А знаете, почему мой рассказ будет интереснее, чем все статьи до этого написанные во всём интернете про поездки во Ржев на майские праздники 2021 года? Потому что все их фотографии сделаны в пасмурную погоду, и только мы выждали время и поехали в солнечный день...
После поездки в Яхрому
https://kasymus.livejournal.com/21926.html в самом начале года, когда удалось собрать почти всех участников, кроме Миши, далее что-то пошло не так. Планов было и есть громадьё
https://kasymus.livejournal.com/22266.html , всё готово и посчитано, но каждый раз в борьбу с поездками вмешивались потусторонние обстоятельства. То один не может, то другой, то я сам выпадал.
Меня вообще как сглазили. Подготовил всё и выехал в Туму, но вмешался адский снегопад, шедший несколько дней накануне, и случилась в итоге некая недоТума
https://kasymus.livejournal.com/22774.html , в апреле я собирался к друзьям в гости в Анапу с поездкой потом в КрымНаш через Мост, но тоже сорвалось по независящим от меня причинам. Пятого мая мы должны были полным составом в пять человек обкатать теплоход Северный Речной Вокзал - Захарково - Химки, но аккурат на Пасху в ночь с первого на второе мая меня нагнала старая болячка, что много лет не беспокоила, и вот слёг я пластом почти на десять дней, а без меня, без связующего звена, так никто никуда и не поехал.
Надо сказать, что поездка ко Ржевскому мемориалу была очевидна с тех пор, как стало известно, что туда поедет прямая Ласточка от Рижского вокзала. Начать свои регулярные рейсы два раза в день она должна была шестого мая, и в итоге начала. В принципе, туда можно было бы попасть и с пересадкой по Шаховской, съездить на обычных местных электричках, но когда назначается прямой поезд там, где его раньше никогда не было - для трансфана это вполне себе повод немедленно сорваться в путь. Ехать туда на майские, а тем более в даты вокруг Дня Победы, я посчитал неразумным, решив, что скатаюсь туда как-нибудь потом, попозже, когда Ласточка эта будет возить воздух.
Но ехать почти пять часов туда, а потом столько же обратно тем же самым путём, показалось мне абсолютной глупостью, ведь все свои поездки я пытаюсь так или иначе закольцевать, чтоб не было повторений. Я взглянул на схему проезженных и непроезженных участков, что выше в ссылке уже приводил, и начал вертеть в уме, как можно было бы так придумать, чтобы приехать или уехать каким-то другим путём. И тут нежданно негаданно случилось чудо…
Ни с того ни с сего РЖД решило в период с восьмого по десятое мая запустить ко Ржевскому мемориалу ещё одну Ласточку. Казалось бы, всё уже проверено, обкатано, запущено от Рижского вокзала по прямой, 240 километров, дополнительная так дополнительная, вперёд и с песней. Если бы не одно «но». Поезд Ласточка номер 804 запускался от Ленинградского вокзала. И не по прямой, а зверским крюком через Тверь и Торжок. В километрах не знаю, сколько «лишних» этот поезд должен был проехать, но судя по карте, навскидку не менее ста. Причём, время в пути прямой Ласточки от Рижского вокзала оказывалось 4 часа 30 минут, а «кривой» от Ленинградского «всего» 5. Понятно, что на Рижском ходу МЦД, а на Октябрьском Ласточка летит по скоростным путям, но потом-то, после Нахабино на Рижском пустота, никого нет, лети не хочу, тогда как 804-й поезд идёт по очень сильно нескоростной линии Торжок - Ржев…
Вопросов без ответа как было, так и останется множество, эти тайны, свои сакральные смыслы РЖД будет хранить вечно недоступными, то есть мы никогда не узнаем, зачем был пущен данный поезд, зато теперь становилось ясно, как надо ехать, чтоб не повторяться. Отправление Рижской Ласточки в 6:40, а Ленинградской в 7:55 само предопределило порядок действий. Ласточка 804 с Ленинградского - пеший поход к мемориалу - возврат на вокзал «Ржевский Мемориал» - Ласточка 7024 до Рижского. И тогда получалось прибить сразу трёх жирных трансфанских зайцев, а именно:
Заяц номер один - закрытие непроезженного участка Шаховская - Ржев.
