ЯХРОМСКИЙ ИКАР

Jan 16, 2021 17:38

Признаться честно, я до самого конца не верил, что народ соберётся в полном составе. Всю вторую половину 2020 года я катался в одно лицо, потому что в принципе никто не мог присоединиться пусть и по разным причинам. Но вот случилось новогоднее чудо, и поехали мы аж вчетвером. Могли и впятером, но у Мишки, который тоже собирался в поездку вместе с нами, появились действительно неотложные дела.



Сначала по старой доброй традиции как всегда необходимый исторический экскурс.
Электропоезда ЭР2, они же «кругломордые», они же «глобусы» производились в СССР с конца 60-х годов, если я ничего не путаю. И в том или ином виде дожили до наших дней. Последние поезда данной модели дорабатывали, если опять-таки я ничего не путаю, в Питере. Но это не так принципиально, важно понимать, что это уже ушедшая эпоха, советское воспоминание.
И разумеется светлые умы в РЖД не могли пропустить мимо своего внимания тот факт, что раз уж мы паровозы по всей стране запускаем в качестве туристических поездов, то почему бы не зашарашить ещё один развлекательный маршрут в виде электрички ЭР2? Поговаривают, что сам Пегов - бывший начальник Московского Метрополитена, бывший директор по пассажирским перевозкам РЖД, а ныне замгендира РЖД - приложил к этому руку, но это не точно. Как бы то ни было, решение было принято.
Под это дело была взята электричка под номером 980. Её отреставрировали и внутри и снаружи, покрасили в классические зелёные цвета, осовременили сортирами и прочими новомодными свистелками и перделками, написали на лбу «Сочи» и… всё. Подозреваю, что планировался туристический маршрут в Абхазию, но там поехал в итоге поезд а-ля ПДС с общими вагонами в стиле СССР. 980-ую надо было куда-то пристраивать.
И вот тогда всплыл вариант с маршрутом Москва - Яхрома. Осенью 2020 года его обкатал лично Пегов за штурвалом электропоезда. В начале зимы наступила окончательная ясность. Стало понятно, почему именно Яхрома. Основная задумка стала такова: электричку стилизуем под «поезд здоровья» времён СССР, которые назначали по выходным дням зимой, чтобы они возили лыжников на природу. А Яхрома и окрестености как раз известны в первую очередь своими горнолыжными курортами. Вот тут паззл начал складываться. Старая эрка есть, стилизация под «поезд здоровья» есть, вокзал и платформу в Яхроме построили, а как доставлять народ собственно на курорты?
И было принято решение сделать маршрут мультимодальным, то есть прицепить к поездке на раритетной электричке трансфер до курортов. Вместе с этим пришло понимание, что это не могут быть суперсовременные туристические автобусы, ведь в таком случае ломается ретроконцепция. Выход был найден очень изящный. Из разных городов страны были выписаны несколько старых добрых венгерских Икарусов, в том числе один сочленённый, в простонародии гармошка.
Всё, вот теперь всё сошлось. Поехать вся эта музыка должна была тринадцатого декабря. Если бы не одно но. За несколько дней до запуска по таинственным причинам в депо в Питере сгорают два вагона, в том числе один головной. Но поскольку маховик уже был запущен, надо было принимать экстренные меры. В срочном порядке с базы запаса в Новомосковске были доставлены новые вагоны от поезда номер 1018, покрашены, отреставрированы и подогнаны под общий стиль… Оперативность решения данного вопроса, если честно, просто потрясла, но есть предположение, что тут не обошлось без прямого вмешательства всё того же Пегова.
Как бы то ни было, уже двадцать девятого декабря поезд повёз первых пассажиров по новому туристическому маршруту. По всем дням недели, кроме понедельника, отправлением в будни в 8:36 и 15:46, по выходным и праздникам в 8:16 и 15:46 из Москвы, в 14:06 и 21:28 обратно. Билет оценили в 300 рублей по будням и 500 рублей по выходным, в стоимось включили проезд на ретро-электричке, трансфер на ретро-атобусе до одного из горнолыжных курортов и чай в поезде с фирменным сахаром неограниченно.


