Бьющая по глазам роскошь Арт деко - Эстетика эпохи джаза (часть 1)

Nov 11, 2016 14:15



Жорж Барбье (1882-1932) - В театре



image Click to view



Marilyn Monroe - I Wanna Be Loved By You (soundtrack "Some Like It Hot")
Мэрилин Монро - Хочу быть любимой тобой (саундтрек к фильму "Некоторые любят погорячее", в нашем прокате - "В джазе только девушки")
                              Композитор - Адольф Дейч





Статуэтка в стиле арт-деко (бронза и слоновая кость)
Фердинанд Прейсс (1882-1943)



Арт-Деко (или Ар-Деко) - в сокращённом виде название французской выставки "L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes" (Международная выставка современных промышленных и декоративных искусств), которая состоялась в 1925-ом году в Париже. На этой выставке были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался мировым центром стиля и после Первой мировой войны.
Однако в то время стиль еще называли разными именами - "джазовый модерн", "зигзаг модерн", "обтекаемый модерн". И нынешнее название закрепилось за ним лишь в 1966-ом году после возрождения международной выставки в Париже.

Арт-Деко - художественный стиль оформления интерьеров, изделий прикладного и декоративного искусства, моделирования одежды, разнообразных ювелирных украшений, дизайна прикладной графики и промышленной продукции. Некоторые исследователи считают арт-деко вариантом или ранней формой модернизма.
На развитие стиля арт-деко в Европе оказали свое влияние гастроли "Русского балета" (1908-1929) Сергея Дягилева (1872-1929) с его яркими костюмами и декорациями, а также показы модной одежды от Поля Пуаре (1879-1944) - влиятельнейшего в мире моды своего времени модельера.
Интерьер в стиле арт-деко позаимствовал абстрактные формы из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов.

Для стиля Арт-деко характерны строгость вертикальных линий и скругленность углов, смелые геометрические формы, этнические (африканские и азиатские) геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, редкие породы дерева, алюминий, бронза, серебро). Родившись во Франции, стиль арт-деко со временем расползся по Европе и перешагнул через океан.
В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Войны в истории человечества всегда были вехами, которыми размечалось не только историческое время, но и время направлений в искусстве. Арт-деко окончательно оформился после Первой мировой войны и царствовал вплоть до Второй. После Второй мировой войны арт-деко резко пошёл на спад и практически исчез, пока уже в наше многовекторное время не стал одним из модных трендов, правда, в значительно более современном и функциональном виде. Периодически и раньше наблюдался всплеск интереса к арт-деко, особенно, в 60-х годах XX века.

Арт-деко это еще и "стиль гранд туризма", поскольку именно на период между двумя мировыми войнами приходится расцвет дорогих путешествий между городами, странами и континентами. Главные транспортные средства - трансатлантический круизный лайнер "Нормандия" и культовый поезд "Восточный экспресс", роскошные интерьеры которых были выдержаны в модной для того времени стилистике.


    
    
    
    
    
    
    
    

Интерьеры лайнера "Нормандия" - фотографии с сайта The magazine ANTIQUES

Словом, роскошь и шик во всём, недаром арт-деко называли стилем финансовой элиты и звёзд Голливуда. Поскольку это стиль очень богатых людей, то наибольшее распространение он получил в США.



Шкатулка-статуэтка "Дама в широком платье с цветами" в стиле арт-деко
Франция - дизайнерский дом RABJ (1920)



Каждому времени кроме направления в живописи и скульптуре, стиля архитектуры, дизайна и стиля одежды соответствует и определённый музыкальный стиль. В период между двумя мировыми войнами это был джаз, наибольший расцвет которого пришёлся на период между концом 10-х и началом 30-х годов, полностью захватывая период "сухого закона" в США (1920-1933), во время которого существовал национальный запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя.

Джаз (jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Джаз характеризуют импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг.
Свинг (swing - покачивание) - джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.

Время диктует свои правила и в литературе. Классический образец писателя эпохи джаза - классик американской литературы, приятель и постоянный литературный соперник Эрнеста Хэмингуэя (1899-1961) - писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) с его знаменитым романом "Великий Гэтсби" (1925). Роман несколько раз экранизировался.

Кстати, термин "эпоха джаза" или "век джаза" был придуман именно Скоттом Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны и до начала великой депрессии 1930-х годов. Причем под этим словом, в первую очередь, понимались деньги и всё, что они могли дать, во вторую - секс, и только в третью - музыка.





