Как добрый Бог допускает ад?

Jul 04, 2006 19:38

Вопрошающий спрашивает:

«Я все же хочу, чтобы ты объяснил мне ад. Я не понимаю как всепрощающий и любящий своих детей Бог мог придумать такую ерунду. Ты сказал когда-то, что есть люди, стремящиеся в ад и не желающие для себя другой участи, однако эту твою мысль я совершенно не понимаю. Я не знаю ни одного человека, сознательно жаждущего мучаться вечность, более того, истинная доброта человеческого сердца, пусть даже и спрятанная за личностью сурового грешника, вроде как постулируется религией. То есть любой человек на самом деле прекрасен, хоть бы и не знал этого сам. То есть ни одно творенье Божье не заслуживает столь отвратительной участи.

Я уже не говорю о жестких рамках, которые ставит церковь - мол самоубийца всенепременно попадает в ад. Я помню, ты приводил некую цитату о прыгающем с моста человеке, однако, уверяю тебя, далеко не все самоубийцы проходят стадию раскаяния в этот момент. Что совершенно не делает их недостойными благодати Божьей, если этот Бог хоть чуть-чуть соответствует моему о Нем представлении.

Таким образом, получается, что ад - это либо плохая идея странного и несколько злого бога, либо детище людского разума, порожденное желанием достаточно грубо разграничить плохое и хорошее, и манипулировать людьми.

Я несколько длинно излагаю свою мысль, однако, надеюсь ты сможешь уловить суть».


Ответ:

На самом деле ответ на этот вопрос достаточно прост, хотя его и трудно бывает уразуметь «современному человеку», мысль которого чаще всего достаточно непоследовательна и фрагментарна. Сразу хочу предупредить, что я буду не столько излагать «официальную точку зрения», сколько приведу для Вас некоторые свои размышления об учении Церкви.

Начну, пожалуй, со слов святого Августина: «Тот, Кто сотворил тебя без твоего участия, не оправдает тебя без твоего участия. Он сотворил тебя без твоего ведома, но в согласии с твоим желанием Он оправдывает тебя, но это Он - Тот, кто оправдывает, ибо праведность - не твоя собственность» (Serm. clxix, c. xi, n.13). На самом деле, как это ни парадоксально, возможность и существование ада - это прямое следствие из уникального достоинства человеческой личности, из ее свободы и из величия человека как творения.

Заданный Вами вопрос можно сформулировать проще - «Почему добрый и любящий Бог не спасает всех». Этот вопрос, хотя это и не высказывается вслух, как бы скрыто подразумевает, что спасение - это некая награда, вознаграждение, которое делает человека счастливым в вечности: а значит Бог может каждому дать это «вознаграждение», вне зависимости от того, кто этот «каждый». Но на самом деле это не совсем так. Спасение - или святость, что одно и то же - это такое состояние нашего существа, когда мы находимся в такой полноте общения и единения с Богом, какая только доступна нашей природе. Т.е. спасение - это не «придаток» или «добавка» к нашему существу, не такая награда, которая может быть выдана - это то, что, до определенной степени, составляет само бытие спасенного человека. Наша земная жизнь - это время, когда мы либо созидаем себя (если устремляемся к Богу), либо себя разрушаем (если устремляемся от Него). Иными словами - каждым своим поступком мы или созидаем свое спасение, или уничтожаем его возможность. Свобода - дар, благодаря которому мы уникальным образом подобны Богу - это, возможность возрастания - но также и возможность отхода, радикального отказа от Бога; то есть возможность ада: «Главная адская мука состоит в вечной разлуке с Богом, тогда как в Нем Одном может человек иметь жизнь и счастье, для которых сотворен и к которым стремится» (Катехизис Католической Церкви, 1035).
Иными словами, каждый наш поступок либо, с помощью Божьей благодати созидает рай - «совершенную жизнь с Пресвятой Троицей … общение жизни и любви с Нею, с Девой Марией, ангелами и всеми святыми» (ККЦ, 1024) - или, отвергая Бога и его благодать, созидает ад. Великое достоинство человеческой личности в том, что каждый наш поступок - не мелочь - но событие, исполненное величайшей значимости; каждый поступок - это выбор, созидающий нас в вечности и для вечности.

Вы пишете, что едва ли человек может стремиться в ад и не желать для себя другой участи. И это Вы отчасти говорите верно - едва ли кто-то устремился бы к вечному «почти небытию» по собственной воле. Однако немало тех, кто отвергает Бога, не замечая, что это - совершенно то же самое. Именно Бог - есть само Бытие, само Благо и сама Жизнь. Невозможно отвергнуть Бога и Его волю - т. е. отвергнуть жизнь, благо и счастье - и вместе с тем жить, находиться во благе и быть счастливым. Третьего здесь нет и не может быть, и вся наша земная жизнь - это событие выбора; это воплощенное решение - выбрать Бога или отвергнуть Его. Но ад - эта вечная мука - это и есть прежде всего состояние отвержения Бога, отсутствия общения с Ним.