Остановок на всём пути было предложено две: Турист и конечная Яхрома. Почему Турист? Вот тут мы возвращаемся к Икарусам. После поезда предлагается ехать до одного из четырёх лыжных парков: «Яхрома», «Волен», «Сорочаны» и центра Тягачёва, к которому самая ближняя станция как раз платформа Турист. Таким образом нарисовались маршруты автобусов Т1 станция Яхрома - Сорочаны


Т2 станция Яхрома - Волен - парк Яхрома


и Т3 платформа Турист - центр Тягачёва


Проезд на автобусах, разумеется, входит в стоимость билетов.
Перед самым запуском выяснилось, что на пути в Москву ввели ещё одну остановку, Окружную, чтобы желающие могли пересесть на МЦК, что впоследствии нам очень даже пригодилось. В общем, картина поездки стала абсолютно очевидна, поскольку ни один нормальный трансфан не может отказать себе в удовольствии прокатиться на старом ламповом Икарусе. Сложности начались дальше…
Как собрать всех в одном месте в одно время? У одного график 5/2, у другого 2/2, у третьего сессия. Выбор осложнялся ещё и тем, что ценник в 500 рублей нам показался, мягко говоря, завышенным, поэтому отпали выходные и праздничные дни. И вот каким-то чудом удалось найти один день, который подошёл всем. Правда должны были быть жертвы. Косте надо было взять отгул на работе, а Миша, как большой нелюбитель электричек, собирался приехать в Яхрому на своей машине только из-за любви всей его жизни, ради которой он и стал водителем автобуса - Икаруса-280. Но Миша в итоге поехать не смог. Ничего, до 8-го марта, когда планируется прекратить работу и ретро-автобусов, и ретро-поезда, времени ещё много…
Далее надо было определиться со временем. Вставать ни свет ни заря, чтоб в сумерках фоткать поезд на вокзале не было никакого смысла. Ехать в 15:46 тоже, ввиду прибытия в Яхрому тоже в неудачное по свету время, оставалось пойти диметрально противоположным путём, а именно приехать туда на обычной электричке, доехать на такси до Сорочан, там в 13:20 сесть в Икарус, а с него пересесть в ретро-поезд. Самое главное, что можно спокойно выспаться, а вся поездка получается при дневном свете, что благотворно для фотографирования. Таким образом стало очевидно, что едем мы в пятницу 15.01.2021 электричкой 11:06 от Савёловского вокзала, а далее разберёмся. Билеты на ретро-поезд были заранее куплены Артёмом через приложение РЖД сразу на всех, оставалось только стартануть.
Я, как житель Северного, сразу понял, что мне нет никакого смысла тащиться на общую стрелку, когда у меня в окно видно платформу Новодачная. Я всех уведомил, что подсяду в 11:34, местечко мне сохраните. Уже утром выяснилось, что и общей стрелки никакой не будет. Костя высвободился раньше времени, так что решил сэкономить бабла, а именно по безлимитной Тройке с зоной пригород доехать до Лобни, там купить билет Лобня - Яхрома и подождать на месте, пока мы его догоним. Я, как уже говорил, должен был подсесть на Новодачной, Лев поехал из дома по МЦК, поэтому подсаживался на Окружной, и выходило, что Тёма в-одиночку должен был занять целое купе в четвёртом-пятом вагоне и оборонять его до полного сбора всех участников.
Когда я у дома сел в автобус, выяснилось, что на карте у меня нет денег. На Стрелке они были, на Тройке - ноль. Как это не прискорбно, но до Новодачной мне пришлось зайценуть два раза, а все знают, как я это не люблю. Ну, ничего, на Новодачной в кассе пополню по полной. Каково же было моё удивление, когда в новейшем конкорсе я обнаружил наглухо заколоченные окошки касс и неработающий терминал. На мой вопрос контролёрше «и как мне ехать?» был дан ответ: в кассе обед с 11:10 до 12:10, через турникеты пропущу, в электричке контролёры знают расписание работы касс, обилетят по себестоимости. Ну, хорошо, и меня пропустили. Новодачная покорилась.


Уже за дурникетами вдруг обнаружился рабочий терминал.


Я решил не рисковать и взять билет. А то придёт контроль, я им «на Новодачной всё закрыто», а они морду кирпичём, знать ничего не знаем, плати по полной со штрафом или как там теперь принято, не знаю, плачУ всегда. Когда после Лобни контроль таки появился, у Льва не заканала карта студента, тогда мы быстро пришли ему на выручку сказав, что на Новодачной было всё закрыто и парень наш просто не успел купить в автомате. Контролёрша достала листок, на котором реально были написаны все перерывы в работе касс по всем станциям, и выписала Лёве полный билет Новодачная - Яхрома за 104 рубля.
Тем временем, я спустился с конкорса вниз, покурил и уже минут через пять прибыла наша электричка до Вербилок.


