О "Папессе Иоанне" обмолвите слово...

Jul 05, 2006 00:30

Вопрошающий спрашивает:

В истории католической церкви есть факт когда Папой была избрана женщина. После того как выплыл обман - она была низложена. Вопрос: являлось ли избрание Папы в этом случае проявлением Божьей воли и как в таком случае быть с низложение. А если нет, то не опровергает ли этот факт утверждения "помазанности" Папы. Спасибо.

Ответ

Историю о «Папессе Иоанне» очень часто приводят или просто как забавный исторический казус или даже как пример события, якобы противоречащего взглядам Католической Церкви. В художественной литературе об этом нередко говорится, как о факте; разные авторы сочиняют драмы и романы основанные на утверждении о том, что однажды Папой Римским была избрана женщина.

Если мы хотим разобраться в том, что касается этой истории, нам следует ответить на два вопроса: (а) правда ли такое в истории было и (б) если бы это было, как это повлияло бы на католическую веру и учение Церкви.



(а) Правда ли история о «Папессе Иоанне»?

Хотя легенда о «Папессе Иоанне» и имеет немалую историю, она полностью выдумана и не основана на реальных фактах. Впервые она встречается в хронике монаха-доминиканца XIII века Мартина Полония. Согласно утверждению этого хрониста после смерти Папы Льва IV папский престол занял англичанин Иоанн, правивший два года, пять месяцев и четыре дня. «Как утверждают», пишет хронист «он был женщиной». Якобы с детства Иоанна носила мужскую одежду, преуспевала в науках более всех других и потому была избрана Папой. Однако, уже пребывая на папском престоле, она забеременела, родила ребенка на пути с площади св. Петра в Латеранский Собор. Вскоре умерла и была похоронена в Риме. Таково краткое изложение содержания рассказа хроники Мартина Полония о «Папессе Иоанне».

Каковы же реальные факты? Лев IV был Папой с 847 г. по 17 июля 855 г. 29 сентября того же, 855 г. на папский престол взошел Папа Бенедикт III, проживший до 858 г. Для якобы «правившей два года, пять месяцев и четыре дня Папессы Иоанны», как можно увидеть, просто нет свободного промежутка. Этот период истории очень хорошо документирован как прямыми, так и косвенными свидетельствами, что исключает фальсификацию фактов.

В частности, согласно записям исторических документов, в 855 г. епископ Реймса послал своих представителей с документами к Папе Льву IV. В пути они узнали о его смерти, а прибыв в Рим - узнали об избрании Бенедикта III, что и записали в свои отчеты. При избрании Бенедикта запрашивалось согласие императора Лотаря на его интронизацию, о чем также сохранились надежные документы. Император был при смерти и его согласие задерживалось. Осужденный за дурное поведение римский священник Анастасий воспользовался этим, схватил Бенедикта III и заключил в темницу, а сам занял папский престол. Народ возмутился и вскоре последовало императорское подтверждение признания Бенедикта III папой. Анастасий был низложен, а Папа Бенедикт III водворен на свое законное место. Все эти события хорошо документированы и никакой возможности того, чтобы в это время женщина-«папа» вклинилась в историю - просто нет.

Откуда же взялась эта история? Есть все основания полагать, что это искуственная вставка в труд Мартина Полония, не принадлежащая ему. Мартин из Траппау, известный по своей польской национальности под именем Мартина Полония, был папским капелланом. Работая в архивах Ватикана он написал свою хронику Пап. В тексте этой хроники за Львом IV следовал Бенедикт III, как и было в действительности. Ранние издания этой хроники не содержат никаких указаний на женщину-«папу». А через несколько лет в следующих изданиях такие указания появились. Кто и когда вставил этот текст не известно. Обстоятельства того времени не позволили опровергнуть ложную информацию - это время французской оккупации Рима и последовавшей за ней эпидемии чумы.

Как говорят сторонники гипотезы, «Папесса» Иоанна упоминается и в других старинных хрониках. Однако внимательное изучение вопроса показало, что все такие упоминания появляются только в поздних изданиях этих текстов, а именно не ранее 1275 г., когда свою хронику завершил и издал Мартин Полоний.

Есть несколько версий того, откуда появилась эта легенда. Скажем, в старинной Салернской Хронике около 980 г. упоминаются слухи о том, что на Константинопольский Патриарший престол однажды была избрана женщина. Это, разумеется, не соответствовало действительности, однако эта история получила широкое распространение в народе и на нее ссылался даже Папа Лев IX в своем письме в Константинополь. Со временем, видоизменившись, эта история могла превратиться в историю о «Папессе Иоанне». Существуют и другие версии.

Научная критика еще в эпоху Возрождения указывала на ложность этой легенды. Окончательную точку в этом вопросе поставило исследование немецкого историка И. фон Дёллингера в середине XIX века, и с тех пор ни один серьезный историк не принимает легенду о «Папессе Иоанне» всерьез.


(б) Будь история о «Папессе Иоанне» правдой, как это повлияло бы на нашу веру?

Один из веских поводов не подозревать, что история о «Папессе Иоанне» была правдой, которую скрывает Рим - именно тот, что ответ на этот вопрос очень прост: «Никак». Это не повлияло бы на нашу веру и на учение Церкви о служении Епископа Рима. Дело в том, что, согласно законам Церкви, женщина не может быть избрана Папой. Если бы женщина, притворяясь мужчиной, добилась такого избрания - это означало бы, что это т.н. «анти-Папа» - т.е. не Папа, претендующия (в данном случае - претендующая) на Папский престол. Избрание ее было бы недействительным, ее действия - неправомочными, а время ее «правления» просто считалось бы с канонической точки зрения «междуцарствием» (interregnum) - т.е. временем, когда Папский престол пустовал после смерти одного действительного Папы и до вступления в свои обязанности другого. Ни дисциплинарные нормы, ни догматы Церкви о служении епископа Рима просто не имели бы к такой «папессе» никакого отношения.

Схожая ситуация происходит, когда сейчас происходят «рукоположения» женщин в епископы и священники. Даже если действительный католический Епископ совершит полностью правильно чинопоследование Таинства Священства над лицом женского пола, таинство не совершится. В таком случае говорят о «недействительности» Таинства, т.е. о том, что, хотя внешне все молитвы и жесты были совершены, невидимого действия Бога и Его благодати попросту не было. Точно так же были бы недействительны выборы Папы, если бы по ошибке на Римский Престол была бы избрана женщина. И именно поэтому - ведь служение Папы присоединено к служению епископа города Рима - а женщина стать епископом не может, даже если ее по ошибке за епископа будут принимать.

catholic_answers

Previous post Next post
Up