Жорж Бабрье (1882-1932) - Любовь слепа





Великий Гэтсби - фильм производства США и Австралии (2013)
Режиссёр - Баз Лурман

Джей Гэтсби - Леонардо Ди Каприо

Модные критики рассматривают этот фильм как энциклопедию стиля эпохи арт-деко. Даже оформление титров фильма соответствует этому стилю. Появился термин: шрифт "великий Гэтсби".

Фильм необыкновенно зрелищный, но режиссура и актёрская игра лично мне больше нравится в фильме выпуска 1974-го года, возможно, потому что Леонардо ди Каприо не относится к тем актерам, которым я симпатизирую.



Постер к фильму "Великий Гэтсби" (2013)




    

Постеры к фильму "Великий Гэтсби"
Элизабет Дебики в роли Джордан Бейкер, как теперь говорят, - образец иконы стиля того времени.



image You can watch this video on www.livejournal.com



Великий Гэтсби (1974)
Режиссёр - Джек Клэйтон

Джей Гэтсби - Роберт Редфорд



Жорж Барбье (1882-1932) - Прощание



Шкатулка-статуэтка "Белая звезда" в стиле арт-деко
Франция - дизайнерский дом RABJ (1928)





Жорж Барбье (1882-1932) - Джаз бэнд



image Click to view



Benny Goodman Quartet - Moonglow
Квартет Бенни Гудмена - Лунный свет

Бенни Гудмен (Бенджамин Дэвид Гудмен - Benjamin David Goodman), родился в 1909-ом году в Чикаго, - американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище "Король свинга".
Умер в 1986-ом году в Нью-Йорке.

Широкое распространение джаз получил благодаря началу проведения масштабных радиопередач в 1922-ом году. Проводились трансляции выступлений любительских групп и биг-бэндов из таких городов как Нью-Йорк и Чикаго.

Биг-бэнд (big band) - большой джаз-оркестр. Первые биг-бэнды появились в 1920-х годах в США и были ведущими музыкальными составами в эпоху свинга 1930-х годов.

Биг-бэнды часто обозначаются по имени их руководителя. Из наиболее известных в США - это оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Арти Шоу, Гленна Миллера, Куинси Джонса, Флетчера Хендерсона, Пола Уайтмена.

Со временем наименование "биг-бэнд" стало использоваться для обозначения больших танцевальных оркестров, вне зависимости от музыкального стиля.

image Click to view



"Sing, sing, sing" by Benny Goodman
"Пой, пой, пой" Бенни Гудмена



image Click to view



Louis Armstrong - When The Saints Go Marching In
Луи Армстронг - Когда святые маршируют

В 1920-1933 годах продажа алкогольных напитков в США была официально под запретом, а в некоторых штатах антиалкогольное законодательство было введено ещё раньше. Первым штатом, введшим "сухой закон" в действие, был Канзас - в 1881 году. Рестораны и бары, где в нарушение закона подавали алкоголь, назывались "спикизи" (speak easy - говорить негромко) в связи с тем, что в них требовалось делать заказы таким тихим голосом, чтобы находящиеся в зале агенты полиции не могли его расслышать.
Непременным атрибутом таких заведений были джазовые оркестры, которые были призваны не только развлекать публику, но и заглушать голоса клиентов.

"Спикизи" в то время представляли одну из немногих возможностей обойти сухой закон. Впрочем, зачастую для торговли подпольным алкоголем использовались не только бары или рюмочные, но и любые другие заведения торговли и сферы услуг, вплоть до похоронных контор.
В 1920-е годы в Чикаго было выявлено около 10 000 заведений по торговле алкоголем, 15 000 - в Детройте, количество подобных мест в Нью-Йорке оценивается числом 30 000 - 100 000.

В 1920-х - начале 1930-х годов подавляющее большинство "спикизи" контролировались различными гангстерскими группами и мафией, извлекавшими из торговли алкогольными напитками гигантские прибыли. На подобных доходах в годы "сухого закона" поднялись такие известные гангстеры, как Аль Капоне, Голландец Шульц, Джордж Моран. В связи с необычайно высокой доходностью торговли спиртным и отсутствием государственного контроля за продукцией клиентам продавался некачественный алкоголь с высоким содержанием сивушных масел, а качественные алкогольные напитки, ввозимые в качестве контрабанды из-за границы, умышленно разбавлялись.