В нашем чате уже было написано Тёмой, что лично им героически занято целое купе в пятом вагоне, где в 11:35 я и обнаружил его и Лёву, а в Лобне к нам, как и планировалось, подсел Костян. Удивило, что элька шла полная по сидячке. Почти утром… В область… Битком… Два года у Савёлы живу, катаюсь постоянно, но ни разу раньше такого не видал. Да и весь вагон недоумевал. Особенно группа мужичков человек из пяти, что зашли на Депо, которые прочесали мимо нас со словами «чё за х…я, откуда столько народа». Видать, реально какая-то аномалия случилась. На форуме писали потом, что сдохла «Иволга» в сторону Москвы, может, перед нами что-то отменилось в связи с этим, не знаю. Я, кстати, возвращаясь домой, видел какую-то «Иволгу» в Бескудниково на товарных путях, может, она? Дохлую оттащили, не знаю…
И вот уже Яхрома.


И вот мы уже возле свежепостроенного для ретро-поезда вокзала.


И красавица ЭРка.


Конечно же, мы пошли её разглядывать.


А вот и наш красавец Икарус-280.


С гармошечкой…


Но все эти прелести на тот момент были не главными. Ещё когда ехали в электричке, я высказал следующее предположение: ребята, есть тема, что водители, после того как развезут народ с утренней электрички, возвращаются обратно к вокзалу, там тепло, там лавки, вряд ли им комнаты отдыха на курортах отвели. То есть имеется небольшая вероятность, что мы найдём на ОРП автобус, тогда нам надо будет договориться с водителем, чтоб он нас взял в нулевой рейс до курорта, а оттуда мы уже официально с билетами. И на таксо скидываться не придётся…
То есть когда мы увидели автобус, мы возликовали. Оставалось найти водителя и вступить с ним в переговоры. Но его нигде не было. Я пошёл проверять версию с его отдыхом на вокзале, но там было пусто. Охранник сказал, что они (водители) иногда в электричке сидят, спроси там. Я обратился к поездной бригаде, мол, нет ли у вас там водителя, получил ответ «ща поищем» и все пропали навечно…


Дальше события развивались стремительно. Надо было определяться с дальнейшим. Тёма заказал такси, и мы вышли на дорогу. Я устремил свой взгляд на север, в сторону монумента «Перемиловская высота» и увидел вдали ещё одну икарусовскую физиономию. Как потом выяснилось, это был Икарус-260, припаркованный метрах в 150 от станции. Я решил поискать водителя там, оставив парней дожидаться такси.
Автобус Т2а стоял абсолютно пустой, но рядом, за импровизированной оградой был ещё один Икарус-260 жёлтого цвета 51 региона, основательно заваленный снегом, из чего я заключил, что он не эксплуатируется, а значит тут база. Рядом находилась ярко-жёлтая бытовка, к которой вела утоптанная дорожка. Я решил проверить, может, это и есть перевалочный пункт водителей?


На фото вон там, вдалеке, по правой стороне, после двух красных зданий торчит уголок той самой бытовки.
Меня ждала удача. Внутри натопленного до состояния бани помещения пили чай с печеньками четыре человека, оказавшиеся водителями Икарусов… Очень быстро я договорился, что нас посадят на вокзале, откланялся, и рванул обратно к парням, позвонив Тёме, чтоб отменял нахрен такси в Сорочаны.
Минут через пять на ОРП появился водитель и стал прогревать машину. Вскоре подъехал и второй бас. Вот как раз в этот момент и выяснилось, что маршрутов Т2 два. Т2 и Т2а. То есть Т2 идёт маршрутом станция Яхрома - парк «Яхрома», а Т2а станция Яхрома - парк «Волен».


Т2 значит не заезжает в «Волен», Т2а не заезжает в «Яхрому». Что нам водители мгновенно и подтвердили, подкрепив это трафаретами с заклеенными словами.


Дальше мы загрузились непосредственно в автобус.
Салон удивил. Такой компоновки с таким количеством дверей я точно никогда не видел. Отдельно радовали сидения, старого образца, в последних московских Икарусах тушинской сборки сидушки были уже совсем другие.


Водитель сказал, что машина немецкая, что подтвердила и табличка внутри салона.


Особенно впечатляла задняя площадка.


Диковинным аксесуаром были полочки для вещей.


И далеко не все помнят вот такие вот аутентичные защёлки для форточек.


Счастливые и довольные готовы к старту.