Выбор - это мои поступки. Это не то, что мне кажется; не то, чего я хочу (или, как мне кажется; или как я убедил себя - хочу). Это то, относительно чего я принимаю решения и действую. И каждый мой поступок в этой жизни - созидает или разрушает мое вечное бытие в полноте радости и счастья; или лишает меня этой возможности. Бог, желая, чтобы мы знали, как обрести вечность в радости общения с Ним, Своими заповедями указал нам, какие поступки нас созидают, а какие - превращают нас в руины. Среди этих поступков есть те, которые называются «смертными грехами» - они приводят нашу душу в состояние «несовместимое с Жизнью». Бог желает, чтобы мы получили прощение и исцелились - но для этого наша личность, наша свобода, должна принять решение - и дать Ему войти в нашу жизнь, спасая, исцеляя и прощая. Без нашего участия это невозможно, а все возможности для нашего участия Бог нам дает всегда и в изобилии. И рай, и ад - это следствие наших поступков; до некоторой степени можно образно сказать, что это и есть наши поступки, что это и есть мы сами, какими мы себя избрали в этой земной жизни - для вечности.

«А почему бы всемогущему Богу просто самому не взять и не спасти нас?» - вопрос из того же ряда. На самом деле Он всегда дает нам Свою благодать и Свое спасение. Нужно только, чтобы мы их приняли. Это уже зависит от нашей личности и от нашего решения (а для принятия правильного решения Он всегда дает достаточно помощи). Ведь это наша личность - я, Вы, каждый человек - тот, кто призван обрести жизнь и спасение. Это я, Вы, каждый человек должен его принять; и принимая его, совершая выбор - человек становится другим, оставаясь вместе с тем полностью собой. Иной путь к спасению был бы только один - уничтожить содержание этой уникальной личности и заменить его другим - таким же, с той только разницей, что выбор ее - правилен и она приняла Бога. Но дело в том, что Бог любит Вас, меня, Папу Бенедикта XVI (список можно продолжать) - каждого человека - и хочет, чтобы спаслась именно Ваша (и других) уникальная личность, с ее выборами, с ее дарами и историей, которая позади - а не наши «добрые привидения» или благообразные клоны. И поэтому можно сказать, что как и сам дар свободы, возможность ада - это парадоксальным, трудно понятным - но неизбежным образом следствие великой любви Бога к каждой человеческой личности.

И оставшиеся вопросы:

Про выбор ада человеком: Верно, что каждый человек сотворен Богом с благой природой. Но неверен вывод, что «поэтому каждый заслуживает спасения». Хотя бы уже потому, что «заслужить» что-то можно только своими деяниями, а не тем фактом что тебе в начале был дан дар «быть благим». Т.е. наше бытие в вечности определяется не самим этим благим даром, а тем, что мы с ним сделали. Попробую привести такую аналогию: представим себе художественную галерею, где висят шедевры. Каждый из них создан художником как прекрасное произведение искусства. Полотна благи и великолепны. Некоторые слегка повреждаются временем и перепадами температуры. Их реставрируют и они снова прекрасны. Некоторые могут повредить вандалы - скажем разрезать ткань ножом. Реставратор долго работает над полотном и может восстановить картину в прежнем великолепии. Но представим себе полотно, на которое злодей плеснул концентрированной кислоты - так что краски не осталось, не осталось изображения - одни дыры и отдельные волокна сохранились. Такую картину не отреставрировать - можно создать хорошую копию, но это будет уже не она. Остатки полотна, несомненно, обладают еще некой остаточной стоимостью - но уже не имеют почти ничего общего с тем шедевром, который был на картине. Его выбрасывают - а в лучшем случае оно одиноко валяется в одном из подвальных хранилищ… И это не потому, что картину не любили… Так вот - мы и есть шедевры в художественной галерее - с одной только разницей: это не злодеи и не вандалы, а мы сами повреждаем себя, режем ножом и плещем на себя кислотой. И сами решаем - быть ли нам обновленными и стать ли такими же, какими мы некогда были задуманы - обратившись к Богу, Который и есть - наша Жизнь.

И про самоубийство. Среди наших свободных поступков есть возможность таких, которые по самой своей природе необратимы - речь идет о самоубийстве. Совершая самоубийство человек лишает тем самым себя той свободы, которая дается ему в жизни и для жизни. И увы, лишает себя возможности раскаяния - а значит и возможности воссоздания себя из руин, в которые грех превращает его существо. То, что нам дана возможность совершать такие поступки - это великая ответственность, следующая из величия достоинства свободного существа, сотворенного по образу Бога. Но сам такой поступок - один из «несовместимых с жизнью души» по своей природе (а не потому что таково наказание Бога «за поступок» - грех сам несет в себе свое наказание в вечности). Вместе с тем, надо помнить и о том, что некоторые кончают с собой в состоянии безумия, психической болезни и других похожих обстоятельствах. Поступок, совершенный в таком состоянии сознания не может рассматриваться как смертный грех (человек должен быть способен понимать, что он делает нечто дурное, чтобы ему вменялась нравственная ответственность), и потому такой «самоубийца» не лишен надежды на спасение. Церковь учит: «Тяжелое психическое расстройство, страх или невыносимая тревога перед испытанием, страданием или пытками могут уменьшить ответственность самоубийцы. Не надо терять надежду на вечное спасение людей, окончивших жизнь самоубийством. Бог, одному Ему ведомыми путями, может дать им возможность спасительного покаяния. Церковь молится о тех, кто наложил руки на себя» (ККЦ 2282-2283).

Но невозможно и даже безнравственно верить и во «всепрощающего» Бога, который спасает людей независимо от их решений и деяний. Чтобы получить прощение, надо его принять. Более того - Бог всегда дает нам Свое прощение и подлинную жизнь в изобилии; надо только принять их всем своим существом, своими выборами и решениями, которые совершаются в поступках.

catholic_answers

Previous post Next post
Up