Бьющая по глазам роскошь Арт деко - Эстетика эпохи джаза (часть 3)

Nov 29, 2016 19:19



Кадр из кинофильма "Чикаго", США (2002) - Всё это джаз - вступительный номер мюзикла "Чикаго"
Вэлма Келли - Кэтрин Зета-Джонс





All That Jazz
Всё это джаз - вступительный номер мюзикла "Чикаго"
Музыка - Джон Кандер
Фрагмент из фильма "Чикаго" (2002)
Вэлма Келли - играет, поёт и танцует Кэтрин Зета-Джонс



Start the car
I know a whoopee spot
Where all the gin is cold
But the piano's hot
It's just a noisy hall
Where there's a nightly brawl
And all... that... jazz!



Заводи машину
Я знаю местечко, где можно погулять.
Там джин как лёд
И от рояля жар.
Это просто шумный зал,
Где ночные драки
И весь ... этот ... джаз!





В 1926-ом году американская журналистка и драматург из Чикаго Морин Даллас Уоткинс (Maurine Dallas Watkins), (1896-1969) написала пьесу по мотивам своих репортажей из криминальной хроники под названием "Храбрая Маленькая Женщина" (The Brave Little Woman), которую затем переименовала в "Чикаго, или Игра в Мяч" (Chicago, or Play Ball), а позже и вовсе сократила название до "Чикаго" (Chicago). В основу пьесы легли два реальных не связанных между собой судебных процесса, состоявшихся в 1924-ом году.

Морин Уоткинс работала в газете "Chicago Tribune" и ей было поручено освещать эти судебные процессы. Она написала репортажи о двух женщинах: Бьюле Эннон, которая в пылу ссоры застрелила своего любовника, и об артистке варьете Белве Гертнер, которая с пьяных глаз застрелила своего бойфренда. Обеих дам в своих статьях Уоткинс называла "Jazz babies".

Бьюлу Эннон журналистка называла "красавицей тюремного блока", а Белву Гертнер - "самой элегантной из убийц". Бьюла стала прототипом главной героини пьесы "Чикаго" - Рокси Харт, а Белва - прототипом Вэлмы Келли. Прототипами адвоката героинь пьесы Билли Флинна стали сразу два адвоката: Уилльям Скотт Стюарт и Ви-Ви О'Брайн. Билли Флинн - собирательный образ, гремучая смесь пронырливости и адвокатского умения. Ибо, как говорится в американской поговорке-анекдоте, самые неуважаемые профессии это проститутка и адвокат, но к кому в первую очередь обращаются, когда приспичит?)))

Изначально пьеса была просто курсовой работой, которую журналистка написала, обучаясь в Йельском университете. Преподаватель богословия этого университета назвал сочинение Уоткинс "мерзким, безнравственным и богохульственным", но всё же он был вынужден признать, что в этой работе довольно точно описывались нравы того времени.
Морин Уоткинс получила за свою курсовую работу самый высокий балл, а 30 декабря 1926-го года состоялась премьера пьесы "Чикаго" на Бродвее.

В 1927-ом году кинорежиссёр Сесил Блаунт Демилль (1881-1959) снял одноимённый немой фильм.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Чикаго - немой художественный фильм производства США (1927)

В фильме присутствует сюжетная линия только одной героини - Рокси Харт. Субтитры фильма на английском языке, но они легко читаются даже при наличии начальной подготовки.
Качество изображения прекрасное.



image You can watch this video on www.livejournal.com



Рокси Харт - художественный фильм производства США (1942)

В роли Рокси Харт - Джинджер Роджерс

В 1942-ом году режиссёр Уильям А. Уэллмен (1896-1975) снял фильм "Рокси Харт" по мотивам пьесы "Чикаго". Как следует из названия, в этом фильме тоже присутствует только одна сюжетная линия - линия Рокси Харт, которую играет знаменитая партнёрша Фреда Астера - Джинджер Роджерс. Правда, танцует она в фильме очень мало. Жанр фильма обозначен как комедийный.



"Чикаго" (Chicago) - мюзикл Джона Кандера на либретто Фреда Эбба и Боба Фосса. Фосс ещё в 1960-ом году хотел выкупить права на "Чикаго", чтобы сделать по ней одноимённый мюзикл, но Морин Уоткинс отказала ему. Боб Фосс смог получить права на "Чикаго" только после смерти Морин.