Врубилось из динамиков «Ретро-ФМ» и мы отчалили.
На выезде с ОРП салон наполнился синим дымом, но это был просто разовый перфоманс, надуло видать достаточно случайно, так как потом всё очень быстро рассосалось. Ехали ровно, плавно, хотя мотор мне показался не родным, ну, не такой я помню звук, но вот все остальные звуки были родные, икарусовские. Проследовали в итоге мы не тем маршрутом, что был заявлен на схемах, и возвращались иначе. Лев молодец, по приезду домой сразу подробно написал на форум всё, что мы видели и в чём участвовали, надеюсь, Дима с Юрой на Яндекс.картах перерисуют.
На финальную горку перед конечной еле забрались, вгрызаясь в подъём почти пешком, уклончики там, конечно, адовые. ЛиАЗ-677 туда бы не залез, я в этом почти уверен, особенно, со мной на борту. И вот уже парк «Яхрома». Гостевая парковка была свободна, так что мы комфортно расположились в верхней её точке.


Дальше наступил перекур.


И время расспросить водителя, который полез что-то подкручивать, подняв «капот» на морде. Всё началось с моей фразы «не думал, что когда-нибудь ещё прокачусь на И-280», на что водила смеясь ответил «и я не думал, 15 лет назад их в Питере водил во втором парке». Дальнейшая полученная информация кратко может быть озвучена так:
- водителей притащили из регионов вместе с машинами;
- бытовку ты видел;
- после рейса из парков до вокзала их всех отвезут на специальной машине обедать;
- живут в общежитии;
- ТО никакого нет, так, если что-то можно на коленке, то там в бытовке и латают;
- билеты они вообще не проверяют ни у кого и нигде;
Так что чисто теоретически, приехав из Москвы на обычной эльке, можно подождать ретро-поезд, смешаться с толпой и спокойно прокатиться на Икарусах совершенно бесплатно. За лайфхак не благодарите.
Настало время отправляться в обратный путь. Перед самым убытием нас стало в салоне несколько больше - подсели парень с девушкой с ледянками в руках, причём парень оказался бывшим однокурсником Тёмы по «гайке».
По прибытии на вокзал мы стали прощаться с водителем, а тот всё сетовал «рулевую выбивает, тяжело, смотри, она какой конструкции». И действительно, конструкция была для советских модификаций нехарактерная.


Ну и хрестоматийный кадр торпеды.


Перед нами уже стоял Т2а из «Волена», которого обснимал со всех сторон ещё один трансфан. Этот Икар-260 обернулся быстрее, хотя и шёл от вокзала до развилки у нас в хвосте.


Настало время осмотреть вокзал изнутри. Всё было тепло, уютно, лампово и отлично приспособлено для ожидания и отдыха.


Не обошлось и без военной тематики. Здесь, на Перемиловских высотах в 41-ом году было жарко, но немцев дальше не пустили.


И даже своя отдельная касса для ретро-поезда.


Сортир фоткать не стал, но он тоже наличествовал, был чист и уютен, адаптирован для маломобильных граждан. А что, сломал ногу где-нибудь в Сорочанах, не пропадать же билетам на ретро-поезд, хоть в сортир завезут если что…
На выходе пронаблюдали прибытие Икаруса-260 с планетарными дверями из Сорочан. Сфоткать его поближе не вышло, так как на ОРП он не заехал, высадил троих пассажиров и умчал куда-то на север.


Мы же пошли готовиться на посадку в ретро-электричку. Под днищем головного вагона зловеще висел некий агрегат.


Главное, чтобы это относилось только к прибору, а не ко всему поезду. Хотя, хрен его знает, с чего там в Питере пожар начался…
На входе никто у нас ничего не проверял, и мы спокойно отправились осматривать состав. На родной салон классической ЭР2 это было мало похоже. Понятно, что туристический поезд, все дела, надо причесать парадно, но уж больно далеко это от оригинала, известного всем трансфанатам. Да и не только трансфанатам, а вообще всем людям примерно моего поколения.


В торцах вагона были оборудованы места для лыж и сноубордов, а также полки с зарядками. Всё это было смачно сдобрено фотографиями лыжников советских времён и прикрученными к стене допотопными аутентичными лыжами.


В общем, ничего оригинального в отделке я не обнаружил, то есть новодел стопроцентный. Особенно обидно было за окна. Ламповые деревянные рамы смотрелись бы зачётно.


Но зато в каждом вагоне находилось что-то вроде чайника.


Уже после отправления пришёл стюард, выложил чай чёрный, чай зелёный, фирменный сахарок, стаканы и прочие причиндалы. То есть чаю в пути можно выпить сколько влезет, а трофейным брендированным сахаром мы набили все карманы, на память, ведь такого сахара именно в такой упаковке больше нигде нет.
Тамбуры сверкали неестественной, небывалой чистотой.