Заяц номер два - обкатка новой Ласточки Рижский Вокзал - Ржевский Мемориал.
Заяц номер три, самый жирный - проехать Ласточкой 804, которая назначена на три дня в году, и возможно, больше не будет назначена НИКОГДА!
Казалось бы, ну что за интерес ехать опять через Торжок, ведь совсем недавно всё было по ту сторону Тьмы
https://kasymus.livejournal.com/13159.html , да и Шаховской кусок
https://kasymus.livejournal.com/14215.html тоже как-то вроде бы уже… Но, как говорилось абзацем выше, были уникальные во всём этом темы, которые могут больше никогда не повториться.
В общем, это был вызов. Я, только узнав про запуск на три дня 804-го поезда, мгновенно определился, ехать мне или нет, поэтому ещё в апреле купил на него билет, а вот с поездом 7024 с наскока не получилось. Сайт ЦППК - единственный ресурс, где можно было купить билеты - упорно предлагал только первый вагон, а я в концевых вагонах Ласточек ездить не люблю, ибо там сортир, он воняет, вот, например, когда мы из Вязьмы ехали, он миазмил ТАК, что добивало аж до нашего второго вагона, а в первом так просто глаза резало, и поэтому 2, 4, 7 или 9 - это вагоны моей мечты. К отуалеченным близко, но вони и ходьбы меньше. В конце концов я не выдержал и подорвал твиттер ЦППК, мол, какого рожна я не могу обилетиться во второй вагон?
Ответ пришёл мгновенно. Оказалось, что в пятивагонной Ласточке билеты с указанием мест продаются только в первый вагон, места 1-го класса, отдельный отсек и кресла повышенной комфортности, и 2-й класс, обычный. Подробная информация об этом в СМИ появилась много позже, перевозчик как-то о ней по перваку забыл сообщить. И, надо заметить в качестве спойлера, что даже в день поездки знали об этом единицы, что говорит о полной импотенции ЦППК по части правильного и своевременного информирования своих же пассажиров.
Как бы то ни было, на момент покупки билетов я уже знал, что поеду не один. С лета катался в одно лицо, потому что, ну, все капец как заняты, ни одного выходного ни у кого… Я случайно Костяну закинул про мемориал, а он и говорит «а я свободен 10-го». И мгновенно был приобретён ему билет рядом со мной в 804-й и два билета нам (номер 1 и 2) в 7024-й. Всё стало прекрасно и здорово.
Я писал в осенних и зимних рассказах, как тяжёло кататься на дальняк в одно лицо. Место не оставишь, все вещи всегда надо носить на себе, времени в обрез, потому что нельзя разделиться, поговорить не с кем, очень быстро настигает усталость, апатия и пох..зм ко всему. И тут вдруг такая неожиданная удача.
Расплата за радость наступила незамедлительно. С утра второго мая едва проснувшись я сразу всё понял - открылись старые раны… И началась долгая и мучительная борьба с болезнью. Неделю я пытался себя вынуть из пропасти боли как мог, трое суток вообще не ел и не двигался, но всё было тщетно, болезнь не отступала. Восьмого числа вечером даже написал Косте, что завтра сразу после парада по телеку спишемся и будем, скорее всего, сдавать билеты, а потом я на операцию в больничку. Но девятого утром я проснулся в абсолютно полном порядке. И стало ясно, что едем мы теперь совершенно точно.
