянулись за океан. Перебралась в Америку и чета Куффнеров.
В Америке началась самая скучная полоса в жизни Тамары. Мало кто интересовался её картинами, да и саму её воспринимали весьма иронично, называя "баронессой с кисточкой". Романы пошли на убыль - давал себя знать возраст. Всё это повергало Тамару в депрессии, от которых не могли спасти даже знаменитые психиатры. Совсем плохо стало в 1962-ом году, когда умер Рауль, баловавший до этого жену, как ребёнка.
Последний свой роман художница завела в семьдесят шесть лет с известным ныне мексиканским скульптором Виктором Мануэлем Контрерасом (родился в 1941-ом году). Ради него она даже переехала в Мексику. Трудно сказать, что нужно было молодому человеку от этих отношений, скорей всего здесь свою роль сыграли деньги Тамары. Виктор был "человек с биографией": когда в юные годы он учился в Париже, его "усыновила" чета князей Юсуповых. С князем Феликсом Феликсовичем (один из убийц Распутина), как утверждает скульптор, у них была глубокая духовная связь. Зная о гомосексуальных пристрастиях князя, это утверждение можно толковать весьма неоднозначно.
Характер и без того эпатажной дамы в старости окончательно испортился, что бесконечно раздражало Виктора Контрераса и в конце концов он вернул свою старушку-любовницу её дочери Кизетте, которую та мучала до последних дней своей жизни, постоянно меняя завещание и грозя оставить её без наследства.
Умерла Тамара Лемпицкая во сне в марте 1980-го года. Согласно последней воле прах её развеяли над жерлом вулкана Попокатепетль.
В 1972-ом году Люксембургская галерея в Париже устроила выставку работ Тамары Лемпицкой. Выставка имела огромный успех. Сегодня работы художницы выставляются в Королевской академии искусств в Лондоне и нью-йоркском Метрополитен-музее. За её полотна коллекционеры на аукционах платят миллионы долларов.
Гвидо Борелли - Джаз оркестр
Гвидо Борелли да Калузо (Guido Borelli da Caluso), родился в 1952 году в коммуне Калузо в регионе Пьемонт провинции Турин, - современный итальянский художник.
Фицджеральдовская эпоха джаза закончилась с началом Великой депрессии в США, но век джаза как музыкального жанра этим не исчерпался. Он царствовал до конца Второй мировой войны и только после неё резко пошёл на спад. Но джаз остался, пусть и не главенствующим направлением в лёгкой музыке, но одним из направлений до наших дней.
Click to view
Artie Shaw and his Orchestra 1939/40
Арти Шоу и его оркестр 1939/40
Click to view
Swing Time - Rogers and Astaire
Фрагмент из кинофильма "Время свинга" (1936)
Танцуют - Джинджер Роджерс и Фред Астер
Click to view
You Made Me Love You - Harry James and Helen Forrest
from: Private Buckaroo (1942)
Ты влюбил меня в себя - Хари Джеймс и Хелен Форест
Фрагмент кинофильма "Частный Букару"
Click to view
Серенада солнечной долины - художественный фильм производства США (1941)
Сюжет фильма пустяшный, но сам фильм - визитная карточка замечательного американского музыканта Гленна Миллера и его оркестра.
Click to view
Мне декабрь кажется маем
Фрагмент из кинофильма "Серенада солнечной долины"
Sun Valley Serenade - Chattanooga Choo Choo
Чатануга Чучу - фрагмент из кинофильма "Серенада солнечной долины"
Олтон Гленн Миллер (Alton Glenn Miller), родился в 1904-ом году в городе Кларинда, штат Айова, - американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров конца 1930-х-начала 1940-х годов - оркестра Гленна Миллера.
Первый тромбон 14-летнему Гленну подарил мясник, в лавке которого он временами подрабатывал. Гленн играл на нём в школьном танцевальном оркестре.
Уже в пору учёбы в Колорадском университете в 1923-ем году Миллер стал играть в университетском танцевальном оркестре. Через полтора года он бросил учёбу и отправился в Лос-Анджелес в составе оркестра Макса Фишера.
В 1920-30-х годах Миллер работал тромбонистом и аранжировщиком с Беном Поллаком и Редом Николсом, писал аранжировки для оркестра братьев Дорси, в котором выступал и как солист, записывался с Бенни Гудменом, изучал технику аранжировки.