Оригинальная бродвейская постановка мюзикла по сценарию Боба Фосса и Фреда Эбба на музыку Джона Кандера была осуществлена в 1975-ом году.

Впоследствии по этому мюзиклу был снят фильм "Чикаго", который вышел на экраны в 2002-ом году и был отмечен "Оскарами" в шести номинациях, в том числе и как "лучший фильм".



Чикаго - художественный фильм-мюзикл производства США (2002)
Режиссёр - Роб Маршалл
Композитор - Джон Кандер

В главных ролях:
Рокси Харт - Рене Зеллвегер
Вэлма Келли - Кэтрин Зета-Джонс
Билли Флинн - Ричард Гир

В фильме, к сожалению, песни дублированы на русский язык, но плох не сам этот факт, а то, что за Билли Флинна вместо Ричарда Гира поёт Филипп Киркоров.)))



Эрте - скульптура в стиле арт-деко "Правосудие"




    
    
    
    
    
    
    
    
    

Эрте - рисунки костюмов к спектаклям и рисунки для модных журналов разных лет



Эрте - рисунок для модного журнала



image Click to view



Glenn Miller - Little Brown Jug - Fox Trot
Глен Миллер - Маленький коричневый кувшин - фокстрот


        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Эрте - рисунки костюмов к спектаклям и рисунки для модных журналов разных лет

Фантазия художника такова, что трудно отличить театральные костюмы от повседневных.





Роман Петрович Тыртов (Эрте), родился в 1892-ом году в Санкт-Петербурге, - французский художник-график, дизайнер.
Эрте - один из самых успешных мастеров ХХ столетия, чей талант нашел воплощение в области моды, прикладной графики, театрального оформления, кинематографа, дизайна, скульптуры и многого другого.

Псевдоним ЭрТе - это аббревиатура от Роман Тыртов.

Художник - представитель старинного дворянского рода. Его отец - начальник Морского инженерного училища императора Николая I, генерал-лейтенант флота Пётр Иванович Тыртов (1856-1927) по семейной традиции хотел, чтобы сын тоже стал моряком. Но Романа с детства привлекало рисование, театр, танец и всё, что связано с искусством.
Ещё в пятилетнем возрасте он сделал эскиз вечернего платья, который его мать отнесла к модистке и по этому рисунку та сшила замечательное оригинальное платье.

В 1912-ом году Роман Тыртов покинул Россию - жил в Париже, Монте-Карло. Там он и взял себе псевдоним Эрте, чтобы, как он шутил, не позорить фамилию.

В 1913-1914-х годах Роман Тыртов стал работать у знаменитого модельера Поля Пуаре (1879-1944). Молодой художник помогал Пуаре и в работе над спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Леона Бакста (1866-1924) к дягилевским постановкам. Современники высоко оценили костюмы к спектаклю по пьесе Жана Ришпена "Минарет". Среди актрис, занятых в спектакле, была танцовщица Мата Хари, эскизы костюмов для которой рисовал Эрте.

В 1915-ом году Эрте заключил контракт с американским журналом "Harper's Bazaar", январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с его обложками. Кроме того для этих журналов Эрте писал заметки о моде, вёл светскую хронику, делал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Эрте сотрудничал не только с "Harper's Bazaar", но и с "Vogue", "Cosmopolitan", "Ladie's Home Journal", "The Sketch" и другими иллюстрированными изданиями США, Англии и Франции.

К Эрте обратились владельцы крупнейших нью-йоркских торговых фирм "Henri Bendel" и "B.Altman and Co" с предложением о создании модных коллекций. В течение трёх лет он создавал по две коллекции ежегодно. Он автор асимметричного декольте, его мужские и женские костюмы спортивного покроя стали прообразом одежды "унисекс". В мужских костюмах он первым стал применять ткани, бывшие ранее достоянием только женского гардероба, например, бархат.

В Монте-Карло Эрте познакомился с Сергеем Дягилевым (1872-1929), с которым впоследствии работал над "Дивертисментом" и несколькими балетными миниатюрами для Анны Павловой (1881-1931).
В 1923-ем году в Париже Эрте работал над постановками для различных кабаре и театров, включая театр Сары Бернар и Гранд Опера.