И настал день поездки 10 мая. В 4:45 будило сразу обнадёжило. Я проснулся и увидел узкую полоску солнца на потолке. Неделю шли дожди, был лютый холод, а вот именно сегодня должны были наступить ясность, солнце и тепло. Так оно и вышло, и это я смог оценить сразу же, как только и сам вышел на улицу. Первый раз весна стала похожа на весну.
Радости не было конца, когда всех людей с остановки, пока я шёл к ней по надземнику, слизали в 6:05 утра 459, 909, 685 и т78. Сразу же за всей этой колодой шёл 763, в котором я ехал до метро «Селигерская» максимально впятером.
Метро радовало не меньше. Уже в 6:30 я сел в хвостовой свежеотКаВээРенный номерной 2513, который просто ослепил девственной чистотой и немыслимо ярким светом.
Как бы медленно не ходил я, как бы медленно не тащились поезда по северу ЛДЛ, но на площади Трёх Вокзалов я был уже в 7:05.
Отписался Костян, сказав, что уже на Добрынинской. Я сказал, что на площади ждать не буду, пойду ближе к посадке, и погрузился внутрь здания. В утробе Ленинградского было малолюдно, как-то привык я более истеричным и наполненным его видеть…
Я занял позицию под табло, но даже не успел попить чаю, как напротив номера нашего поезда высветилась цифра 1, стало быть мой путь лежал на «путь номер 1».
Больше всего выбесил как всегда второй досмотр. Ленинградский вокзал по-моему единственный с таким мудизмом, когда на вход в здание рамки номер раз, а на выходе из здания к поездам рамки номер два. Меня это выбесило до невозможности, но менее чем другое решение местных мать его логистов. Выход на путь 1 происходил после досмотра через одностворчатую узкую дверь куда-то вбок, которую я поначалу даже и не заметил. И никакой навигации… Самая сраная тема всего московского узла. Раньше хоть через KFC ходили - и пройти, и пожрать…
А потом сразу появился Костя. Регулярные читатели моих рассказиков знают, как Костя приезжает за секунду до, а тут явился чуть ли не за полчаса. И был встречен известной цитатой из классика «Миссир, я в восхищении!» И это было искренне. И теперь была куча времени постоять, покурить, пообщаться, но практически сразу же подали нашу Ласту.
Наш вагон был рядом, места наши никуда не денутся, так что мы остались на воздухе греться на солнышке, определив данную локацию как междуласточье…
Внутри поезда было пустынно даже после отправления.
В нашем четвёртом вагоне ехало навскидку человек 30, из них пятеро дико орущих и бегающих дошкольников, что несколько омрачило начало нашей поездки, хотя уже в Химках их бабушки заткнули им рты бутербродами с бужениной, а руки заняли мобилами, после чего настала тишина, но только до Твери, где танцы с бубнами возобновились.
Промежуточной посадки и высадки в Клину я не заметил.
Как только в Клину закрылись двери, спросил у проводницы, какие изменения по пассажиропотоку вообще планируются в пути. Несколько человек со всего поезда должны были выйти в Твери, несколько человек там же загрузиться, огромная высадка в Торжке, почти все, кто едет, выйдут, относительно выходящих небольшая посадка там же, выход в Старице три человека, посадка ноль, все оставшиеся до Ржевского Мемориала, до Мончалово никого.
Тверь подтвердила её слова.
Как и ожидалось всю дорогу ехали быстро, но сначало явно за кем-то тошнили. До Клина не более 110 км/ч, после него стабильно 138 км/ч до Твери, до Лихославля то так, то сяк между этими двумя значениями, а вот от Лихославля до Ржева не более 97 км/ч, но зато стабильно 97, без перепадов.
Торжок встретил как бы неприветливо. По прибытию поезд наш замер на месте, но двери так и не открылись. Народ задёргался и начал бузить, ломиться в двери, многие орать, и лишь мы с Костей были абсолютно спокойны. Потому что умеем думать головой и смотреть в окно. Поставили нас на средний путь, а на крайнем у вокзала стояла под парами забитая в мясо Ласточка Торжок - Тверь. Двери не открывались именно из-за неё и вот почему.