Во избежание неприятностей с полицией обычно разрешалось заходить в "спикизи" только постоянным клиентам или членам клуба, которые могли приводить с собой друзей. Кроме того, хозяева заведения часто имели в полиции оплачиваемых осведомителей, помогавших избежать полицейских облав и неожиданных проверок. Криминальные и комические ситуации, возникавшие вокруг и в "спикизи", многократно обыграны как в американской детективной литературе, так и в кино. Самый известный нам фильм на эту тему "В джазе только девушки" начинается сценой облавы в подобном заведении.



image You can watch this video on www.livejournal.com



В джазе только девушки (1957) - художественный фильм производства США

В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кёртис, Джек Леммон



image Click to view



Фрагмент из кинофильма "В джазе только девушки" (эпизод в поезде)



"Спикизи" постоянно меняли места дислокации и просто закрывались, а вот один из самых знаменитых в прошлом "спикизи", несмотря на многократное изменение местоположения и названия, жив до сих пор. Это 21 Club, он расположен в Нью-Йорке на Манхэттене, 52-я улица.



21 Club in New York City
Клуб "21" в Нью-Йорке



image Click to view



Speakeasy - Ennio Morricone
Спикизи (из музыки к фильму "Однажды в Америке (1984)) - Эннио Морриконе

Отличительная особенность оформления "21" - наличие так называемых "лужаечных жокеев" (lawn jockey): крупных фигурок в жокейской форме. Знаете, по назначению это нечто вроде таких маленьких уродцев - гномиков, которых расставляют у себя в палисадниках и на лужайках рядом с домом. В моём малоэтажном районе каждый уважающий себя домовладелец почитает за честь поставить у себя в огороде перед домом хотя бы одного такого уродца. Если бы они ещё знали, что существуют и огородные жокеи...)))

33 жокея стоят в ряд на балконе над входом, ещё 2 находятся внутри. Первого жокея в 1942-ом году подарил ресторану один из посетителей, владелец лошадиной фермы, и эта традиция успешно прижилась.





image Click to view



Frank Sinatra - All of Me
Фрэнк Синатра - Всего меня

Во времена "сухого закона", сегодняшний "21" подвергался полицейскому обыску бесчисленное количество раз, но власти ни разу так и не нашли каких-либо спиртных напитков. В ресторане существовала специальная конструкция, состоящая из системы рычагов, при помощи которых наклонялись полки бара, сбрасывая бутылки вниз по желобу в городские канализационные сети. Эта часть повествования заставляет меня взгрустнуть.)))
Открывался же винный погреб через трещину в бетонной стене. В качестве ключа использовался кусок проволоки.

Сегодня 21 Club весьма респектабельное заведение - в "21" обедали все президенты США, начиная с Франклина Рузвельта (за исключением Джорджа Буша-младшего, хотя его жена и дочери бывали в ресторане).

В ресторане хранились или хранятся поныне личные коллекции вин Джеральда Форда, Джона Кеннеди, Ричарда Никсона, Джоан Кроуфорд, Элизабет Тейлор, Эрнеста Хемингуэя, Фрэнка Синатры, Эла Джолсона, Глории Вандербилт, Софи Лорен, Мэй Уэст, Жа Жа Габор, Аристотеля Онассиса, Джина Келли, Глории Свенсон, Джуди Гарленд, Сэмми Дэвиса, Мэрилин Монро и других известных людей.

Каждое Рождество завсегдатаям ресторана дарят шёлковые шарфы ручной работы, каждый со своим индивидуальным номером и изображением одного из жокеев.

24 января 2009-го года было отменено давнее непреложное правило ресторана: мужчины обязаны были быть в галстуках. Тем не менее, все остальные правила дресс-кода, включая обязательное наличие пиджака, недопустимость джинсов и кроссовок, остались без изменений.

Будете в Нью-Йорке - не проходите мимо. Глядишь, на пятый или десятый раз удастся памятный шарфик получить.)))

image Click to view



Frank Sinatra - New York, New York
Фрэнк Синатра - Нью-Йорк - Нью-Йорк



Нет, нет, это творение художественной и дизайнерской мысли - обыкновенный ширпотреб и оно никакого отношения к арт-деко не имеет - это то самое огородное пугало, которое американцы называют лужаечным жокеем.