Костя как всегда выдал шутку дня, шутку всей поездки. Каждый раз в каждом путешествии это делает именно Костя, хотя за всю дорогу он может не произнести ничего смешного. В общем, Костян скептически осмотрел сияющий тамбур и выдал: «Ненастоящая ЭРка, надо нассать в тамбуре»… Нас просто размазало, размотало по полной, долго мы ещё ржали, скорчившись по лавкам от хохота.
Занять наши места в третьем вагоне согласно купленным билетам мы не смогли, потому что в абсолютно пустом поезде из восьми вагонов именно на наши места кто-то сел. Это была какая-то мистическая бредятина. Но мы не стали их беспокоить по таким сущим пустякам и преспокойненько заняли второй вагон, оставаясь всю дорогу там в гордом одиночестве.
А тем временем настало время отправляться в обратный путь. Бросили финальный взгляд на Икарус в окно и тронулись.


После остановки в Туристе пришёл сначала чаеносец, а потом контроль. Причём, контроль не спрашивал у нас билеты, хотя я их все распечатал накануне, заявив, понятно, что они у вас есть, главное, скажите, кто где выходит. Нам с Лёвой было удобно десантироваться на Окружной, что мы сразу и обозначили. Это потом стало ясно, зачем эта информация была им нужна. Дабы избежать просачивания на территорию особо охраняемого объекта вражеских безбилетных лазутчиков на Окружной, открывались там только те двери, которые разблокировались заранее проводником. Ключом или кнопками не знаю, не успел заметить, но для нас реально открыли персонально только одну, самую ближнюю.
До Лобни ехали весьма живенько, но потом встали в график МЦД и начали тащиться как черепаха. «Почувствуй себя Аэроэкспрессом!» резюмировал этот паноптикум я, грустно провожая взглядом на скорости 15 км/ч медленно проплывающую за окном Новодачную и свой дом вдалеке.
На Окружной мы с Лёвой десантировались стремительно, едва успев попрощаться с Тёмой и Костей. Классическая фотка сквозь окно и парни убыли в сторону вокзала.


На платформе какой-то блогер жарко рассказывал на камеру «мы только что видели ретро-поезд «Яхрома» ЭР2-980…. … .. … … а через несколько минут я вам покажу поезд Штадлер «Аэроэкспресс»…
Лёва пошёл на МЦК, а я в очередной раз принялся зайцевать, потому что мне лень стало спускаться вниз, идти в кассу, потом обратно, я подумал, раз уж день начался с бесплатных покатушек на 909 и 746, то доеду уж нахаляву до Марка, где нет турникетов, там на 836 и немного пешочком.
Так я в итоге и сделал…
Зафиналить хотелось бы вот каким размышлением. Икарус. Автобус… Никогда не понимал этого. Ikarus по латыни это Икар, все знают его печальную историю. Перья, воск, солнце и жестокое падение, летательная попытка с летальным исходом. Кому в голову пришло назвать так автобус? Мол, мы не летаем, мы по земле ездим? Трудно сказать, но сомнительно это всё. Но. Икарус - это мощнейшая веха в истории СССР, России, общественного транспорта страны в целом. Не знаю ни одного человека, кому бы они не нравились. Вот ЛиАЗ-677 многие хаят, а Икарусы - никто…
В общем, ностальгия есть у многих. У кого-то по СССР, у кого-то по «глобусам», у кого-то по Икарусам, но факт остаётся фактом: теперь эту ностальгию можно удовлетворить. За 300 рублей. И мы это прекрасно сделали даже с перевыполнением плана, учитывая поездку на автобусе в обе стороны пусть и полулегально.
И очень хорошо, что поездка выпала на самый холодный день этой зимы. Было солнечно, морозно, безветренно, что создало неповторимую атмосферу выходного дня на природе, всё как тогда, когда вооружённых лыжами жителей Москвы в 70-х годах утром в субботу несли в Подмосковье «кругломордые поезда здоровья»…

За сим вечно ваши Артемий «Арт_б» Буянов, Константин «Ремр» Головащенко, Лев «ФанатОТ» Ниматов и Илья «Касым» Ковалёв.

(с) Касым, 2021

Все фото поездки   https://cloud.mail.ru/public/Aznh/XJ7Vot26W
Все фото Тёмы   https://cloud.mail.ru/public/7Xz3/t1dkxyvvn

транспорт, электрички, путешествия

Previous post Next post
Up