Нельзя высадить людей на такой узенький тротуарчик. Народ друг друга поспихивает под колёса уходящей тверской Ласточки. Поэтому как только через минуту она ушла, так сразу же и открылись наши двери. А всё это только потому, что чем дальше от Москвы, тем одноколейнее участки, так что мы приехали, колею освободили, она уехала, а одновременно никак невозможно…
Я сразу втопил по тапкам снимать, как будут сейчас прицеплять «тапок». Это прозвище тепловоз ТЭП-70. Ибо в Торжке заканчивается электрификация. До Ржева, да и вообще вокруг Ржева в любую сторону электричества тоже нет, так что только тепловозная тяга.
А вот и видео
https://cloud.mail.ru/public/t41c/VkwPf4zVt Интересно, а что за диковинный прибор лежит в ногах у сцепщика?
Прицепились быстро, оставалось минут десять до отправления.
Я сбегал на площадь перед вокзалом. Там всё было по-старому, с той лишь разницей, что в центральном кругу не было пирамид Хеопса над урнами, как в прошлый раз
https://kasymus.livejournal.com/13159.html . Зато обнаружилась палатка, которую я в прошлый раз не заметил. А может, её там и не было вовсе. «Сувениры» гласила её вывеска. Приобретя там магнитик на холодильник в виде лаптя с логотипом «Торжок», я направился обратно в вагон, где всё это время охранял наши вещи залипший ещё в Ховрино в телефон некурящий Костя.
Час до Старицы мы провели в обсуждении подковёрных игр отечественного футбола...
…а от Старицы до Ржева-Белорусского общественно-политическим проблемам современного мира...
И практически сразу после этого настала конечная точка нашего пути - платформа Ржевский Мемориал.
Тормозить мы не стали в смысле того, что фоторгафирование вокзала было отложено на потом, а сразу выдвинулись пешком в сторону мемориала на первой космической скорости. Почему пешком два с половиной километра? Дело в том, что расписание местного автобуса 455 подкручено под Ласточку от Рижского вокзала, а она прибыла часом ранее, а главное, что не было ни одного таксиста, что в провинции я ранее не наблюдал, так как местные автомобильные коршуны всегда знают, когда слетаться к станции незадолго до прибытия московского поезда. Может, просто они реально не знали, что на три дня запущен 804-й?
Солнце жарило, ветра не было, мимо неслись машины… И уже через километр мы с Костей обогнали всех и двигались к конечной точке лидерами пелетона.
Кстати, на фото выше слева видны палатки. Это площадка, на которой были расквартированы бойцы почётного караула, что накануне принимали участие во всех торжественных мероприятиях.
С той же точки фотографирования открывался вид уже и на сам памятник советскому воину. Понятно, что он не может быть лицом сразу ко всем, но вот когда ты едешь по трассе М9, то он к тебе лицом, когда ты на парковке комплекса, то он в профиль, а когда идёшь от станции железной дороги, то он стоит спиной. Но общего величественного впечатления это не испортило.
При входе на территорию встречала неработающая полевая кухня, хотя вывески и указующие на неё стрелки наличетвовали..
В малюсенькое здание музея, куда вход сотня деревянных, стояла очередь, и мы решили пока туда не ходить. А потом решили и вообще туда не ходить. И дело вот в чём. В инете полно фоток, что находится внутри этого музея. Огромные неинтерактивные мониторы и прозрачный пол, под которым на песке лежат каски, гильзы, осколки и прочее. Всё. По задумке авторов это должно символизировать «ржевскую землю», а по факту у многих посетителей вызвало ощущение «прогулки по костям» (это цитата). Стоять чёрте сколько в очереди нам с Костей, людям, что не заражены победобесием, только ради набора картинок на экране, было не с руки. Я о войне могу рассказать больше, чем этот музей, благодаря многочасовым и многолетним рассказам деда, когда он ещё был жив.