Только в 1938-ом году Гленну удалось реализовать свою мечту и собрать собственный биг-бэнд.
Оркестр Гленна Миллера обрёл фантастическую, невиданную в джазе популярность, не меркнущую до нашего времени, за счёт расширения жанровой основы своей музыки. Обширный репертуар отличался тем, что помимо популярных бродвейских мелодий, тем из мюзиклов и прочих "стандартов" маэстро предложил слушателям оригинальные произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Характерными были даже сами названия композиций, например, "Серенада лунного света" или "Серенада в стиле блюз".
Click to view
Glen Miller - Moonlight Serenade
Гленн Миллер - Серенада лунного света
Click to view
Glen Miller - A Blues Serenade
Гленн Миллер - Серенада в стиле блюз
После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941-го года) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38 лет), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942-го года письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, "чтобы, - как он витиевато выразился, - вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца". Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942-го года его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси. Находясь на вершине славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд.
Гленн Миллер первоначально сформировал большой оркестр, который должен был стать основой сети оркестров. Попытки Миллера модернизировать военную музыку встречали некоторое сопротивление со стороны традиционно настроенных офицеров. Например, аранжировка Миллера "St. Louis Blues March", в сочетании блюза и джаза с традиционным военным маршем. Еженедельная радиопередача Миллера "I Sustain the Wings" (Я поддерживаю Крылья), для которой он написал в соавторстве одноименную песню, была очень популярна.
Click to view
St. Louis blues march - Марш "Сен-Льюис блюз"
Glenn Miller and The Army Air Force Band (1943)
Глен Миллер и Оркестр Военно-воздушных сил
В июне 1943-го года его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45-ти музыкантов стал реальностью. К оркестру были прикомандированы популярные эстрадные вокалисты - Джонни Дезмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, включил большую группу струнных (такие оркестры обычно называют симфо-джазовыми).
В июле того же года военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си. Миллер писал в одном из писем жене, что в течение одного месяца его оркестр 35 раз выступил в войсках и участвовал в 40 радиопрограммах. Любопытно, что биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск, - джаз был запрещён в нацистской Германии.
В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налётам немецких бомбардировщиков и ракет "Фау-1". Опасаясь за жизнь музыкантов, Миллер добился 2 июля 1944-го года передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера. При этом погибло 100 человек.
После того как союзники освободили Париж, планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в парижском зале "Олимпия".
15 декабря 1944-го года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолёте "Норсман С-64" с авиабазы "Твинвуд Фарм". Стоял густой туман, даже птицы, как заметил перед отлетом Миллер, опустились на землю. Самолёт, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни сам самолёт не были найдены.
Есть предположение, что самолёт погиб в результате, как говорится, "дружественного огня", а в данном случае - бомбардировки. Английские бомбардировщики возвращались с задания. Сбросить все бомбы на цели они не смогли - не подоспели истребители прикрытия, поэтому решено было, чтобы не садиться с опасным грузом, отбомбиться в море. Маленький самолёт, летевший на небольшой высоте, прямо под собой заметил один из пилотов, но было уже поздно. Долгое время рассказу этого пилота не верили, так как время бомбардировки и время исчезновения самолёта, на борту которого находился Гленн Миллер, расходилось на один час. Только потом проверка полётных журналов показала, что американские пилоты при расчётах пользовались местным временем, тогда как британские - временем по Гринвичу, а между ними как раз час разницы.
Подводя итоги военной карьеры Гленна Миллера, генерал Джимми Дулитл сказал: "Наряду с письмом из дома, его оркестр был для солдата величайший моральным вдохновителем на европейском театре военных действий".
Click to view
Glenn Miller - American Patrol
Гленн Миллер - Американский патруль
Click to view
Glen Miller .... In The Mood
Гленн Миллер - В настроении
The Best of Glenn Miller
Лучшее от Гленна Миллера
Click to view
Hooked On Swing Dancing
Увлечённые свингом
Это та же мелодия "In The Mood" (В настроении), но играет неизвестный оркестр. Звучание победней, чем у оркестра Гленна Миллера, зато отплясывают на видео совершенно грандиозно!
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА Деметр Чипарус - скульптура в стиле арт-деко
Рудольф Валентино и его жена Наташа Рамбова
Louis Armstrong - What a Wonderful World
Луи Армстронг - Что за прекрасный мир
Обожаю людоедскую улыбочку Армстронга.)))