Какое время, такая и музыка - какая музыка, такие и танцы. Джаз и вальс - вещи несовместимые. В начале XX века в моду вошли совсем другие танцы: сначала шимми, затем чарльстон. И тот, и другой появились в Америке и были позаимствованы у чернокожих американцев, уроженцев Африки.

Шимми (shimmy, от to shimmy - вибрировать, колебаться) - американский бальный танец 1910-20-х годов. Музыкальный размер - 4/4, 2/4. Темп умеренный. Исполняется одиночно и в паре, в импровизационной манере, без продвижения по залу. Характерная фигура танца представляет собой извивающееся движение телом, как будто танцующий пытается сбросить с себя застёгнутую рубашку.

image Click to view



Имре Кальман - Шимми (дуэт Мариэтты и Луи-Филиппа)
из оперетты "Баядера"
Поют и танцуют - Галина Петрова и Федор Чеханков

Фрагмент из телефильма "Карамболина-Карамболетта" (1983)



Чарльстон - американский бальный танец 1920-30-х годов, названный в честь города Чарльстон (штат Южная Каролина). Музыкальный размер - 4/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, резво и раскованно, с небольшими передвижениями по залу. Для танца характерны острые синкопированные шаги и повороты опорной ноги на подушечках ступней в завёрнутую позицию (носком внутрь), в то время как работающая нога откидывается пяткой назад-вбок или совершает шаг в аналогичную позицию.

Чарльстон стал популярным танцевальным сумасшествием в широких интернациональных кругах американского общества 1920-х. Танец чаще всего ассоциируется с флэпперами и "спикизи".

Флэпперы (flappers) - прозвище эмансипированных молодых девушек 1920-х годов, олицетворявших поколение "ревущих двадцатых". В противовес викторианским идеалам, в соответствии с которыми воспитывали их матерей и бабушек, флэпперы вели себя подчёркнуто свободно и демократично: одевались в достаточно вызывающей по тогдашним временам манере, ярко красились, слушали джаз, имели собственные автомобили, не стеснялись курить и употреблять алкогольные напитки и нередко практиковали случайные связи.

image Click to view



Flappers - The Roaring Twenties
Флэпперы - Ревущие двадцатые

В те времена эти девушки танцевали вместе и поодиночке, подчёркивая этим своё презрение к так называемым "сухарям" (людям, которые поддерживали сухой закон). Чарльстон в те времена считался провокативным аморальным танцем.
В американских бальных школах чарльстону не обучали, поэтому во время появления моды на него был очень большой спрос на прислугу из чернокожих, которые умели танцевать чарльстон и могли бы на дому обучить своих хозяев.



The Charleston Dance (1923 - 1928)



В начале 60-х годов мода на чарльстон возвратилась. Танцевали все и везде. Очень популярной была чешская песенка "Бабушка, научи танцевать чарльстон". Я училась тогда в шестом классе и нас на танцевальные школьные вечера ещё не пускали, так мы на переменках отплясывали, кто во что гаразд. Школа, в которой я училась, находилась в старом 3-х этажном польском здании, где раньше размещался какой-то институт. На каждом этаже был огромный овальный вестибюль (не путать с Овальным кабинетом Белого дома) - танцуй сколько хочешь.

image Click to view



Edita Štaubrtová - Babičko, nauč mě charleston (1961)
Эдита Штаубртова - Бабушка, научи танцевать чарльстон



Статуэтка "Леди Чарльстон"
Англия (The Leonardo Collection) - 2000-е годы





Жорж Барбье (1882-1932) - Выход



Жорж Барбье... О жизни этого человека известно очень мало, но за него говорят его работы. Творчество Жоржа Барбье оказало влияние на развитие такого художественного направления в искусстве ХХ столетия, как арт-деко.


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

Жорж Барбье (1882-1932) - рисунки дамских нарядов для модных журналов



image Click to view



Georges Barbier - The Master of Art Deco
Жорж Барбье - Мастер Арт деко




Жорж Барбье (George Barbier), родился в 1882-ом году в Нанте (Франция), - французский художник и иллюстратор.

Жорж Барбье изучал живопись в Высшей национальной школе изобразительного искусства в Париже.
Он постоянно участвовал в выставках и стал известен после выставки в галерее Буте де Монвиль.
С 1912-го года и до своей смерти выставлял свои работы в Салоне художников-декораторов.