Ну, а дальше мы переходим к центру всего мемориального комплекса. Сначала воин встречает нас в профиль.
Потом идёт небольшое пространство с оригинальными лавочками и белыми камнями. По мне так всё это отлично контрастирует с остальными тёмными оттенками мемориала, на хорошем контрапункте. Место скорби не обязательно делать убийственно тяжёлым, ведь победа осталась за нами, и есть место белому цвету. Хотя, возможно, это просто символ снега, ведь все основные события подо Ржевом происходили зимой. Но я задумки автора не знаю, а своё видение обозначил.
Интересно, а у воина есть реальный прототип, с которого скульптор работал, или образ собирательный?
И вот самая ближняя фотография монумента, ближе было уже не подойти.
Многие ругают памятник за то, что у солдата нет ног, визжат, брызжя слюной в интернетах «уберите журавлей! приделайте ноги!». Я катерогически из другого лагеря. Если убрать все привходящие мотивы обсуждения, а оставить только художественное решение, то мне очень нравится задумка автора. Я уже говорил, что не инфицирован победобесием, а смотрю только как художник. И это гениальное решение, скульптор однозначно большая умница. Всё остальное спорно, но спорить ни с кем и ни о чём я не стану. Война для каждого имеет свой вид...
И ещё мне очень понравилось решение с угловатыми панелями, на которых выбиты имена погибших. Их десятки тысяч. Не панелей и не погибших - тех было около миллиона в итоге - а выбитых на панелях, сделанных под ржавый простреленный снарядами и пулями металл, угловатых, как танки, имён. Тоже гениальное решение.
В общем, выходил я с территории молча под очень большим впечатлением. Умный человек должен выходить с пониманием, что такое война на самом деле, а не как подростковые бабы, оря и хохоча, обсуждая неудачное селфи на фоне венка «Вечная память»… Это не люди… Я не знаю, каким словом называть эти овощные очистки…
…
Но надо было возвращаться в реальность. В связи с болезнью, таскать суточный запас еды и воды на себе, как верблюд, я не мог, а Костя просто ничего не взял из дома по причине вечной тотальной нищеты. И поэтому далее по плану была поездка на такси в город, в магазин на дозакупки провиантом на обед, и возврат на вокзал. Всё-таки, мы трансфаны, и две Ласточки и вокзал с самого начала были главными целями нашей поездки. Разумеется, в поисках такси мы отправились на битком забитую парковку, по пути приобретя на развале магнитик в память о посещении Ржевского Мемориала.
Такси видно не было. Никаких. Костя полез искать Яндекс.Го или Сити.Мобил, а я полез с разговорами к местному микроавтобусоводителю, мол, тут кто отвезёт вообще хоть куда? И пока я задавал вопрос, у меня за спиной внезапно нарисовался местный «кубик» 455 маршрута. Как и в истории с П11
https://kasymus.livejournal.com/18613.html , я крикнул «Костян, за мной!», и поскольку Костя был не ФанатОТ, то сразу бросил тупить в телефон, раванул через всю парковку за мной, и мы успели вскочить в почти закрывающиеся двери.
Двери эти оказались средними, закрылись, а потом обратно открылись, передние вообще никто не закрывал и закрывать не собирался, так что автобус стоял на месте ещё минут пять. Но умение быстро соображать всё равно никто не отменял. Беглый опрос водителя показал, что он ещё раз привезёт от Мемориала к станции, но прям к отходу Рижской Ласточки, показал расписание, и нам с Костей стало ясно, что такси всё равно не избежать. А чтоб не болтаться по Ржеву как пубертаты парой, решено было разделиться. Костя едет вглубь Ржева в магаз, закупается и возвращается на таксо, а я в это же самое время спокойно и без беготни фиксирую на мобилу все окрестности платформы Ржевский Мемориал.
часть 2
https://kasymus.livejournal.com/23473.html