В феврале 1925-го года художник отправился в Голливуд для создания костюмов и сценографии для фильмов студии "Метро-Голдвин-Майер" (MGM). Он делал декорации и костюмы для наиболее известных лент тех дней: "Бен-Гур", "Богема", "Безумие танца", "Мистика".
В этом же 1925-ом году Эрте впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в отеле "Madison".
В следующем году уже в Париже, в галерее "Шарпантье" (Charpentier), прошла выставка его работ, созданных в Америке. Впервые его произведения непосредственно с выставки были куплены для государственных коллекций.

После Второй мировой войны интерес к арт-деко резко упал и только в середине 1960-х годов он вспыхнул вновь.
С конца 1960-х годов и до последних дней жизни мастер демонстрировал свои работы по всему миру. Ежегодно его работы продавались на сумму около 100 000 000 долларов.
Его 80-летие в 1972-ом году отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Журнал "Vogue" посвятил его юбилею специальный номер, а BBC сняло программу с его интервью.

В 1970-е годы наметилась ещё одна грань творчества художника: по своим графическим рисункам прежних лет он стал создавать скульптуры в стиле арт-деко.

В 1976-ом году Эрте был награждён французским Орденом Искусств и литературы.

Умер художник в 1990-ом году в Париже и был похоронен на Булонском кладбище. Пригласительные билеты на свои похороны Эрте заблаговременно оформил сам - они рассылались по составленному им списку, и все мелочи церемонии были также продуманы им заранее. Даже роскошный гроб был выполнен по его собственному эскизу: красное дерево, отделанное цветочными венками в стиле арт-деко.




            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            

            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            

Эрте - Алфавит





Фотография с выставки рисунков Эрте в "Эрмитаже" (июнь 2016-го года)
Знаменитые "Алфавит" и "Цифры"




        
        
        
        
        
        
        
        

Эрте - обложки журналов "Harper's Bazaar " и "Vogue" разных лет





Эрте - Три грации





Эрте - скульптура в стиле арт-деко "Три грации"


        



Эрте - Венера





Эрте - скульптура в стиле арт-деко "Венера"


        



Эрте - Свадьба





Эрте - скульптура в стиле арт-деко "Свадьба"


            
            
            
            
            
            
            

Эрте - скульптуры в стиле арт-деко (1980-е годы)



Последней работой Эрте стала работа над эскизами декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу "Stardust" (Звёздная пыль) в 1989-ом году. Название мюзиклу дала очень популярная джазовая песня "Stardust", написанная в 1927-ом году композитором Хоги Кармайклом (Howard Hoagland "Hoagy" Carmichael), (1899-1981).







image Click to view



Howard (Hoagy) Hoagland Carmichael - Stardust
Ховард (Хоги) Кармайкл - Звёздная пыль
Glenn Miller Orchestra
Оркестр Гленна Миллера



Воображение-главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве - игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель - движение танца.

Роман де Тиртофф (Romain de Tirtoff)



Эрте - Симфония в чёрном





Деметр Чипарус - скульптура в стиле арт-деко "Русский балет" - экспонат музея

В 2014-ом году на базе частной галереи в Москве открывается Музей Ар Деко, основная цель которого - знакомство отечественного зрителя с первой в России коллекцией ар деко, её популяризация, а также научно-исследовательская и просветительская деятельность.

image Click to view



Музей Ар Деко в Москве

Адрес музея: Лужнецкая наб. д.2/4, стр.4, подъезд 2



Деметр Чипарус - скульптура в стиле арт-деко "The girls" (Девушки в смысле Танцовщицы) - экспонат музея



image Click to view



Freedom-jazz - Music
Группа "Freedom-jazz" - Музыка

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА



Эрте - скульптура в стиле арт-деко "Дуэт"





Chicago - Nowadays (Finale)
Финал мюзикла "Чикаго"
Музыка - Джон Кандер
Фрагмент из фильма "Чикаго" (2002)
Рокси Харт - играет, поёт и танцует Рене Зеллвегер
Вэлма Келли - играет, поёт и танцует Кэтрин Зета-Джонс



"Чикаго", джаз, дизайнеры, Эрте, кино, декоративно-прикладное искусство, арт деко, художники

Previous post Next post
Up