Жорж Барбье прославился своими эскизами сценических костюмов для Русского балета Дягилева.
В присущей ему манере он сделал цикл рисунков, посвященных звездам русского балета.

Первая книга с иллюстрациями Жоржа Барбье вышла в 1913-ом году. Это был альбом "Вацлав Нижинский. Рисунки танцев".
В 1914-ом году в содружестве с литератором и искусствоведом Жаном-Луи Водойе (1883-1963) Барбье выпустил альбом, посвященный балерине Тамаре Карсавиной.


    
    

Жорж Барбье - рисунки, посвящённые Русскому балету Дягилева




    

Жорж Барбье - рисунки к балету "Шехерезада" в постановке "Русского балета" Дягилева на музыку Римского-Корсакова



image Click to view



Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - фрагмент из симфонической поэмы "Шехерезада"
Танцуют - Надежда Грачева и Николай Цискаридзе

Барбье делал эскизы костюмов для кино и для крупных французских журналов мод, в которых не только публиковал свои художественные работы, но и критические заметки, был автором моделей для изготовления ювелирных украшений.
Жорж Барбье иллюстрировал всевозможные каталоги и многие литературные произведения, в том числе сочинения Шарля Бодлера, Поля Верлена, Теофиля Готье. Интересны его иллюстрации к роману генерала, изобретателя и писателя Пьера Шодерло де Лакло "Опасные связи" - эта книга стала для Жоржа Барбье последней.

Умер художник в 1932-ом году в Париже.


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

Жорж Барбье (1882-1932) - иллюстрации к роману Пьера Шодерло де Лакло (1741-1803) "Опасные связи" (Les Liaisons dangereuses)



Шкатулка-статуэтка "Коломбина" в стиле арт-деко
Франция - дизайнерский дом RABJ (1920)




                
                
                
                
                
                
                
                
                
                
                

Фердинанд Прейсс (1882-1943) - статуэтки в стиле арт-деко




Иоганн Филипп Фердинанд Прейсс, родился в 1882-ом году в городке Эрбах (Германия), - немецкий скульптор, один из главных представителей стиля арт-деко.

В детстве Фердинанд мечтал стать инженером, но он рано осиротел и ему пришлось с пятнадцати лет работать. Работал он подмастерьем у резчика по слоновой кости.

В 1901-ом году он уехал из родного города, побывал в Риме и в Париже. В Баден-Бадене познакомился со своим будущим партнёром Артуром Касслером, с которым они совместно основали компанию по производству произведений искусства. Сначала их компания специализировалась на изготовлении скульптурок детей из слоновой кости в традиционной манере. В качестве материала часто использовали бильярдные шары.

С 1910-го года компания переориентировалась на ограниченный выпуск кабинетных скульптур в стиле арт-деко. Для более точной обработки золота и слоновой кости Прейсс первым стал использовать бормашину.

В 1914-ом году был налажен экспорт произведений компании в Англию и в США. В Англии компаньоны даже создали небольшое предприятие для сборки скульптур из деталей, изготовленных в Германии. Этим убивались два зайца: немецкое предприятие могло выпускать больше продукции, освободившись от нескольких операций техпроцесса, а наличие английского предприятия освобождало от английского налога на импорт.

Фердинанд Прейсс умер от опухоли мозга в 1943-ем году. С его смертью перестала существовать и компания. Старая мастерская в Риттерштрассе в Берлине, где оставался запас готовых образцов, была уничтожена пожаром в результате взрыва бомбы, незадолго до окончания Второй мировой войны.

Скульптуры Фердинанда Прейсса изготовлены из бронзы холодной окраски, слоновой кости, отделаны при необходимости золотом. В качестве пьедесталов для скульптур использовался оникс и мрамор. Среди изделий компании встречаются светильники и каминные часы со скульптурой.
Изделия авторства Фердинанда Прейсса очень высоко ценятся современными коллекционерами.



Фердинанд Прейсс - Каминные часы со скульптурой

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА



Жорж Барбье (1882-1932) - Марионетки



image Click to view



Имре Кальман - Чарльстон из оперетты "Герцогиня из Чикаго"
Танцуют артисты венгерского музыкального театра
Фестиваль "Весна" - Будапешт

чарльстон, Жорж Барье, джаз, танцевальная музыка, кино, Фердинанд Прейсс, дизайн, арт деко, художники

Previous post Next post
Up